kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по произведению Пантелеева "Буква ты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет закрепить знания о букве я

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по произведению Пантелеева "Буква ты"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №213

с углублённым изучением английского языка

Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга







Урок с занятием по внеклассному чтению.

Тема: Буква Я (закрепление).

Л. Пантелеев «Буква ты»





Автор-составитель: Садовникова Ирина Игоревна,

Учитель начальных классов

Педагогический стаж:4 года

Без категории









Санкт Петербург

2016г.


Урок с занятием по внеклассному чтению.

Тема: Буква Я (закрепление). Л. Пантелеев «Буква ты»

Цель урока: Закрепить полученные знания по ранее изученным звукам а и йа и букве Я их обозначающей. Познакомится с замечательным писателем Л. Пантелеевым и его произведением «Буква ты».

Знать: Буква Я – особенная йотированная, может обозначать как один звук а, так и два звука й и а; слог слияния.

Применять: Уметь различать, когда буква Я обозначает звук а и йа.

Анализ: Слога - звуковой анализ слов со звуками а и йа и буква, работа с рассказом.

Синтез: Придумывание название тексту.

Оценка: Знаний о новом звуке для правильного чтения.

Оборудование: Учебники «Русская Азбука», схемы слов, картинки с птицами, карточки со словами, ребусы, карточки со словосочетаниями, портрет, книжка, буквенная лента.

Литература: Русская Азбука - В.Г. Горецкий, М: Просвещение. 2001г.











Оформление доски:

1


































План с дозировкой времени:




№п/и

Этап урока

время

1

Работа с Азбукой.


  1. Орг. Момент

  2. Повторение

  3. Слога - звуковой анализ.

  4. Чтение текста «Языки» по абзацам.

  5. Многозначные слова.

  6. Чтение стихотворение.

  7. Работа по цепочке.

  8. Соотнеси картинку со словом.

20мин

2

Физ. минутка.

1 мин.


3

Знакомство с Л. Пантелеев. Работа с рассказом «Буква ты».

Краткая беседа – подготовка к слушанью.

Знакомство с книгой по рассказу Леонида Пантелеева

Слово учителя (об авторе).

Рассматривание картинок.

Чтение рассказа «Буква ты» учителем.

Разбор рассказа.

Поверка читательского восприятия.

Чтение с договариваинем.

Д/З в качестве рекомендации.

Орг. конец

20мин










План урока:


Этап урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учеников

Педагогика

Орг. Момент


Повторение



















Слого – звуковой анализ



Чтение текста «Языки» по абзацам.





























Многозначных слов.

















Чтение стихотворение.


















Работа по цепочке.






























































Соотнеси картинку со словом.






Физ. минутка.










Краткая беседа – подготовка к слушанью.

Знакомство с книгой по рассказу Леонида Пантелеева






















Слово учителя (об авторе).


























Рассматривание картинок.



Чтение рассказа «Буква ты» учителем.

Разбор рассказа.

Поверка читательского восприятия.






Чтение с договариванием.








Д/З в качестве рекомендации.




Орг. конец

  • Здравствуйте дети. Меня зовут... Сегодня я проведу у вас урок.

  • С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

  • В чем особенность этой буквы?

  • А что это значит?






  • Какой карточкой мы будем обозначать гласную букву Я?

  • Почему?



  • В каком случаях гласная буква Я будет обозначать 1 звук? На что она будет указывать?




  • В каких 2?



  • Давайте проведем слого – звуковой анализ слова – языки. Ребята, расскажите о этом слове диалогом.



  • Молодцы, давайте откроим наши учебники на стр. 120.

  • Сейчас мы будем читать текст Языки по абзацам. Наташа прочитай первый абзац.










  • О каком языке идет речь?

  • Давайте придумаем словосочетание со словом язык. (вывешиваю на доску карточку с словосочетанием)

  • Дима прочитай 2й абзац.

  • А здесь?

  • Какое словосочетание составим по этому абзацу со словом язык?

  • Аня 3й.

  • А здесь, о каком языке идет речь?


  • Какое словосочетание составим?

  • Маша прочитай последний абзац.

  • Как вы понимаете смысл этого предложения?


  • Какое словосочетание придумаем?

  • Посмотрите на доску, Миша прочитай получившиеся словосочетания.



  • Как мы называем слова, которые пишутся и произносятся одинаково, а значений у него много.

  • Сейчас я буду называть различные слова, а вы будете придумывать с этими словами словосочетания. Если у вас получатся придумать разные словосочетания с разными значениями, значит это многозначное слово.



- Ключ.



  • Брак.


  • Коса.



  • Ручка.



  • А сейчас мы прочитаем стихотворение. Читать будем построчно. После прочтения мы озаглавим текст.


  • Как можно назвать данный текст?


  • Почему вы назвали его именно так?


  • В начале урока мы вспоминали особенности йотированной гласной буквы я. Давайте еще раз повторим. В чем ее особенность?


  • На стр.121 вверху задание. Алина прочитай его.


  • Что нужно сделать?




  • Первое слово разбираем вместе, а дальше работаем по цепочке.

  • Первое слово ЯБЛОНЯ. Сколько букв я в этом слове? Где они находятся? На какую букву падает ударение?


  • Послушайте внимательно йаблана, что мы слышим в начале слова?

  • А вторая буква Я?


  • Катя прочитай 2е слово в столбике.

  • Почему Маня написано с большой буквы?

  • Сколько слов в этом слове? Какой ударный? В каком из слогов находятся буква Я? Сколько звуков обозначает?






  • Язык.






  • Таня.







  • стая.






  • якоря.







  • Витя.








  • змея.











  • Молодцы. Давайте, выполним еще одно задание на этой странице. Соотнесите картинку со словом. Аккуратно карандашом нарисуйте стрелочку. (Сама прохожу и смотрю, как выполняют дети задание)

  • Прочитайте названия птиц.

  • Найдите лишнее слово.


Я иду и ты идёшь, раз, два, три.

Я пою и ты поёшь – раз, два, три.

Мы идём и мы поём – раз.два,три.

Очень дружно мы живём – раз,два,три.

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.



  • Мы с вами уже знакомы с буквой Я, а сейчас я познакомлю с рассказом Леонида Пантелеева «Буква ты»

  • Дети, а есть такая буква?

  • Сейчас я покажу вам одну очень интересную книгу.

  • В каком она оформлении?

  • Давайте просмотрим ее.

  • Что мы можем узнать о ней по обложке?


  • С каким же произведение мы сегодня познакомимся? А кто автор этого произведения?


  • Давайте откроим ее. Как называется этот разворот? Какие дополнительные сведения мы можем здесь узнать?


  • Какое же издательство? И в каком году выпущена?



  • Перевернем еще одну страничку.



  • А давайте откроем последнюю страничку. Что мы там видим?


  • Что же мы можем сказать по содержанию об этой книге?


  • А что еще мы можем узнать из содержания?



- Молодцы.

А сейчас я расскажу вам об удивительном человеке, о Леониде Пантелееве. Он писал и стихи, и удивительные рассказы для детей.


Настоящее имя Леонида Пантелеева – Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился 9 августа 1908 года в Петербурге в семье казачьего офицера, тогда наш город назывался Петроград.


В 8 лет Алёшу отдали в Петроградское училище, которое он не окончил. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте.


Была революция, отец его пропал без вести, а мать увезла детей из родного города, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой.


Алеша был очень трудный ребенок, поэтому его мать отдала в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом Г. Г. Белых.



- Один из его замечательных рассказов «Буква ты», с которым мы сегодня и познакомимся.


  • Давайте рассмотрим картинки и попытаемся догадаться, о чем пойдет речь в рассказе.



  • Сядьте, удобно сейчас я прочитаю вам рассказ «Буква ты»

  • Какие чувства у вас вызвал этот рассказ? Расскажите о своем отношении к рассказу?





  • Как вы относитесь к этой девочке – Иринушке?


  • А как автор относится к девочке?

Было ей 4 года и 5 месяцев, и была она большая…


  • Вы прослушали рассказ. Какой момент вам показался самым волнительным?


  • Давайте представим что мы художники слова. нарисуйте мне эту картину.


- Представьте, что вы учите своего брата или сестру читать, и вы столкнулись с такой проблемой как главный герой. Что бы вы делали на месте автора?


  • В качестве домашнего задания хочу порекомендовать вам, прочитать любое произведение этого замечательного автора Леонида Пантелеева, с которым мы сегодня познакомились.


  • Спасибо всем за активную работу на уроке.



  • Я.

  • Она йотированная.


  • Что одна буква может обозначать 2 звука гласный и согласный й и а, это слияние.

  • Зеленой с красным.

  • й - мягкий согласный звук, а - гласный звук.

  • Если стоит после согласной. На мягкость предшествующей согласной.

  • Когда буква Я стоит в начале слова и после гласной.

  • В слове языки 3 слога, т.к. в нем 3 гласных звука. 3й слог ударный. 1й слог я, это слог слияния мягкого согласного звука й с гласным звуком а, 2й слог слияния твердого согласного звука з, с гласным звуком ы,3й слог – слияние мягкого согласного звука к с гласным звуком и.

  • О том, который во рту.

  • Язык во рту.

(Читает)

  • Об иностранных.

  • Иностранный язык.


(Читает)

- О подвижной части колокола.

- Язык колокола.

(Читает)

  • Пламя обжигало дрова.

- Языки пламени.

- Язык во рту. Иностранный язык. Язык колокола. Языки пламени.


- Многозначными.







- Скрипичный ключ, дверной ключ, родниковый ключ.


  • Счастливый брак, рабочий брак.

  • У девицы коса, коса косит траву.

  • Ручка у двери, письменная ручка.




(читают)


  • Ястреб.

  • Потому что в двух строчках говорится о ястребе.

  • Она может обозначаться 2мя звуками.


(читает)


  • Определить в каком из приведенных ниже слов буква Я передала 1 звук, а в каком 2.



- 2, в начале и в конце. На 1ю Я.


- Буква Я обозначает 2 звука й и а.

- Буква Я обозначает 1 звука а.

  • Маня.

  • Это имя.

  • В этом слове 2 слога, т.к. в нем 2 гласных звука. Первый слог ударный. Буква Я находится во втором слоге, обозначает 1н звук.

  • В этом слове 2 слога, т.к. в нем 2 гласных звука. Второй слог ударный. Буква Я находится в 1 слоге, обозначает 2 звука.

  • В этом слове 2 слога, т.к. в нем 2 гласных звука. 1й слог ударный. Буква Я находится во 2м слоге, обозначает 1 звука.

  • В этом слове 2 слога, т.к. в нем 2 гласных звука. 1й слог ударный. Буква Я находится во 2м слоге, обозначает 2 звука.

  • В этом слове 3 слога, т.к. в нем 3 гласных звука. Последний слог ударный. Буква Я находится в 1м и 3м слогах, 1я обозначает 2а звук, 2я – 1звук.

  • В этом слове 2 слога, т.к. в нем 2 гласных звука. 1й слог ударный. Буква Я находится во 2м слоге, обозначает 1 звука.

  • В этом слове 2 слога, т.к. в нем 2 гласных звука. 2й слог ударный. Буква Я находится во 2м слоге, обозначает 2 звука.










- Дятел. В этом слове есть буква Я, а в других нет.














- Нет.

- Типовом.

  • Автора и название произведения.


  • «Буква ты» Леонид Пантелеев.


  • Форзац. Издательство и когда эта книжка была выпушена – год.

  • Детская книга. Выпущена в Санкт – Петербург в 2009.

- Автор, количество страниц

Портрет автора и сведения о нем.

  • Сам рассказ.


  • Содержание. Что и на какой странице располагается.

  • Что в этой книге сеть сведения об авторе.



























- О том, как отец учил свою дочку читать по Русской азбуке.






  • Мне очень понравился рассказ. Потому что он был и смешной и интересный одновременно.

  • Иринушка очень умная девочка.

  • умница…



- Когда учитель не мог сдержать своих эмоций, и накричал на девочку.

- Девочка сидит за столом, плачет. Учитель быстро ходит по комнате.

  • Попробовала бы сразу прейти к чтению.
































Брак


Ручка


Ключ


Коса


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по произведению Пантелеева "Буква ты"

Автор: Садовникова Ирина Игоревна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349907


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства