-Давайте поближе познакомимся с растениями, растущими на лугу.
- Послушайте стихотворение. Постарайтесь как можно больше запомнить луговых растений, которые встретятся в стихотворении:
На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка!
Что еще? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ-как елка.
А еще? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики- вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!
В тетради (с. 59 №3) запишите название тех травянистых растений, которые запомнили.
Что записали? Какие травы?
(С Л А Й Д )-шоу трав, которые называют дети
Откройте учебники на стр. 183…..посмотрите, какие там ещё представлены растения
С помощью атласа –определителя (стр.44-60) узнайте названия растений луга, картинки которых в тетради на стр.60 №5.
Луг - это настоящая аптека
Вы знаете, что такое луговое растение, как (С Л А Й Д) ромашка лекарственная поможет от простуды. А зверобой (С Л А Й Д ) используют при лечении более 90 болезней, в т.ч. и простуды
Погляди на зверобой.
Он на лугу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.
(С Л А Й Д ) Растёт лекарство под ногами.
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладём на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу.
Ведь их у нас так много!
- Что за растение? (подорожник)
(С Л А Й Д) А вот это растение помогает при болезнях желудка (тысячелистник)
(С Л А Й Д) А отвар из этого растения освежит и успокоит (мята)
Ядовитые растения
-Если внимательно наблюдать, как животные едят траву, можно увидеть, что одни травы они едят хорошо, а другие обходят стороной. Как вы думаете, почему?
- На лугах растут и ядовитые растения. (С Л А Й Д)Вех ядовитый (его еще называют цикута) Он растет по топким берегам рек и озёр. Это растение одно из самых ядовитых. Яд этого растения, попадая в организм, вызывает спазмы дыхательных путей. Прекращается дыхание. Человек задыхается.
Лютик едкий. (С Л А Й Д)Он нам уже знаком из стихотворения….Сок у всех лютиков ядовит. Попадая на кожу, начинает жечь и щипать это место. Да и само название лютик- значит лютый, жестокий. На весеннем лугу растет много разных лютиков. Есть тут не только лютик едкий, но и (С Л А Й Д) лютик жгучий, (С Л А Й Д) лютик ядовитый
-За что же эти веселые цветы (С Л А Й Д) получили такие странные имена? Иногда лютики называют еще куриной слепотой. А откуда это название? В сумерках куры видят плохо и тычутся из стороны в сторону, будто слепые. И поэтому еще до наступления вечера забираются на насест. Так вот лютики, тоже, как и куры, очень рано «отправляются на покой». Еще задолго до наступления сумерек цветочки их закрываются и наклоняются к земле. Отсюда и пошло название цветов - куриная слепота.
Знакомство с животными луга
- Подумайте, какую окраску могут иметь жители луга?
(Трава, стебли цветов - зелёные, значит легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы -пёстрые, значит и животным пестрой и разноцветной окраски можно спрятаться; на фоне земли могут скрываться животные близких земли оттенков..)
- Как вы думаете, на лугу должны быть хищники? Для чего?
(Должны быть, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей. Чтобы не была уничтожена вся растительность) (балланс, равновесие)
- Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу?
(Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений…)
-Каких размеров д.б. обитатели луга? (Не очень больших, маленьких)
- Какие приспособления д. иметь животные, который питаются нектаром и пыльцой? (они д. иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при помощи которого они добывают нектар)
насекомые
-Какое животное про себя могло бы так сказать:
* «Пою» крыльями, «слушаю» ногами. (С Л А Й Д ) (Кузнечик) - зачем кузнечику длинные, сильные ноги? (прыгать)
* Я самое прожорливое животное на планете (С Л А Й Д ) (стрекоза)
* Черен, да не ворон, рогат, да не бык, лечу- вою, сяду- землю рою(С Л А Й Д) (жук) Откройте учебники на стр. 186 и прочитайте под звездочкой, как называют жуков и почему. ( санитары )
* Я трижды меняю облик, когда рождаюсь, прежде, чем стать взрослой (СЛАЙД ) (бабочка)
- Конечно, кому как не бабочкам жить на лугу. О них придумано много сказок и легенд. В одной из сказок говориться, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали им красивые имена: (С Л А Й Д) махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница, павлиний глаз, голубянка и др. Все они являются украшением природы. Бабочки питаются нектаром цветов и способствуют опылению цветков растений.
- Но вот гусеницы……(СЛАЙД) многие из них доставляют много хлопот, поедая растения. Гусеницы отличаются большой прожорливостью, а некоторые едят всё подряд.
* Спинка в веснушках, ах, как неловко, и покраснела…..(божья коровка) (СЛАЙД)
* Лечу – говорю, сяду – молчу (оса)
* Сок из цветов я наберу и в сотах сладкий мед накоплю (пчела)
* Я крупнее пчелы, тело покрыто длинными густыми волосками. Кажется, что на мне полосатая шубка (шмель) (СЛАЙД)
На цветках растений в хорошую погоду кормится множество пчёл и шмелей. Они собирают нектар и цветочную пыльцу, попутно опыляют растения, обеспечивая урожай семян. Особенно велика роль шмеля – опылителя клевера. Только он своим длинным хоботком может добраться до нектара и пыльцы.
И цветам хорошо – опыляются, и насекомые голодными не останутся.
Пчёлы живут семьями по несколько лет. За нектаром и пыльцой им иногда приходится летать за несколько километров.
Шмели живут одно лето и прямо на лугу, в земле, могут устроить своё жилище.
А представьте себе, что на этом лугу развелось много мышей, что может случиться со шмелями? (Они могут все погибнуть, т.к. мыши уничтожат всех личинок)
- Кто может помочь этому лугу? (Разные хищники)
-Кто может мелким животным луга? (Хищные птицы , парящие и наблюдающие за происходящим; другие хищники, попавшие на луг) (совы, ужи) Нередко а лугах можно заметить небольшие кучки рыхлой земли.
Он как рыба в воде
Разгребает в земле.
Сам он черный, слепой,
Но добытчик какой!
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет,
А он и не знает.
Кто же это? (крот) (СЛАЙД)
Живут ли на лугу птицы?
- Многие птицы летают над лугом в поисках пищи. Но есть и такие, для которых луг – дом родной. Насекомые луга являются пищей для птиц. Каких же птиц мы встретим на лугу? Откройте учебник на стр. 184-185, познакомьтесь с птицами, рассмотрите их. (коростель, перепёлка, трясогузка) (СЛАЙД)
- Где устраивают гнёзда птицы луга? Прочитайте про этих птиц на стр. 186 учебника
- Каких еще животных можно встретить на лугу?
- На лугу можно встретить жаб….и ящериц
- А в луговой почве много червей (СЛАЙД)
(Грибы - отдельная группа, которая не относится ни к животным, ни к растениям)
- Итак, луг богат разнообразием животных и растений, и все они связаны друг с другом. Какой вывод мы можем сделать? (Луг - природное сообщество) проверьте свои выводы стр. 190
А раз это экосистема, в которой всё взаимосвязано, давайте установим эту взаимосвязь….(СЛАЙД , но не весь)
Какие цепи питания составили? проверка (продолжение СЛАЙДА)
- Что общего вы заметили в этих схемах? (Они все строятся по одной схеме: растение, травоядные, плотоядные (хищники), более крупные хищники
- Видите, как разнообразны живые существа, обитающие на лугу. Они связаны друг с другом невидимыми нитями.
- Какую роль играет луг в жизни человека? (самостоятельное чтение) учебник, стр. 187-188
ИЛИ рассказ учителя об использовании человеком растений луга.
- Все перечисленные нами растения луга являются ценными кормовыми культурами, поэтому человек использует луга как пастбища для домашних животных (СЛАЙД), на других заготавливает сено (СЛАЙД). Некоторые луга применяют для выращивания с/х культур.
- Но из-за неумеренного выпаса скота очень страдают растения луга. Многие виды растений исчезают .Работники с/х подсеивают семена некоторых трав или оставляют нескошенными. Те участки, где особенно много редких растений, люди берут под охрану.
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения и животных луга? (Соблюдать правила поведения на лугу)
- Поработайте с учебником и выделите из текста эти правила , учебник, стр. 187-188. Правила поведения на лугу тетр., стр.62 № 9…..сформулируйте
(Как итог урока, детям можно предложить сочинить синквейн (СЛАЙД))
А закончить урок мне хотелось бы стихотворением: (СЛАЙД)