Просмотр содержимого документа
«Мир волшебной сказки, арабская сказка «Синдбад-мореход»»
Литературное чтение 3 класс дата:_____________
Цели:
развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Познавательные универсальные учебные действия:
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
извлекая нужную информацию;
осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делать обобщения, выводы.
Личностные универсальные учебные действия:
развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции;
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
развиваем умение слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
умение работать в паре и в группах;
вступать в учебный диалог с учителем, сверстниками;
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Продолжительность: 1 урок.
Предметные области: литературное чтение, ИКТ.
Оборудование: компьютеры, Hot Potatoes, Paint.
Организация деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная работа учащихся.
Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие одноклассников.
Ход урока
1. Организационный момент
Вы любите путешествовать?
А для чего человек путешествует?
А как можно путешествовать, не выходя из квартиры?
Как называется раздел в учебнике литературного чтения? «И кот ученый свои мне сказки говорил…». Из какого произведения эта цитата? (поэма А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»)
А вы любите сказки? Почему?
Попробуйте сформулировать, предположить тему нашего урока?
Сегодня на уроке вам предстоит увлекательное путешествие в мир сказок.
Что мы называем сказкой (сказка – произведение устного народного творчества с вымышленными героями (персонажами) и событиями).
На какие группы делятся сказки? (Волшебные, анималистические, бытовые, богатырские.)
А по авторской принадлежности?
Какие сказки мы прочитали в разделе «И кот учёный свои мне сказки говорил...»? К каким группам вы их отнесёте?
– Арабская сказка «Синдбад-мореход» это сказка из цикла «Тысяча и одна ночь». Интересно, почему много арабских сказок объединены таким названием.
– Правителя Шахрияра обманула жена. После этого он женился, но каждую жену после первой ночи казнили. Умная и находчивая Шахразада (дочь визиря) по собственной воле пошла за него замуж, чтобы уберечь остальных женщин от трагической участи. Ночью она начинала рассказывать шаху сказку и к рассвету доходила до самого интересного места. Муж откладывал казнь на день. Так продолжалось 1000 ночей, а в 1001-ю ночь Шахрияр сделал Шахразаду царицей.
– Какая это сказка? (волшебная) Почему вы так решили?
– Что вы узнали о Синдбаде? Расскажите.
– Захотелось прочитать о других путешествиях Синдбада?
3. Работа в группах, в парах.
Чтобы путешествие прошло успешно, давайте вспомним наши правила Дружбы. Какие правила работы группы вы знаете?
1) Правила работы группы, пары
Помогать друг другу, поддерживать, сотрудничать.
Слушать своих товарищей, находить верное решение.
Спорить, доказывать.
2) Использование программы Hot Potatoes
Опросник-викторина «Признаки волшебной сказки»
№п/п
Вопросы
Ответы
1
Какой основной закон волшебной сказки
Борьба добра со злом
2
Как обычно начинаются сказки?
Зачин («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)
3
Как обычно заканчиваются сказки?
У сказки всегда счастливый конец
4
Как называются части сказки?
Зачин, действие, концовка (исход).Зачин – короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки.Концовка (исход): заключительные слова, например: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»; «Закатили пир горой, я там был, мёд-пиво пил»; «Сказка – ложь, да в неё намёк»
5
Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели?
Преодолеть препятствия
6
Что может происходить во время пути?
Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве
7
Что является волшебным в сказках?
Волшебные существа, волшебные предметы
3) Проверка ответов
4) Викторина «Сказочные герои»
Этот герой путешествовал 27 лет. Побывал в разных странах. Однажды он оказался в необыкновенной стране, где у всех мужчин 1 раз в год вырастали крылья. «Синдбад-мореход» арабская сказка
Этот герой всегда стоял на одной ноге, т.к. на вторую ногу не хватило олова. «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсен
Этот герой не смог переплыть через ров, так как вода может смыть его глаза, уши, и рот, и он станет слепы, глухим и немым. Страшила. А.Волков «Волшебник изумрудного города»
Этот герой боялся замочиться, так как мог заржаветь. Железный дровосек. А. Волков. «Волшебник изумрудного города»
«Раз, два, три. Горшочек…» Братья Гримм «Горшок каши»
5. Работа проектных групп. Иллюстрирование арабской сказки «Синдбад-мореход»
Работая в малой возрастной группе, создавать конечный «продукт» – иллюстрации, объединенные общей темой и позиционностью изложения. Детям предстоит не просто осуществлять отбор материала, но и его преобразование, т.к. необходимо удерживать поставленную авторскую задачу.
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Работа проектных групп
Демонстрация детских проектов
6. Рефлексия учебной деятельности. Обсуждение, подведение итогов
− Итак, мы совершили путешествие в «Мир волшебной сказки».
− Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Какие выводы вы сделали?
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.
Я знаю, что такое сказка.
В самостоятельной работе у меня всё получилось.
Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была)