Модель урока по УМК «школа 2100» (3 класс) тема урока « Правописание безударных гласных в корне (в ситуации нескольких безударных гласных в корне)»
Модель урока по УМК «школа 2100» (3 класс) тема урока « Правописание безударных гласных в корне (в ситуации нескольких безударных гласных в корне)»
Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонизирующими межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной деятельности, каковой и может стать групповая работа, организованная по принципам модерации. Технология модерации играет особую роль и в формировании и развитии универсальных учебных действий обучающихся, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом.
Тип урока: Урок развитие умений
Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне (в ситуации нескольких безударных гласных в корне)»
Цель: видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать; доказывать свое
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модель урока по УМК «школа 2100» (3 класс) тема урока « Правописание безударных гласных в корне (в ситуации нескольких безударных гласных в корне)»»
Модель урока
по УМК «школа 2100» (3 класс)
предмет русский язык
тема урока «Правописание безударных гласных в корне (в ситуации нескольких безударных гласных в корне)»
технология модерация
Выполнена:
Немовой Натальей Викторовной,
учителем начальных классов,
МКОУ СОШ №21 имени И.С.Давыдова
села Обильного
Георгиевского района
«Технологическая карта урока с использованием технологии модерации»
Теоретическая часть.
Под модерацией на современном этапе понимают технику организации интерактивного общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Модерация при правильной организации является таким способом проведения учебных занятий, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные.
Основная дидактическая цель метода модерации в образовательной деятельности – развитие способности обучающихся к самостоятельному и ответственному решению вопросов, проблем.
Цели применения модерации – эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока. Таким образом, обеспечивается оптимальное использование времени урока, а также энергии и потенциала всех участников образовательного процесса.
В основе модерации лежит использование специальных приемов, методов и техник, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями, и подводящих обучающихся к принятию обоснованного решения за счет реализации их внутренних возможностей.
Пассивные методы:
-пересказ,
-рассказ,
-лекция,
-практикум,
-упражнения,
-экскурсия,
-наблюдение.
Активные методы:
- проблемная лекция,
-активная консультация,
-проблемный семинар,
-анализ конкретных ситуаций,
-деловые игры,
-ролевые игры,
-конференции,
круглые столы.
Интерактивные методы:
- работа в парах,
-метод шести шляп мышления,
-верные и неверные утверждения,
-мозговой штурм,
-кластер,
-корзина идей,
-бортовой журнал,
-аргументированное эссе,
-дерево решений,
-суд от своего имени,
-займи позицию,
-метод аналогий,
- аквариум и т.п.
В процессе совместной работы обучающихся, будут осуществляться различные интеракции:
Учитель – ученик
Ученик – ученик
Учитель – малая группа
Учитель – класс
Малая группа – малая группа
Малая группа – класс
Ученик – малая группа
Ученик – класс
На современном этапе эффективность педагогической технологии определяется использованием интерактивных методов обучения.
Модерация групповой работы в большей мере направлена на раскрытие внутреннего потенциала ребенка. Она не привносит нового, а лишь помогает потенциальное сделать актуальным. При этом индивидуально значимое становится социально значимым, то есть приемлемым в коллективе.
Метод модерации отличает:
- четкое структурирование (логика отдельных этапов) всего процесса обсуждения проблемы и принятия решения в соответствии с заявленными целями;
- специфические требования к профессиональной компетентности и личностным особенностям организатора, так называемого модератора,
- наличие свода обязательных «правил игры» для всех участников.
Для обеспечения эффективности управления образовательным мероприятием в основу технологии положены следующие принципы:
- структурированность (все содержание урока рационально делиться на четко определенные части);
- систематичность(отдельные части урока взаимосвязаны);
- комплексность(все части урока нацелены на обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся);
- прозрачность (деятельность каждого обучающегося видна учителю, всем участникам ясно виден ход образовательного процесса, его промежуточные и итоговые результаты).
Модерация обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
мотивация всех участников образовательного процесса;
мониторинг образовательного процесса;
рефлексия педагога и обучающихся;
анализ деятельности участников и оценка результатов.
Актуализация:
Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонизирующими межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной деятельности, каковой и может стать групповая работа, организованная по принципам модерации. Технология модерации играет особую роль и в формировании и развитии универсальных учебных действий обучающихся, которые предусмотрены Федеральным государственным образовательным стандартом.
Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне (в ситуации нескольких безударных гласных в корне)»
Цель: видеть орфограмму в слове; аргументировано отвечать; доказывать свое мнение.
Задачи урока:
-научить видеть в словах орфограммы-буквы безударных гласных;
-различать в словах с двумя безударными гласными орфограммы-буквы проверяемых и непроверяемых гласных;
-писать слова с этими орфограммами;
-подбирать проверочные слова, где это необходимо.
Планируемые результаты:
Предметные: знают: алгоритм нахождения орфограммы – две безударные гласные в корне слова; умеют: подбирать проверочные слова.
Формируемые УУД:
Личностные:
- сохранять мотивацию к учебе;
- проявлять интерес к новому учебному материалу;
- развивать способность к самооценке.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- оценивать свои действия.
Познавательные:
- использовать знаки, символы, схемы;
-высказываться в устной форме;
- владеть основами смыслового чтения;
- анализировать объекты, выделять главное;
-проводить сравнение, анализ;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: карточки с загадками, полоски со словарными словами, учебник, интерактивная доска, проектор.
Технологическая карта к уроку
Этап урока
Содержание заданий для учащихся.
Виды деятельности учащихся, формы организации работы
Планируемые результаты УУД
Предметные
Виды УУД
1. Инициация.
Начало урока
1 На доске записаны слова
( поля, голова, лесной, молодой, лисичка)
Назначаются командиры групп из тех, кто лучше всех работал на предыдущем уроке.
Каждый командир получает карточку с текстом загадки (загадки на одну тему – времена года).
Повторяют правила работы в группе.
Учащиеся должны найти и обозначить
орфограмму.
Проверяем написанное.
Учащиеся делают вывод, что некоторые слова требуют проверки нескольких безударных гласных и работать в группе будет легче.
Учащиеся
берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. (группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.)
6 Пришла без красок И без кисти И перекрасила все листья. (Осень)
Запорошила все дорожки,
Разрисовала все окошки.
Радость детям подарила —
И на санках укатила. (Зима)
Шагает красавица,
Легко земли касается, Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. (Весна.)
Долгожданная пора!
Детвора кричит: "Ура!"
Что ж за радость это?
Наступило... (лето)
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1.Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно.
2.Главные идеи и предложения должны быть визуализированы.
3.Все обсуждения ведутся письменно.
4.Высказывания должны быть краткими.
5.Разрешается применять так называемые «конфликтные знаки».
Знать:
- как проверить безударные гласные в корне
Уметь:
- выделять орфограмму безударного гласного в корне
Личностные УУД:
- выполнение нравственно-эстетических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроке.
Регулятивные УУД:
- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при осуществлении познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при формулировке вывода.
Логические УУД:
- выдвижение гипотез, их обоснование и доказательства при самостоятельном решении детей работать в группе.
Коммуникативные УУД:
- выполнение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками;
- использование в общении правил вежливости, использование в общении простых речевых средств при передачи своего мнения.
2.Вхождение в тему (сообщение темы урока)
Словарная работа.
Работая в группах
Инструкция группе:
1.Прочитайте слова (слова даны на листах –лентах каждой группе)
Учащиеся возвращаются к словам, записанным на доске. Формулируют цель урока. Ставят задачи.
Учащиеся зрительно воспринимают словарные слова, сравнивают произношение слов с их написанием.
Объясняют правописание слов.
Доказывают, что все слова являются словарными (стр 67 –готовься к словарным диктантам, недавно изученные слова – абрикос и характер)
Находят лишнее слово, (молодёжь, стебелёк холодок, колосок)
Доказывают, почему оно лишнее (в корнях этих слов – две проверяемые безударные гласные)
Учатся подбирать проверочные слова к словам с двумя безударными гласными в корне слова.
Знать:
-словарные слова и что к ним невозможно подобрать проверочные слова.
Уметь:
-видеть в словах орфограммы;
-подбирать проверочные слова.
Личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку при изучении словарных слов;
- проявление позитивного отношения к русскому языку и адекватная самооценка своей деятельности при определении орфограмм;
Регулятивные УУД:
- определение цели и задач учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при повторении правила о проверяемых безударных гласных в корне слов.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации при работе с учебником;
- умение структурировать знания при доказательстве правильного решения.
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, классификация при повторении правил о проверяемых безударных гласных в корне слов.
Коммуникативные УУД:
- умение формулировать собственное мнение, договариваться и задавать вопросы, контролировать собственные действия и действия партнера при работе в группе;
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения при постановке цели и задач урока.
Проверяют инструкцию – памятку на стр. 173 учебника
Вывешивают лишние слова на доску.
Доказывают свои действия.
Знать:
-понятие «однокоренные слова»
-состав слова
Уметь:
-выделять корень в словах;
-видеть в словах орфограммы;
-подбирать проверочные слова к обеим безударным гласным в корне.
Личностные УУД:
- выполнение нравственно-эстетических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроке русского языка при составлении алгоритма действий.
Регулятивные УУД:
- прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при повторении правил о проверяемых безударных гласных в корне слов.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации при повторении правил о проверяемых безударных гласных в корне слов.
Логические УУД:
- выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство при работе со словами, имеющими две безударные гласные в корне.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений и умение обосновать собственное при подборке проверочных слов к каждой безударной гласной;
умение договариваться, находить общее решение при составлении алгоритма действия с двумя безударными гласными в корне.
4.Интерактивная лекция (передача и объяснение информации)
Решение проблемного вопроса:
-Как вы думаете, всегда ли слово, имеет только одну безударную гласную?
- Прочтите слова, записанные на доске.
- Определите слово, в котором есть два безударных звука в корне слова (ветерок)
Докажите, что в других словах нет двух безударных гласных в корне
- На основе выполненных заданий представьте в группах тему урока
в виде схемы .
- К лишним словам, каждая группа подбирает проверочные слова
Молодёжь – молод, молоденький;
Стебелёк – стебель, стебельчатый;
Холодок – холод, холодный;
Колосок - колос, колосья.
Высказывают своё мнение. (Не всегда)
Читают слова, записанные на интерактивной доске :
Ветерок, грузовик, вечерний, прочитал.
Определяют слово, в котором есть два безударных звука в корне слова (ветерок- вЕтер- корень, вторая -Е непроверяемая. )
Доказывают, что в других словах нет двух безударных гласных в корне. (Грузовик – корень груз, один безударный; вечерний – корень вечер -, один гласный в корне безударный, а другой - ударный; прочитал – корень чит-, один безударный гласный в корне)
На основе выполненных заданий демонстрируют свои схемы на тему урока.
Знать:
-алгоритм действий при нахождении и проверке безударной гласной в корне.
Уметь:
-выделять корень в словах;
-видеть в словах две безударные гласные;
-подбирать к ним проверочные слова;
Личностные УУД:
- проявление позитивного отношения к русскому языку и адекватная самооценка своей деятельности при определении орфограмм;
- выполнение нравственно-эстетических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроке русского языка;
Регулятивные УУД:
- оценка успешности решения учебной задачи по критериям, определенным совместно с учителем и одноклассниками при работе со словами с безударными гласными в корне.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- построение знаково-символических моделей при построении схемы урока;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при определении слов с одной и двумя безударными гласными.
Логические УУД:
- анализ, синтез, сравнение, классификация при работе со словами с одной и двумя безударными гласными в корне.
Коммуникативные УУД:
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при работе в группе;
способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет при доказательстве аргументов.
5.Эмоциональная разрядка, разминка
Физ.минутка с пингвинами.
Под руководством учителя дети повторяют движения за пингвинами.
Личностные:
-установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
6.Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
Коллективная работа по учебнику.(Группа «Учитель-класс»)
Упр.104.
Прочитайте задание к упражнению.
Прочитайте первую группу слов.
Все ли эти слова понятны? Где можно получить информацию о значении слов сокольничий и Сокольники.
Устный разбор заданий по учебнику.
Письменная работа.
Самостоятельная работа со 2-й частью упражнения.
Проводится взаимопроверка в парах.
(группа «Ученик-ученик»)
Читают задание к упражнению.
Читают первую группу слов.
Определяют однокоренные ли это слова, почему?
Работают с толковым словарем.
Выделяют корень.
Ставят ударение
Определяют в каких словах в корне есть два безударных гласных. (соколиная, соколята)
Каким словом проверим первый безударный гласный?(сокол)
Второй гласный?(соколик, сокольничий, Сокольники)
Выполняют письменную работу в тетради.(сокол, соколиная, соколята, соколик, сокольничий, Сокольники- ставится ударение, выделяется корень, одной чертой подчеркивается буква безударного гласного, двумя — буква ударного.)
Со 2-й группой слов группы работают самостоятельно.
Дети обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга.
Сигналами обратной связи показывают правильность выполнения задания.
Знать:
--понятие «однокоренные слова»
-состав слова
Уметь:
-находить слова с двумя безударными гласными в корне;
- находить среди однокоренных слов проверочные для каждой буквы безударного гласного;
-графически обозначать орфограммы.
Личностные УУД:
- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при работе с учебником.
Регулятивные УУД:
- прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при выполнении упражнения.
- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при работе с упражнением.
Познавательные УУД:
Общеучебные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации в учебнике и в рабочей тетради при работе с заданием упражнения.
- выбор наиболее эффективных способов решения задач при выполнении упражнения.
Логические УУД:
- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД:
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания на внимание;
рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при выполнении самостоятельной работы.
7 .Подведение итогов( рефлексия, оценка урока)
Диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты и соотнести цели и внесенный вклад в коллективную работу.
- Чем занимались на уроке?
- Какой ответ на основной вопрос урока можем дать?
- Чьи версии подтвердились?
- Какие трудности испытали на уроке?
- Как оцените свою работу?
Дом.зад. стр.101, упр. 2
Участвуют в диалоге с учителем.
Анализируют, обобщают, делают выводы по проблеме, называют основные позиции нового материала, высказывают свои впечатления от урока. Сигнальными карточками показывают отношение к своей деятельности на уроке ( цвет сигнальных карт, обозначающих степень усвоения материала: красный- все понял, , желтый – некоторые вопросы вызывают сомнения, синий- новый материал вызвал затруднения и требует доработки.)
Знать:
-алгоритм нахождения проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
Уметь:
- подвести итог проделанной работы;
- пользоваться сигнальными карточками;
- оценить свою работу на уроке и уровень усвоения материала.
Регулятивные УУД:
- Осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозированию.
Коммуникативные УУД:
- Умение формулировать собственное мнение, использовать речевые средства передачи своего мнения.
Использованная литература:
- Учебник для 3 класса УМК школа 2100, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (1 часть), М.; Баласс, 2013г.
- Методические рекомендации по русскому языку УМК школа 2100 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина М.; Баласс, 2014г.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Инновационные педагогические технологии/ Под ред.Е.В. Ивановой, Л.И. Косовой, Т.Ю. Аветовой – СПб.: Изд-во ООО «Полиграф - С», 2004. – 160 с.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2009.
Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогичекое консультирование и супервизия: Монография/ М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н.Горычева, А.Г.Ширин/ Под ред. М.Н.Певзнера, О.А.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.
Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.3. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В.Борисовой., Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. -79 с.
Управление введением федерального государственного образовательного стандарта. Начальная школа / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011.
Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник, 2009.