Методические рекомендации «Коррекция познавательнойдеятельности" 1 класс
Методические рекомендации «Коррекция познавательнойдеятельности" 1 класс
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.
Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Коррекция познавательнойдеятельности" 1 класс»
Введение
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.
Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.
Цель и задачи изучения учебного предмета «Коррекция познавательной деятельности»
Умственно отсталые школьники характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Для них характерны выраженные трудности самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, узкий круг интересов, низкая познавательная активность. Учебно-воспитательный процесс в специальной школе носит коррекционную направленность, что предполагает использование специальных педагогических приемов, направленных на преодоление недостатков развития познавательной и эмоционально-личностных сфер учащихся. Значительная роль в коррекционной работе с умственно отсталыми обучающимися отводится предмету «Коррекция познавательной деятельности». В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые определяют уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и трудовых задач. Процесс коррекционной работы сливается с учебным процессом и обеспечивает качество последнего.
Цель предмета «Коррекция познавательной деятельности» – формирование комплекса основных умений, составляющих структуру познавательных процессов – познавательных умений.
Задачи предмета:
1) формировать у учащихся четкие полноценные образы окружающей действительности путем формирования необходимых умений выполнять перцептивные действия;
2) способствовать накоплению впечатлений об окружающем мире и сохранению опыта путем формирования умений выполнять мнемические действия;
3) формировать процесс переработки и понимания информации, процессы обобщения и применения знаний, умений и навыков в соответствующей ситуации, путем формирования умений выполнять умственные действия анализа, выделения существенных признаков, сравнения, группировки, обобщения, сериации и другие, установления взаимосвязей и взаимоотношений между объектами;
4) развивать механизмы переработки и сохранения разнообразной информации, а также процессы обмена ею с другими людьми, путем формирования необходимых для этого речевых умений;
5) развивать интерес к учебным занятиям, умения взаимодействовать с другими обучающимися и взрослыми.
Коррекционно-развивающая работа строится в соответствие со следующими принципами:
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип доступности, работы в зоне ближайшего развития ребёнка;
- принцип комплексности;
- принцип системности;
- принцип структурированности;
- деятельностный принцип;
- принцип коммуникативной направленности;
- принцип аффективной регуляции поведения
- принцип сознательности деятельности ребёнка
Содержание учебного предмета:
№
Раздел
Подраздел
1
Развитие сенсорных процессов и пространственной ориентировки
Развитие слухового восприятия
различать звучания шумовых и музыкальных инструментов при выборе из 2-3 (барабан, дудка, бубен)
различать характер мелодии (веселая, грустная)
подражать звукам окружающей среды
различать на слух темп звучания;
воспроизводить игрой на звучащих игрушках с произнесением слогов, отхлопыванием, отстукиванием
Обозначение словом расположения различных частей своего тела.
Относительно друг друга: слева от, справа от.
Положение предметов в пространстве: относительно учащегося, относительно друг друга. Положение предметов на плоскости относительно учащегося, относительно друг друга.