Методическая разработка занятия расчётно-конструкторского бюро "Солнце - обыкновенный жёлтый карлик"
Методическая разработка занятия расчётно-конструкторского бюро "Солнце - обыкновенный жёлтый карлик"
Занятие расчётно-конструкторского бюро (внеурочная деятельность) способствует формированию ценностного отношения к совместной учебной деятельности по приобретению начального опыта применения математических знаний для решения учебно-практических задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия расчётно-конструкторского бюро "Солнце - обыкновенный жёлтый карлик"»
Расчётно-конструкторское бюро
Солнце – обыкновенный жёлтый карлик
Мат., часть 1, стр.35 - 64
Мат., часть 1, стр.67 – 90
Окр. мир., часть 1, стр. 23 - 28
Цель: формирование ценностного отношения к совместной учебной деятельности по приобретению начального опыта применения математических знаний для решения учебно-практических задач.
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развитие навыков сотрудничества, развитие самостоятельности.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем поискового характера, использовать схемы и таблицы для решения практических задач.
Коммуникативные: учиться формулировать собственное мнение, допускать возможность существования различных точек зрения, договариваться и приходить к общему решению.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, осуществлять анализ и синтез объектов.
Предметные: Осознание целостности окружающего мира, использование начальных математических знаний для оценки количественных отношений, отношения «больше на…», «меньше на ..», сложение в пределах 100.
На занятиях расчётно-конструкторское бюро работу лучше организовывать в малых группах: парами или четвёрками.
Организационный момент
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы решать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы – ....... /ученики/
Подготовка к восприятию нового материала:
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? /солнце/
Не дойти до них ногами,
Не достать до них руками,
Их не видно ясным днём,
В темноте горят огнём. /звёзды/
Объявление темы и постановка цели урока:
- Прочитайте тему урока.
- Подумайте, чему сегодня мы будем учиться?
- Что из окружающего мира вы уже узнали о Солнце?
Работа по теме урока: (по яркости, по цвету)
- Откройте ТПО № 3 /Самостоятельное чтение/
Если посмотреть внимательно на звёздное небо, то можно выделить отдельные группы звёзд - созвездия.
Свои названия созвездия получили в глубокой древности. В большинстве случаев они носят имена царей и героев, мифических или реальных существ, а также различных предметов.
Ты, конечно, слышал(а) о созвездиях Большого Пса, Орла, Малой Медведицы, Лиры, Рыб и других. В каждом из них своё количество больших и малых звёзд. Так, в созвездиях Большого Пса и Орла - по 70 ярких звёзд, в созвездии Малой Медведицы - 20. В созвездии Лиры на 25 ярких звёзд больше, чем в созвездии Малой Медведицы, в созвездии Волопас их на 20 больше, чем в созвездии Большого Пса; в созвездии Рыб на 5 звёзд больше, чем в созвездии Орла.
- Если посмотреть внимательно на звёздное небо, то можно выделить отдельные группы звёзд. Как называются эти группы? /Созвездия/
- Благодаря кому, в большинстве случаях, созвездия получили свои названия? /В большинстве случаев они носят имена царей и героев, мифических или реальных существ, а также различных предметов./
- Прочитайте задание № 1.
Задание 1. Определи, сколько звёзд в созвездиях Лиры, Волопаса и Рыб.
- Выберите необходимые данные.
В созвездиях Большого Пса и Орла - по 70 звёзд
В созвездии Малой Медведицы - 20
В созвездии Лиры на 25 звёзд больше, чем в созвездии Малой Медведицы
В созвездии Волопас на 20 больше, чем в созвездии Большого Пса
В созвездии Рыб на 5 звёзд больше, чем в созвездии Орла.
20 + 25 = 45(з.) – в созвездии Лиры
70 + 20 = 90(з.) – с созвездии Волопас
70 + 5 = 75(з.) – в созвездии Рыб
/самостоятельно с проверкой/
- Продолжаем изучение познавательного текста.
Даже невооружённым взглядом видно, что все звёзды различаются по яркости и размерам, а некоторые и по цвету. Среди звёзд мы видим яркие и бледные, большие и малые, белые и красные.
Звёзды так же, как и созвездия, имеют свои имена: Сириус, Вега, Орион и другие.
Самую яркую звезду в созвездии Малой Медведицы ты хорошо знаешь.
Задание 2. Вспомни, как называется самая яркая звезда, находящаяся на конце ручки ковша Малой Медведицы (ответ можешь найти в учебнике «Окружающий мир», ч. 1).
Самая яркая звезда в созвездии Центавра - Толиман. Её яркость такая же, как яркость* двух Солнц. Звезда Сириус, самая яркая в созвездии Большого Пса, светит как 23 Солнца. В других созвездиях также есть самые яркие звезды: в созвездии Лиры - Вега - на 42 Солнца ярче Толимана; в созвездии Водолея - звезда Альтаир (10 Солнц); в созвездии Ориона - Бетельгейзе (на 2 Солнца меньше Сириуса); в созвездии Малого Пса - Процион (8 Солнц).
- Почему около слова яркость стоит звёздочка? Обратимся к словарику в ТПО № 3 на стр. 46.
Задание 3. Вычисли яркость звёзд Вега и Бетельгейзе (все вычисления выполни и запиши в Солнцах).
Толиман - 2 Солнца
Вега - на 42 Солнца ярче Толимана
Сириус - 23 Солнца
Бетельгейзе - на 2 Солнца меньше Сириуса
2 + 42 = 44(С.) – яркость Веги
23 – 2 = 21(С.) – яркость Бетельгейзе
Задание 4. Сравни общую яркость звёзд Процион и Сириус с общей яркостью звёзд Альтаир и Бетельгейзе.
Сириус - 23 Солнца
Процион - 8 Солнц
Альтаир - 10 Солнц
Бетельгейзе – 21 Солнце
23 + 8 = 10 + 21
По цвету звёзды делятся на голубые, белые, жёлтые, оранжевые и красные. Кому приходилось видеть, как нагревают над пламенем гвоздь, тот знает, что сначала он раскаляется до красна, а затем становится оранжевым, жёлтым, белым, голубым.
Цвет звёзд зависит от их температуры. Поэтому Сириус и Вега кажутся нам белыми, Арктур - оранжевым, Бетельгейзе - красной, Процион и Солнце - жёлтыми.
- Почему звёзды разные по цвету?
- Выполните задание № 5.
Задание 5. Построй прямоугольник со сторонами 3 см и 15 см. Раздели этот прямоугольник на 5 одинаковых квадратов и раскрась в цвета звёзд от самой холодной до самой горячей: красный (первый квадрат), оранжевый (второй квадрат) и так далее.
Задание 6. Расположи известные тебе звёзды в порядке возрастания их температур и впиши их названия в каждый из квадратов.