Просмотр содержимого документа
«Михаил Зощенко «Умная птичка»»
Урок литературного чтения
Тема: Михаил Зощенко «Умная птичка»
Цель: 1. Познакомить с творчеством Михаила Зощенко
2. Развивать читательский интерес к произведениям писателя;
3. Раскрыть нравственно-экологические и художественные основы рассказа
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип Урока: Комбинированный
Материальное обеспечение урока: материалы учебника, портрет Михаила Зощенко, книги писателя, тематические слайды, карточки с предложениями.
План
Психологический настрой
С Добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Объявление темы и цели урока учителем;
Слайд: портрет Михаила Зощенко, его рассказы;
Активизация познавательной деятельности.
а) подготовительная работа к восприятию текста;
б) слово учителя:
- Прежде, чем начат знакомство с произведениями Михаила Зощенко, мы с вами немножко подготовимся. У нас сейчас зима, холодно, а мы с вами помечтаем, пофантазируем и сходим на прогулку в лес.
в) слайд: лес, музыка;
г) беседа учителя с детьми об обитателях леса:
- Посмотрим на экран, подумаем и ответим:
- Кого можно услышать в лесу летом?
д) слайд: лесные птицы. Вопрос:
- Кого из лесных птиц называют лесным доктором?
ж) чтение логической задачи: Что случилось на прогулке?
З) вопросы о прочитанном:
- Почему птичка не улетела?
- Почему забеспокоилась, когда дети подошли к гнезду?
- Какой нужно сделать вывод?
Вывод: Нельзя весной и в начале лета шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры.
Работа над новым материалом:
Слово учителя:
- Сейчас прочтем рассказ Михаила Зощенко «Умная птичка» и узнаем про случай, который произошел с мальчиком летом в лесу.
Чтение рассказа учителем вслух.
- Чему мы обрадовались в конце рассказа?
Чтение рассказа детьми с остановками:
а) Остановка: Дети читают сообщение:
За день грач уничтожает до восьми тысяч вредных насекомых и гусениц.
Скворец за один день делает триста вылетов.
Ласточка за лето успевает поймать около миллиона всяких мошек комаров, тлей.
б) Остановка.
- Как же мы можем назвать птичку, какая она?
Птичка умная, заботливая, рисковала своей жизнью, спасала своих детенышей.
в) Остановка.
- Чему же автор хотел нас научить?
Игра: «Можно – нельзя»
У детей лежат по одной карточке с предложениями.
На доске, прикреплены карточки, Можно Нельзя.
Слушать пение птиц.
Любоваться красотой леса.
Собирать грибы и ягоды.
Отдыхать на природе.
Рвать цветы.
Разорять гнезда.
Жечь костры.
Раскидывать мусор.
Шуметь в лесу.
Дети читают предложения и прикрепляют их по месту назначения.
Дети под руководством учителя делают вывод о том, как нужно вести себя на природе.
Используются схемы – иллюстрации, о том, чего нельзя делать в лесу.
Рефлексия.
Что понравилось на уроке? Что удивило вас? Что узнали нового?
Слово учителя.
- Давайте закончим наш урок стихотворением «Береги природу», которое прочитает Рада.