Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока технологии "Коробка с крышкой для коллекции полезных ископаемых"»
Конспект урока технологии в 3 классе
Тема: Коробка с крышкой для коллекции полезных ископаемых
Цели урока:
учить читать чертеж;
учить правильно выполнять разметку по чертежу;
познакомить со щелевым замком;
учить работать быстро, аккуратно, внимательно и творчески;
повторить правила рабочего человека;
воспитывать любовь и уважение к народным богатствам.
Оборудование:
Плакат с чертежом коробки, оформленный образец коробки с крышкой, мел, указка, линейка, плакат с правилами рабочего человека.
У учащихся: лист картона, линейка 30 см, карандаш, резинка
Литература:
Кузнецов В.П. «Работа с бумагой и картоном»
Орг. момент
- Сегодня мы с вами выполним разметку коробки для коллекции полезных ископаемых по чертежу.
- Эта коробка потребуется вам на уроках природоведения. В ней вы будете собирать и хранить образцы полезных ископаемых, чтобы лучше знать их.
Введение в тему
- Ребята, а какие полезные ископаемы вы знаете? (Песок, глина, гранит, гравий, мрамор, каменный уголь)
- Наша страна богата полезными ископаемыми и без них в наше время просто невозможно представить себе жизнь.
Многие из вас знают, что из ценных пород дерева делают бумагу, карандаш, мебель и многое другое.
А без такого полезного ископаемого как нефть сейчас почти нельзя обойтись в изготовлении синтетических тканей.
Поэтому, чтобы лучше знать полезные ископаемые нашей области мы с вами должны изготовить коробку, в которой вы оформите образцы полезных ископаемых к уроку природоведения.
- Что же вы должны помнить и выполнять, чтобы работа спорилась?
III. Подготовка к работе
Правила рабочего человека
(плакат на доске)
Главное правило: «Работа дружно»
Каждый работает на своем рабочем месте.
Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
Во время работы держи рабочее место в порядке.
Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
Кончил работу – убери своё рабочее место быстро и аккуратно.
- Назовите первое правило. Как вы его понимаете?
- При выполнении работы будьте внимательны и аккуратны.
- Ребята, проверьте всё ли готово у вас к работе: лист картона, карандаш, линейка, резинка.
IV. Основная часть
Показ плаката с чертежом
- Сегодня мы будем выполнять разметку по чертежу. Посмотрите на доску. Здесь дан чертеж коробки, который вы должны выполнить.
- Обычно у коробки есть дно и крышка. И вы сегодня будете делать разметку чертежа коробки с крышкой.
- Посмотрите внимательно на чертеж. Здесь дан чертеж только дна коробки или коробки с крышкой? (коробки с крышкой)
- А вот такая коробка должна у вас получиться на следующем уроке, когда выполните сборку-склейку. (Образец показываю)
Анализ образца
- Какую форму имеет эта коробка? (прямоугольник)
- Из какого материала она сделана? (из картона)
- Из скольких частей состоит коробка? (Из двух) Назовите эти части. (Дно и крышка)
- Подумайте, сколько деталей вам надо будет вычертить в ходе работы над изделием? (одну и дополнительные детали перегородок)
- Перегородки соединены щелевым замком.
- Какие операции использовались в процессе сборки? (разметка, сгибание, склеивание)
- Сегодня на уроке мы будем выполнять только разметку.
- Какие инструменты мы используем при разметке? (линейка, карандаш)
Чтение чертежа
- Посмотрите на чертеж (чертеж на доске). Вспомните, что значит габаритные размеры? (самые большие размеры по длине и по ширине)
- А как их получить? (Надо сложить все дополнительные размеры по длине и по ширине)
- Определите и назовите габаритные размеры. (140 мм и 290 мм)
- Назовите дополнительные размеры. Покажите на чертеже рабочие линии. (Один ученик у доски)
(Линии контура детали, линии надреза, места нанесения клея с лицевой стороны)
Составление плана разметки
- Чтобы выполнить разметку быстро, точно и аккуратно, надо составить план разметки.
- Измерьте лист картона, который лежит перед вами. Что вы можете сказать о размерах? (размеры листа совпадают с габаритными размерами)
- Итак, сначала мы отмерим все дополнительные размеры и отметит их точками. (Показываю на плакат)
- А что мы сделаем после этого? Соединим противоположные расстояния тонкими линиями – сделаем сетку).
- И что нам останется сделать? (Вычертить контур. Отметить рабочие линии)
- И самое последнее – проверить.
- Еще раз прочтите про себя план разметки.
Чтение плана
План разметки
Отмеряем все размеры и отмечаем их точками с двух сторон.
Делаем сетку вспомогательных линий
Наносим рабочие линии.
Проверка чертежа (самоконтроль)
- Вспомните главное правило рабочего человека. (Работать дружно)
– А что оно означает? (не отставать, помогать товарищам)
- Лист картона мы используем полностью, поэтому разметку будем делать по краю листа.
- Край линейки от 0 прикладывайте точно к левому углу картона.
- А теперь по чертежу приступайте к разметке. Будьте внимательны.
Разметка самостоятельно
- Ребята послушайте, как будете делать разметку перегородок.
- Вы работаете в паре, поэтому один из вас делает разметку длинной перегородки, а другой – короткой.
- Итак, вы начинаете с того, что со всех четырех сторон отмечаете точками дополнительные размеры.
- Еще раз посмотрите на доску.
1 этап – показываю на доске.
- Кто усе точки отметил, соединяйте противоположные точки тонкими линиями.
2 этап разметки.
- После того, как вычертили сетку вспомогательных линий, вы должны вычертить контур и нанести вспомогательные линии, места нанесения клея.
- А теперь проверьте, правильно ли вы произвели разметку.
- Теперь приступайте к разметке перегородок.
- Во время работы держите своё рабочее место в порядке. Помогайте друг другу.
- Кто отмерил все расстояния, делайте сетку вспомогательных линий вместе со мной.
- Соединяем противоположные точки тонкими линиями.
- Ребята, так как место нанесения клея отмечено с лицевой стороны, то линии сгиба мы отмечать не будем.
- Посмотрите на доску и отметьте у себя линии надреза толстой заметной линией.
V. Итог
- Вот мы и закончили разметку чертежа коробки с крышкой.
- Все ли справились с работой? Кто не успел?
- Я надеюсь, что на следующем уроке вы выполните работу до конца, старательно и аккуратно.
- Подпишите работы и сдайте. Я проверю и поставлю оценки.
- Что же мы выполняли сегодня на уроке?
- Какого изделия и для чего оно нужно?
- Уберите свои рабочие места. Спасибо за работу. Урок окончен.