МОАУ "Средняя общеобразовательная школа №15 г. Новотроицка"
МОАУ "Средняя общеобразовательная школа №15 г. Новотроицка"
Урок математики по новой теме "Вычитание вида 30-4" в разделе "Сложение и вычитание в пределах 100" УМК "Перспектива ". Урок соответствует ФГОС. Работа в группах, иетапредметная связь
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МОАУ "Средняя общеобразовательная школа №15 г. Новотроицка"»
Тема: СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ вида 30 – 4
Педагогические задачи: рассмотреть прием вычитания в случае вида: 30 – 4; закреплять изученные ранее случаи сложения и вычитания; продолжать работу над задачами; развивать мыслительные операции анализа, сравнения, а также наблюдательность, внимание.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные:принимают и осваивают социальнуюроль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные:знают, как вычесть и сложить двузначное число, не оканчивающееся на нуль, с однозначным, а также как вычесть из двузначного числа, которое не оканчивается нулем, двузначное число, оканчивающееся нулем; как сложить два двузначных числа, одно из которых оканчивается нулем; как сложить двузначное и однозначное число, при сложении единиц которых получается 10; как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 4; решать задачи и выражения изученных видов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):регулятивные: формулируют учебную задачу урока на основании того, что уже изучено, и того, что еще неизвестно; планируют собственную деятельность и прогнозируют ее результаты; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия; способны к мобилизации волевых усилий; познавательные: формулируют познавательную цель, выделяют необходимую информацию, структурируют знания; анализируют, выделяя существенные признаки, сравнивают; самостоятельно создают способы решения проблемы и алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, осознанно и произвольно строят речевое высказывание; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; уважают в общении и сотрудничестве как партнера, так и самого себя, не создают конфликтов в спорных ситуациях.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оборудование: атрибуты для команд (шарфики), вазы с цветами, снежинки, солнышко, кленовый лист для команд, листы разного цвета
Ход урока.
1.Эмоциональный настрой.
- Каково ваше настроение? (Во)
-Все такого мнения?(Да)
-Отлично! А теперь поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга в группе , соприкасаясь правой рукой.. Если вы настроены работать на уроке-поднимите правую руку.
Итак, начинаем урок математики.
- И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
Мы сегодня с вами, дети,
Проведём такой урок:
Поработаем по группам,
Уложиться нужно в срок.
Уменья, навыки и знанья
Показать вы всем должны.
Результаты всех ответов
Очень для меня важны.
Итак, ребята, не зевайте –
Считайте, думайте, решайте.
Наш урок математики пройдет под девизом «Если вместе, если дружно». Мы отправляемся в путешествие по временам года, во время которого повторим пройденный материал, проверим ваши знания в устном сложении и вычитании, а также узнаем что-то новое.. Итак, в путь!
2. Разминка для ума.
Сядьте поудобнее, у нас разминка для ума. «Проверяй не зевай – очень быстро отвечай».
Какой день недели предшествует субботе? (пятница)
Как называется емкость, в которой находится зубная паста? (тюбик)
У Иванушки –дурачка были три брата и три сестры. Сколько в семье мальчиков? (четыре)
Назовите компоненты действия вычитания. (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько всего машин шло в село? (одна машина – такси)
Бежали по дорожке два гуся, петух, кошка, собачка. Сколько лапок топало той дорожкой по полю? (14 лапок)
Росли две вербы. На каждой вербе по две ветки. На каждой ветке по две груши. Сколько всего груш?
На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего было яблок?
Что легче кг железа или кг ваты?
Сколько хвостов у трёх котов? (3)
Сколько рогов у двух коров? (4)
Сколько ушей у пяти мышей? (10)
Игра «День- ночь»
7 + 8 – 10 + 50 – 40 – 9 + 8 + 20 = 34
Минутка чистописания.
34
43
-Что вы знаете об этих числах?
-Красиво прописали.
3. Введение в тему урока
В саду царском стоит дерево райское:
На одном боку цветы расцветают,
На другом — плоды созревают,
На третьем — листы опадают,
На четвертом — сучья подсыхают. Слайд 1
Четыре группы месяцев, которые художник на схеме выделил разными цветами, называются временами года.
- Какие цвета характерны для каждого времени года?
- Весной после долгой зимы нас больше всего радует появление молодой зелени; летом цветут красочные цветы, появляются яркие плоды, поэтому лето издавна зовут красным; осенью природа поражает нас золотым цветом желтых, увядающих листьев; зимой наше зрение умиротворяет.
Поэтому и команды у нас разных цветов символизирующих времена года.
-Скажите, пожалуйста, какое время года начинает год и заканчивает его? Зима.
Упражнение «Назови» (У ведущей находится комочек из ваты - «снежок».) Ведущая: Я буду говорить незаконченное предложение, а тот, кто получит «снежок» закончит предложение словечком. Зимой метель... (метёт). В лесу зимой голодный волк... (воет). Деревья зимой... (спят). Ночью ветер в трубах... (воет, завывает). Зимой снег всё вокруг... (накрывает). Из снеговой тучи снежинки... (падают, летят, кружатся). Зимой вода в реке... (замерзает). Зимой насекомые... (прячутся). На зиму медведь в берлоге... (засыпает). Мороз щёки и нос... (щиплет). Иней на ветках деревьев... (блестит). Под снегом травка зимой... (греется). - Молодцы! Хорошо справились с заданием, знаете зимние явления. А знаете ли вы без чего не бывает зимы?
-Посмотрите у вас на столах картинки, что символизирует зиму? Снежинка.
-Выполните задание в группе. Не забывайте правила работы в группе. Ели выполнили, то беретесь за руки.
-Кто от группы идет отвечать?
Задание на снежинках, работаете в группе и 1 от команды защищает работу.
В порядке возрастания: В порядке убывания: В порядке возрастания В порядке убывания:
- Обведите в кружок «лишнее» число. По какому признаку объединены числа в группы?
При проверке используем сигнальные карточки.
- У нас сегодня тоже будет конкуренция между командами, так как выполняя задания, вы будете получать жетоны. А команду – победительницу мы узнаем в конце урока.
Продолжаем устный счет Математический диктант.
Устное решение задач с сигнальными карточками.
1)Когда Снегурочке подарили 6 снежинок, у неё их стало 17. Сколько снежинок было у Снегурочки?
2)У нескольких снежинок дети рассмотрели 24 луча. Каждая, снежинка имеет по 6 лучей. Сколько снежинок увидели дети? (24:6=4)
3)Спортсмен в первый день прошел на лыжах 19 км . а во второй день 11. Сколько всего км прошел на лыжах спортсмен за два дня?(19+11=30)
4) На 1 кормушке сидело 4 снегиря. Сколько снегирей сидело на 3 кормушках.(4*3=12)
-Что любят лепить зимой дети? Какие геометрические фигуры нжны для этого?
Физминутка «Снеговик»
Вот и настало время уходить зиме, и пришло время – чему? Ребята в народе говорят про весну, что это утро года – почему?
- Возьмите предмет связный с весной – сосулька. Помним о мерах предосторожности , когда появляются сосульки.
1.(25+5):6 45-(2*5) (12:2)-4 15+(20:10)
4 + 4 = 0 + 37 = 70 + 9 = 5+6=
10 – 1 = 40 + 2 = 22 – 2 = 24-4=
28 – 20 = 38 – 1 = 70 + 9 = 71-70=
2 + 7 = 2 + 40 = 70 – 50 = 18+1=
11 – 3 = 27 + 10 = 80 – 1 = 60+10=
99 – 90 = 45 – 3 = 19 + 1 = 12-2=
30 - 4 = 30 - 4 = 30 - 4= 30-4=
6.Новый материал
-Какой пример вызвал затруднения? Как выйти из этой ситуации? Найти способ решения.
- Может кто-то знает как решаются такие примеры?
- Чтобы уметь решать такие примеры
Реализация цели урока.
Ученики в группах выполняют практические действия на моделирование вычитания чисел вида 30– 4.
— Как можно (удобно) вычесть число 4 из числа 30?
— Откуда вы забрали 4 палочки россыпью (единицы)? ( Из одного
пучка-десятка палочек.)
— Как об этом рассказать на языке математических терминов?
( Если из единиц вычесть 4 единицы невозможно, то из десятков
забираем 1 десяток, из которого можно вычесть эти 4 единицы.)
— Сколько всего десятков палочек увас осталось? ( 2 десятка па-лочек. )
— Сколько единиц россыпью осталось? (6. )
— Сколько всего палочек осталось? (26. )
Запишем решение этого примера: 30– 4= 20+ 6= 26.
20 10
— Можем записать решение этого примера в столбик? Как будем
решать?
Считаем, что ученики смогут сами прокомментировать способ ре-шения примера письменно, в столбик.
— Откройте задание 2 в учебнике на с. 54 и сравните, как вы-полнены действия.
Алгоритм нового способа вычисления.
1. При выполнении вычитания двузначных чисел десятки пишем
под десятками, единицы — под единицами.
2. Вычитаем сначала единицы из единиц. Если из единиц вычесть
нельзя, занимаем один десяток, из которого вычитаем единицы.
3. Далее вычитаем десятки из десятков.
Задания 1, 3 из учебника ( с. 54 )на применение нового способа.
Задание 1 рекомендуем выполнять в тетради с комментированием
у доски.
Задание 3 на выполнение вычислений по образцу с комментированием друг другу .
Задание 4 1 столбик в тетрадях и у доски.
Физминутка «Мальчик»
Научила нас весна новому приему деления. Пора и уступить другому времени года – лету.
-Кто из вас знает, на каком материке Земного шара всегда лето? (Африка)
Вот туда мы сейчас и отправимся, но пробыть там можем только 1 сутки.
Сколько это часов? (24) Всего одни сутки, но столько интересного можно увидеть! Местные ребята показывают нам плантацию бамбука. Один мальчик сказал, что бамбук за одни сутки вырастает на 50 см. А если мы здесь останемся ещё на одни сутки, какой высоты достигнет бамбук? (1 м) А сколько это см? (100 см) А дм? (10 дм) Бамбук – это трава, хотя и очень прочная. Вы встречались с изделиями из бамбука? (удочки, лыжные палки) А теперь давайте погуляем по Африканской деревне. Почти в каждом доме здесь есть верный друг и помощник. Вы знаете, что это за животное? Это – слон, самое огромное животное на земле, на суше. Его масса достигает 6 тонн, а это 6000 кг. Бивни крупного слона достигают 3 м. Сколько это см? (300 см) Ну вот и прошли сутки. В гостях хорошо, а дома … (лучше). Пора возвращаться на нашу родину, в Россию. Наша природа летом тоже очень красива.
У меня растут цветы:
5 ромашек, 5 тюльпанов,
20 роз и 7 фиалок,
Маргаритка и пион.
Сколько у меня цветов? (39) Запись в тетрадь
- А сейчас мы с вами составим букет. Как по–японски называется искусство составления букетов? (икебана)
4 вазы « Составить букет» Собрать в вазу цветы с ответом соответствующим номером на вазе
1 с ответом 20,2- 30,3-10 4-40
Если успею по времени , то задача про пчел стр.55 №7 30-8=22 22:4=5 Ответ :хватит, да ещё останется.
Что у вас осталось на партах? (кленовый листочек, какого времени года –осень)
-Когда вам говорят осень , что сразу в памяти – школа –Последнее задание –значит школьная тематика.У нас сегодня последний урок по математике в этой четверти и за работу и помощь на уроке вам сюрприз – подарок. Ому какой принес осенний листочек. Читаем загадку .
ИТОГ урока.
- Если у вас есть друг – помашите рукой.
- Если у вас есть котёнок – погладьте себя по голове, помурлычьте.
- Если вы любите мороженное – оближите губы.
- Если у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши.
III. ИТОГ.
- Что нового вы узнали на уроке? Что понравилось больше всего?
Подсчёт жетонов, объявление победителей.
- Если вместе взяться за дело, то самое трудное задание решится легко.
Работаем в парах, повторяем счет в пределах 100.
Возьмите конверт, достаньте карточки. Первый вариант начинает работать с зелеными карточками, второй вариант – с оранжевыми карточками. Примеры задаем друг другу по очереди. Если сосед правильно вычисляет выражение, вы отдаете ему карточку. Пятерку получает тот, у кого оказываются все карточки противоположного цвета.
еши примеры и найди лишний.
56-4=
99-7=
48-6=
87-5=
30-7=
56-4=
99-7=
48-6=
87-5=
30-7=
56-4=
99-7=
48-6=
87-5=
30-7=
9 увеличить на 7
найти разность чисел 23 и 10
первое слагаемое 50, второе слагаемое 16. Найти сумму.
Уменьшаемое 67, вычитаемое 20, найти разность.
На сколько 40 больше, чем 10.
Кукла стоит12 рублей, Чебурашка на 7 рублей дешевле. Сколько стоит Чебурашка?
Когда Миша решил 9 примеров, ему осталось решить 4. сколько надо было решить примеров?
Брату 16 лет, а сестре 5 лет. На сколько брат старше сестры?