kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4-ом классе "Природное сообщество - луг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную методическую разработку можно использовать на уроке окружающего мира любого УМК.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру в 4-ом классе "Природное сообщество - луг"»

Луг - природное сообщество. Жизнь луга.

Введение в тему

Бежит тропинка через луг,

Ныряет вправо, влево.

Куда ни глянь – цветы вокруг

Да травы по колено.

Зелёный луг, как чудо сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых радужных цветов

На нём разбросаны букеты.



- Как вы думаете, почему я начала урок этим стихотворением?

- Тема урока «Жизнь луга. Луг - природное сообщество»

- Посмотрите на плакат. Это луг?

-Что такое луг? Верно ли, что луг можно встретить только на ровной поверхности земли?

- Какие растения там растут? Как можно их назвать одним словом? (Травы)

- Почему они растут на открытом пространстве? (Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности)

ВЫВОД: Лугами называют безлЕсные площади, занятые травянистыми растениями. (толковый словарь Ушакова: ЛУГ - Ровное, покрытое травой пространство)

Знакомство с растениями луга

-Давайте поближе познакомимся с растениями, растущими на лугу.

- Послушайте стихотворение. Постарайтесь как можно больше запомнить луговых растений, которые встретятся в стихотворении:

На лугу растёт ромашка,

Лютик едкий, клевер-кашка!

Что еще? Гвоздика. Смолка,

Колокольчик, хвощ-как елка.

А еще? Кошачьи лапки,

Одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки,

Грамофончики- вьюнки,

Ещё много разных травок,

У тропинок, у канавок,

И красивых, и пушистых,

Разноцветных и душистых!



  1. В тетради (с. 59 №3) запишите название тех травянистых растений, которые запомнили.

  2. Что записали? Какие травы?

  3. (С Л А Й Д )-шоу трав, которые называют дети

  4. Откройте учебники на стр. 183…..посмотрите, какие там ещё представлены растения

  5. С помощью атласа –определителя (стр.44-60) узнайте названия растений луга, картинки которых в тетради на стр.60 №5.

Луг - это настоящая аптека

Вы знаете, что такое луговое растение, как (С Л А Й Д) ромашка лекарственная поможет от простуды. А зверобой (С Л А Й Д ) используют при лечении более 90 болезней, в т.ч. и простуды

Погляди на зверобой.

Он на лугу повсюду.

Он поможет нам с тобой

Вылечить простуду.



(С Л А Й Д ) Растёт лекарство под ногами.

Прошу вас, убедитесь сами.

Кладём на ссадину листочек,

И ссадина не кровоточит.

И можно снова в путь-дорогу.

Ведь их у нас так много!

- Что за растение? (подорожник)

(С Л А Й Д) А вот это растение помогает при болезнях желудка (тысячелистник)

(С Л А Й Д) А отвар из этого растения освежит и успокоит (мята)



Ядовитые растения

-Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?

- На лугах растут и ядовитые растения. (С Л А Й Д)Вех ядовитый (его еще называют цикута) Он растет по топким берегам рек и озёр. Это растение одно из самых ядовитых. Яд этого растения, попадая в организм, вызывает спазмы дыхательных путей. Прекращается дыхание. Человек задыхается.

Лютик едкий. (С Л А Й Д) Он нам уже знаком из стихотворения….Сок у всех лютиков ядовит. Попадая на кожу, начинает жечь и щипать это место. Да и само название лютик- значит лютый, жестокий. На весеннем лугу растет много разных лютиков. Есть тут не только лютик едкий, но и (С Л А Й Д) лютик жгучий, (С Л А Й Д) лютик ядовитый

-За что же эти веселые цветы (С Л А Й Д) получили такие странные имена? Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название? В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону, будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест. Так вот лютики, тоже, как и куры, очень рано «отправляются на покой». Еще задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов - куриная слепота.

Знакомство с животными луга

- Подумайте, какую окраску могут иметь жители луга?

(Трава, стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы -пёстрые, значит и животным пестрой и разноцветной окраски можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких земли оттенков..)

- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? Для чего?

(Должны быть, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей. Чтобы не была уничтожена вся растительность) (балланс, равновесие)

- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу?

(Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений…)

-Каких размеров д.б. обитатели луга? (Не очень больших, маленьких)

- Какие приспособления д. иметь животные, который питаются нектаром и пыльцой? (они д. иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при помощи которого они добывают нектар)

насекомые

-Какое животное про себя могло бы так сказать:

* «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (С Л А Й Д ) (Кузнечик) - зачем кузнечику длинные, сильные ноги? (прыгать)

* Я самое прожорливое животное на планете (С Л А Й Д ) (стрекоза)

* Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу- вою, сяду- землю рою(С Л А Й Д) (жук) Откройте учебники на стр. 186 и прочитайте под звездочкой, как называют жуков и почему. ( санитары )

* Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой (СЛАЙД ) (бабочка)

- Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говориться, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: (С Л А Й Д) махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению цветков растений.

- Но вот гусеницы……(СЛАЙД) многие из них доставляют много хлопот, поедая растения. Гусеницы отличаются большой прожорливостью, а некоторые едят всё подряд.

* Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела…..(божья коровка) (СЛАЙД)

* Лечу – говорю, сяду – молчу (оса)

* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед накоплю (пчела)

* Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шубка (шмель) (СЛАЙД)

На цветках растений в хорошую погоду кормится множество пчёл и шмелей. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля – опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы.

И цветам хорошо – опыляются, и насекомые голодными не останутся.

Пчёлы живут семьями по несколько лет. За нектаром и пыльцой им иногда приходится летать за несколько километров.

Шмели живут одно лето и прямо на лугу, в земле, могут устроить своё жилище.

Мыши (СЛАЙД) любят полакомиться личинками шмелей….

А представьте себе, что на этом лугу развелось много мышей, что может случиться со шмелями? (Они могут все погибнуть, т.к. мыши уничтожат всех личинок)

- Кто может помочь этому лугу? (Разные хищники)

-Кто может мелким животным луга? (Хищные птицы , парящие и наблюдающие за происходящим; другие хищники, попавшие на луг) (совы, ужи) Нередко а лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли.

Он как рыба в воде

Разгребает в земле.

Сам он черный, слепой,

Но добытчик какой!

Сделал дыру, вырыл нору,

Солнце сияет,

А он и не знает.

Кто же это? (крот) (СЛАЙД)

Живут ли на лугу птицы?

- Многие птицы летают над лугом в поисках пищи. Но есть и такие, для которых луг – дом родной. Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу? Откройте учебник на стр. 184-185, познакомьтесь с птицами, рассмотрите их. (коростель, перепёлка, трясогузка) (СЛАЙД)

- Где устраивают гнёзда птицы луга? Прочитайте про этих птиц на стр. 186 учебника

- Каких еще животных можно встретить на лугу?

- На лугу можно встретить жаб….и ящериц

- А в луговой почве много червей (СЛАЙД)

(Грибы - отдельная группа, которая не относится ни к животным, ни к растениям)

- Итак, луг богат разнообразием животных и растений, и все они связаны друг с другом. Какой вывод мы можем сделать? (Луг - природное сообщество) проверьте свои выводы стр. 190

А раз это экосистема, в которой всё взаимосвязано, давайте установим эту взаимосвязь….(СЛАЙД , но не весь)

Тетр. Стр. 61 № 8 составь схему цепи питания, характерную для луга

Какие цепи питания составили? проверка (продолжение СЛАЙДА)

- Что общего вы заметили в этих схемах? (Они все строятся по одной схеме: растение, травоядные, плотоядные (хищники), более крупные хищники

- Видите, как разнообразны живые существа, обитающие на лугу. Они связаны друг с другом невидимыми нитями.

- Какую роль играет луг в жизни человека? (самостоятельное чтение) учебник, стр. 187-188

ИЛИ рассказ учителя об использовании человеком растений луга.

- Все перечисленные нами растения луга являются ценными кормовыми культурами, поэтому человек использует луга как пастбища для домашних животных (СЛАЙД), на других заготавливает сено (СЛАЙД). Некоторые луга применяют для выращивания с/х культур.

- Но из-за неумеренного выпаса скота очень страдают растения луга. Многие виды растений исчезают .Работники с/х подсеивают семена некоторых трав или оставляют нескошенными. Те участки, где особенно много редких растений, люди берут под охрану.

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга? (Соблюдать правила поведения на лугу)

- Поработайте с учебником и выделите из текста эти правила , учебник, стр. 187-188. Правила поведения на лугу тетр., стр.62 № 9…..сформулируйте

(Как итог урока, детям можно предложить сочинить синквейн (СЛАЙД))

А закончить урок мне хотелось бы стихотворением: (СЛАЙД)

Человек! Ты царь природы!

О тебе веду я речь.

Можешь ты помочь природе,

Иль на гибель всех обречь.

Помоги траве родиться,

Белкам жить, а речкам течь.

Ты на свете самый главный.

Значит, должен их беречь!

Дом. задание стр. 182-190 пересказ, тетр. стр.59, № 2, 4.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ванде-Киркова Александра Юрьевна

Дата: 13.06.2017

Номер свидетельства: 421583


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства