(с использованием материалов учебного пособия: Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011)
Название проектной задачи
Доктор Айболит
Предмет
Окружающий мир, математика, русский язык, литература, ИЗО, краеведение
Класс
3-4
Тип задачи
Межпредметная разновозрастная
Цели и педагогические задачи
1.Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной ) ситуации, требующей их совмещения.
2.Сотрудничество учащихся.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Окружающий мир
-работа с картой
-«чтение» диаграмм
Математика
-проведение несложных расчётов
-«чтение» диаграмм
-измерение/отмеривание величин
Русский язык
-умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения
Литература
-создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром
ИЗО
-иллюстрирование текста
Краеведение
-работа с картой
-«чтение» диаграмм
Общеучебные умения и навыки
-работа в малой группе(коммуникативная компетентность):организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
-работа с различными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумлённую несущественной;
-выбор адекватных форм представления результатов работы.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
-усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
-умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - иллюстрированный текст, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов оцениваются:
-умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования;
-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
-умение полно, непротиворечиво и обоснованно решать задачи;
-умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
(с использованием материалов учебного пособия: Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011)
Название проектной задачи
Доктор Айболит
Предмет
Окружающий мир, математика, русский язык, литература, ИЗО, краеведение
Класс
3-4
Тип задачи
Межпредметная разновозрастная
Цели и педагогические задачи
1.Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной ) ситуации, требующей их совмещения.
2.Сотрудничество учащихся.
Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача
Окружающий мир
-работа с картой
-«чтение» диаграмм
Математика
-проведение несложных расчётов
-«чтение» диаграмм
-измерение/отмеривание величин
Русский язык
-умение работать с анаграммами как косвенный признак сформированности навыка чтения
Литература
-создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром
ИЗО
-иллюстрирование текста
Краеведение
-работа с картой
-«чтение» диаграмм
Общеучебные умения и навыки
-работа в малой группе(коммуникативная компетентность):организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;
-работа с различными видами текстов, умение выделять существенную информацию, зашумлённую несущественной;
-выбор адекватных форм представления результатов работы.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
-усвоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
-умения, работая в малой группе, создать конечный «продукт» - иллюстрированный текст, содержащий связное описание основных этапов решения проектной задачи и полученных результатов.
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов оцениваются:
-умение находить и использовать представленный в разных формах и разных частях работы содержательный материал, дополнять его собственными знаниями и представлениями, не уходя при этом в сторону беспочвенного фантазирования;
-владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;
-умение полно, непротиворечиво и обоснованно решать задачи;
-умение создавать собственные тексты и иллюстрированный материал к ним.
Дорогие ребята! Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то определённому предмету, но для её решения вам потребуются знания из многих школьных предметов. Задача большая по объёму, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы.
Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вы должны подвести итог всей проделанной работы.
Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать. Желаем вам успеха!
Доктор Айболит летом отдыхал в городе Петрозаводске у своего друга писателя. Неожиданно Айболит получил телеграмму на непонятном языке.
Задание 1.
Телеграмма
«Тордок Литайбо! Симпро ятеб ипрехаьт рееско к мна: азболиел ирт касёнло, ьтяп жатдвеме, авд сёнкары и ерытеч сёнкали. У хни наскартила, наанги и хитброн. Ым вемжи ан оревес-депаза Исирос, в номонрай трецен гомоса гоноверсе аонрай Килипубрес Ялирека.»
Айболит ничего не понял, но его друг помог ему расшифровать телеграмму. Подсказка: ьмесов – восемь, шемпи – пишем, анипсать – написать.
Помогите Айболиту перевести телеграмму на русский язык.
Комментарий к заданию 1
Предмет – русский язык.
Пользуясь приведёнными образцами перевода, можно установить, что слова получаются при помощи перестановки слогов в русских словах и перестановкой букв внутри слога. Иными словами, выполнение задания состоит в расшифровке анаграмм.
Исходя из этого, нетрудно перевести текс телеграммы:
«Доктор Айболит! Просим тебя приехать скорее к нам: заболели три лосёнка, пять медвежат, два рысёнка и четыре лисёнка. У них скарлатина, ангина и бронхит. Мы живём на северо-западе России, в районном центре самого северного района Республики Карелия»
Задание 2.
Друзья решили вместе как можно скорее отправиться в путешествие. Они нашли на карте Карелии место, описанное в телеграмме.
- И вы найдите и отметьте это место на карте.
- Помогите доктору Айболиту определить расстояние от города, в котором они находятся, до места, где заболели животные.
Комментарий к заданию 2
Предмет – окружающий мир.
Задание предполагает нахождение заданных пунктов на географической карте, определение расстояния между ними с учётом указанного масштаба. Характерно, что масштаб не приведён в тексте задания. Учащиеся должны прочитать его на карте. (Приложение 1)
Для того чтобы отправиться на помощь животным, друзья разработали план подготовки экспедиции.
Определить количество лекарств, которое нужно взять с собой.
Выбрать вид транспорта, с помощью которого можно быстро добраться до места.
Помогите доктору Айболиту и писателю быстро собраться в экспедицию. Для этого выполните задания 3-4.
Задание3
Доктор Айболит знает универсальное лекарство от всех болезней - гоголь-моголь. В «Ветеринарном справочнике» приведены следующие рекомендации по лечению гоголем-моголем.
Количество лекарства должно быть равно половине массы животного.
- Рассчитайте вместе с доктором Айболитом сколько гоголя-моголя нужно взять для лечения животных. Используйте диаграмму. (Приложение 2)
Комментарий к заданию 3.
Предмет – математика.
Следует выполнить расчёты, используя данные о требуемом количестве лекарства для разных животных, представленные в форме столбчатой диаграммы, и сведения о заболевших животных, содержащиеся в задании 1. Информация, необходимая для выполнения задания зашумлена данными о животных, не имеющих отношения к рассматриваемой задаче.
Задание 4.
Помогите друзьям выбрать тип транспорта для того чтобы быстро добраться до места назначения и потом вернуться в Петрозаводск. Обоснуйте свой выбор.
Воспользуйтесь следующими данными из справочника «Транспортные средства»:
Вид транспорта
Скорость, км/ч
Грузоподъёмность, кг
Акула
50
50
Волк
48
20
Гепард
64
18
Дельфин
80
120
Кит
56
1300
Лошадь
54
210
Орёл
190
16
Слон
30
1400
Комментарий к заданию 4.
Задание носит межпредметный характер: прикидочные математические расчёты должны базироваться на сведениях из окружающего мира ( какие животные – виды транспорта водятся в данной местности), результатах выполнения предыдущих заданий (масса лекарства).
В задании используется ещё одна известная учащимся форма представления данных – табличная.
Задание не имеет однозначного решения – здесь большой простор для фантазирования; важно, чтобы это фантазирование не выходило за рамки рассматриваемой ситуации.
Задание 5.
Когда доктор Айболит с писателем прибыли к животным, они стали их лечить.
Самому больному лосёнку Айболит решил дать весь полагающийся гоголь-моголь за один приём. Как отмерить нужное количество гоголя-моголя, если есть три пустых бочонка, в одном из которых помещается 57 кг гогогля-моголя, в другом -50 кг, а в третьем – 42кг?
Комментарий к заданию 5.
Предмет – математика.
Задание может быть отнесено к распространённому классу задач на отмеривание требуемой величины с помощью заданного набора величин. В данном случае такая задача встроена в общий сюжет рассматриваемой проектной задачи.
Непосредственно в тексте задачи отсутствует информация о требуемом количестве гоголя-моголя для лосёнка. Это вынуждает учащихся обратиться к заданию 3, в котором содержатся необходимые данные.
Задание 6.
По возвращении из поездки Доктор Айболит и его друг писатель решили подготовить иллюстрированный рассказ о своём путешествии для журнала «Мир вокруг нас». Писатель, естественно, взялся за перо, доктор вспомнил, что в молодости он неплохо рисовал. Представьте себя в роли доктора Айболита и писателя и выполните их работу. Придумайте название рассказа и запишите этот рассказ. Рисунки можно сделать на отдельных листах.
Комментарий к заданию 6.
Формально задание может быть отнесено к двум предметам – литературе и ИЗО, однако оно стимулирует учащихся ещё раз обратиться ко всей проделанной работе при выполнении предыдущих заданий. При выполнении этого задания можно организовать работу следующим образом: группа разбивается на пары. В каждой паре один из учащихся готовит текст рассказа, а другой иллюстрирует его. По окончании этой работы группа выбирает лучший вариант либо составляет общий рассказ из фрагментов рассказов, подготовленных парами.
Созданный ребятами связный иллюстрированный текст будет являться «продуктом» решения проектной задачи.
Использованные материалы:
1. Географическая карта Республики Карелия.
2.Младшим школьникам о природе Карелии: Книга для чтения – Петрозаводск : Карелия, 1988.
3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2011