kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации «Коррекция познавательнойдеятельности" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного  обучения  и социальной адаптации.

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Коррекция познавательнойдеятельности" 1 класс»

Введение

Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешного обучения и социальной адаптации.

Дети с интеллектуальной недостаточностью особенно нуждаются в целенаправленном обучении, они не усваивают общественный опыт спонтанно. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности.


Цель и задачи изучения учебного предмета «Коррекция познавательной деятельности»


Умственно отсталые школьники характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Для них характерны выраженные трудности самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, узкий круг интересов, низкая познавательная активность. Учебно-воспитательный процесс в специальной школе носит коррекционную направленность, что предполагает использование специальных педагогических приемов, направленных на преодоление недостатков развития познавательной и эмоционально-личностных сфер учащихся. Значительная роль в коррекционной работе с умственно отсталыми обучающимися отводится предмету «Коррекция познавательной деятельности». В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые определяют уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и трудовых задач. Процесс коррекционной работы сливается с учебным процессом и обеспечивает качество последнего.

Цель предмета «Коррекция познавательной деятельности» – формирование комплекса основных умений, составляющих структуру познавательных процессов – познавательных умений.

Задачи предмета:

1) формировать у учащихся четкие полноценные образы окружающей действительности путем формирования необходимых умений выполнять перцептивные действия;

2) способствовать накоплению впечатлений об окружающем мире и сохранению опыта путем формирования умений выполнять мнемические действия;

3) формировать процесс переработки и понимания информации, процессы обобщения и применения знаний, умений и навыков в соответствующей ситуации, путем формирования умений выполнять умственные действия анализа, выделения существенных признаков, сравнения, группировки, обобщения, сериации и другие, установления взаимосвязей и взаимоотношений между объектами;

4) развивать механизмы переработки и сохранения разнообразной информации, а также процессы обмена ею с другими людьми, путем формирования необходимых для этого речевых умений;

5) развивать интерес к учебным занятиям, умения взаимодействовать с другими обучающимися и взрослыми.



Коррекционно-развивающая работа строится в соответствие со следующими принципами:

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;

- принцип доступности, работы в зоне ближайшего развития ребёнка;

- принцип комплексности;

- принцип системности;

- принцип структурированности;

- деятельностный принцип;

- принцип коммуникативной направленности;

- принцип аффективной регуляции поведения

- принцип сознательности деятельности ребёнка


Содержание учебного предмета:


Раздел

Подраздел

1

Развитие сенсорных процессов и пространственной ориентировки

Развитие слухового восприятия

  • различать звучания шумовых и музыкальных инструментов при выборе из 2-3 (барабан, дудка, бубен)

  • различать характер мелодии (веселая, грустная)

подражать звукам окружающей среды

  • различать на слух темп звучания;

  • воспроизводить игрой на звучащих игрушках с произнесением слогов, отхлопыванием, отстукиванием

  • узнавать знакомые мелодии и песни

Развитие зрительного восприятия

  • применять поисковые способы ориентировки: планомерное наблюдение целенаправленно

  • рассматривать предметы: основные элементы, детали объекта

  • прослеживать взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад)

  • различать основные цвета (красный, зеленый, синий)

  • находить знакомые цвета в окружающем

  • различать объемные геометрические фигуры (шар, куб, пирамида)

  • различать величину (большой, маленький, самый большой)

  • различать параметры величины в процессе игр и упражнений с предметами, плоскими фигурами

  • сравнивать 3 предмета по величине (большой, меньше, самый маленький).

  • складывать пирамидку из 3 колец с учетом их величины

  • соотносить предметы с его изображением

  • узнавать предметы по просьбе и самостоятельно (указание на предмет жестом, взглядом)

  • 1.1.2.13 узнавать реальные предметы, их заместители игрушки

Развитие пространственной ориентировки

  • Топологические представления о схеме собственного тела, о нахождении предметов (тут, там).

  • Формирование координатных представлений (верх – низ, с какой стороны).

  • Представления о вертикальной оси: выше, ниже, над, под, между.

  • Представления о горизонтальной оси: впереди, позади. Понятия: ближе-дальше, сбоку. Предлоги: перед, за.

  • Право-левая ориентировка: слева, справа, левее, правее,

  • Обозначение словом расположения различных частей своего тела.

  • Относительно друг друга: слева от, справа от.

  • Положение предметов в пространстве: относительно учащегося, относительно друг друга. Положение предметов на плоскости относительно учащегося, относительно друг друга.

  • Ориентировка на листе бумаги: середина, край, сторона, половина, угол, верх – низ, лево-право.

  • Формирование метрических представлений: далеко-близко.

  • Отношения порядка следования: до, после, перед, за, между, первый, последний, следом, следующий за.

  • Складывание предметов, разрезанных на части, рядов предметов слева направо, сверху вниз. Расположение помещений в школе.


2

Развитие двигательной сферы

Развитие мелкой моторики

  • Захватывание карандаша. Рисование точек: направление, плотность, яркость.

  • Рисование линий в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные.

  • Рисование линий, разных по толщине: тонкие, толстые.

  • Рисование линий, разных по длине: короткие – длинные.

  • Рисование ритмичных цикличных линий: ломаные, волнистые, дугообразные.

  • Рисование параллельных линий.

  • Обводка фигур по пунктирным линиям, точкам. Штриховка фигур, предметных силуэтов, в определённом направлении.

  • Формообразующие движения при рисовании.

  • Обводка шаблонов, трафаретов, контурных изображений.

  • Воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур. Прохождение «дорожек» (безотрывное, плавное проведение линий различной конфигурации).

  • Изображения предметов слева направо: до, после, перед, за.


Развитие кинестетического восприятия

  • применять поисковые способы ориентировки: ощупывание, обследование

  • адекватно реагировать на соприкосновение с материалами, различными по температуре

  • адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов

  • адекватно реагировать на давление на поверхность тела

  • адекватно реагировать на положение тела (горизонтальное, вертикальное)

  • различать темп (быстро - медленно)

  • воспроизводить позы и движения (игры типа «Зеркало»)

  • имитировать движения, позы и повадки животных


Развитие тактильно-двигательного восприятия

  • применять поисковые способы ориентировки: ощупывание, обследование

  • подбирать на ощупь пару к объемному предмету по образцу

  • различать контрастные температурные режимы жидкой и твердой пищи (горячую, холодную)

  • различать предметы по весу (тяжелый - легкий).

  • дифференцированно дышать (носовой вдох – ротовой выдох).

  • различать запахи (приятный и неприятный)

  • узнавать продукты по вкусу

  • различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый)

3

Развитие интеллектуальной сферы

Развитие памяти и мышления

  • Предметно-практические действия на объединение множеств, удаление части множества.

  • Составление упорядоченного ряда. Сравнение предметных совокупностей: сколько, много, мало, много – один, больше, меньше, равное, одинаковое количество, немного, несколько, ни одного, столько же.

  • Сравнение предметов в совокупности «на глаз», путём установления взаимно однозначного соответствия, выделение лишнего, недостающего.

  • Классификация предметов.

  • Исключение «лишнего».

  • Сериация объектов. Обобщение.

  • Сравнение, выделение общего и различного при обследование предметов, их изображений.

  • Понимание смысла сюжетных картинок.

  • Расположение в смысловом порядке 2-3 ситуационных картинок.

  • Использование условно-графических изображений при анализе предметов, слов, предложений, текстов.

  • Понимание родственных отношений.

  • Понятие о сохранении количества и качества.

  • Понятия: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Методические рекомендации «Коррекция познавательнойдеятельности" 1 класс

Автор: Полюшкина Марина Васильевна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418545


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства