kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по литературному чтению "Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Нажмите, чтобы узнать подробности

К уроку прилагается рабочий лист для учащихся и дополнительный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительный материал к уроку»

Блиц- опрос

Что стало причиной несчастий молодой царицы?(зависть)

Как звали сына царя Салтана? (князь Гвидон.)

От кого и как спас князь Гвидон Лебедь?

В кого превращался Гвидон, чтобы попасть в царство царя Салтана?(муха, шмель, комар)

Из чего царевич сделал тетиву для лука?(шнурок)

Какими словами Лебедь встречала Гвидона?

Как звали дядьку 33 богатырей? (Черномор.)

Кто был приставлен к белке, чтобы вести счет орехам? (Дьяк)

Что велел снарядить царь Салтан, чтобы отправиться в гости к князю Гвидону? (флот)



Игра «Верю-не верю»

Достаём карточку, читаем её, если верим, ставим +, если не верим -.

1) «Здравствуй, красная девица,-

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу ноября (-) (сентября)

2) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян (-) (Буян)

3) Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку, прочитали закон. (-) (указ)

4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)

5) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу (-) (комар, муха, шмель)

6) Смотрит- видит дело лихо:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Орёл носится над ней… (-) (коршун)

7) Ребёнок родился 71 см. (+) (аршин - старинная русская мера длины 71 см)

8) Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)

9) Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем (+)

10) Белка песенку поёт «Во поле берёза стояла» (-) (Во саду ли в огороде)

11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (-) (3)

12) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

13) Царевна-лебедь встречала Гвидона у моря словами:

« Здравствуй, принц, ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный.. (-) (князь)

14) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи (-) ( От корабельщиков)

15) Каждая из героинь - ткачиха, повариха, Бабариха осталась без одного глаза. (-) (Гвидон пожалел свою бабушку)





Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист по сказке»

Обобщающий урок по сказке

А.С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»



Отличие сказки А.С.Пушкина от фольклорных


Элементы

волшебных сказок

«Сказка о царе Салтане»

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.



Работа в парах



Какими душевными качествами обладали главные герои сказки? Составьте мини- характеристики.



Имя персонажа

Какой он?

Что делает?

Пословица или поговорка


Салтан







Сёстры и сватья







Царевна Лебедь







Князь Гвидон






Царица- мать





Отрицательные герои

Положительные герои



















Подумай, как бы могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?



Разгадай кроссворд



По горизонтали.

1. Насекомое, в которое в последний раз превратился князь Гвидон.

2. Дядька богатырей.

3. Бабушка князя Гвидона.

4. Дерево, под которым сидела белка.

5. Хозяин острова Буяна.

6. Сан Салтана.

По вертикали. 7. Жена князя Гвидона.






Восстанови последовательность событий в сказке

Подмена грамоты.

Избавление царевны от злого коршуна.

Царь Салтан выбирает жену.

Морское путешествие царицы и Гвидона.

Встреча Салтана с женой.

Приключения Гвидона.









Чему учит сказка А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»?___________________________________









Оцени свою работу на уроке:

Если урок был интересен и понятен, раскрась флажок зелёным карандашом.

Если урок был интересен, но возникали трудности, которые ты преодолел, раскрась флажок синим карандашом.

Если урок был непонятным и неинтересным, раскрась флажок красным карандашом.

















Спасибо за работу на уроке!

Просмотр содержимого документа
«Тест»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1. Куда после свадьбы уехал царь Салтан?

а) К соседнему государю;
б
) на охоту;
в
) на войну.

2. Что подменили гонцу?

а) Грамоту;
б
) приказ;
в
) письмо.

3. В чем царицу с сыном пустили в окиян?

а) В лодке;
б
) на плоту;
в
) в бочке.

4. К кому обращался маленький Гвидон, находясь в море?

а) К ветру;
б
) к волне;
в
) к морю.

5. От какой птицы спас Гвидон царевну Лебедь?

а) От ястреба;
б
) от орла;
в
) от коршуна.

6. Чем не торговали корабельщики?

а) Бобрами;
б
) соболями;
в
) лисами.

7. Кто рассказал царю Салтану о чудесной белке?

а) Ткачиха;
б
) повариха;
в
) сватья баба Бабариха.

8. Из какого камня были ядра волшебных орехов?

а) Из алмаза;
б
) из сапфира;
в
) из изумруда.

9. В какое насекомое не превращался князь Гвидон?

а) В комара;
б
) в муху;
в
) в пчелу.

10. Сколько раз Гвидон слал поклоны царю Салтану?

а) Три раза;
б
) четыре раза;
в
) пять раз.



Просмотр содержимого документа
«Я. конспект урока.»

Обобщающий урок по сказке

А.С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»



Цель: учиться составлять характеристику героев по плану;

развивать речь, логическое мышление, умение находить необходимые отрывки в тексте;

развивать технику чтения;

воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство.


Оборудование: рабочие листы для учащихся, учебник литературного чтения, дополнительный материал к уроку.









Ход урока



  1. Орг. момент. Мотивация учащихся к учебной деятельности.



Сегодня у нас заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Мы проведём его в необычной форме. От вас потребуется знание сказки, внимание и память.

  1. Постановка цели и задач урока.

Каковы цели художественных произведений?

Для чего они существуют в культуре человечества?

Сегодня мы попытаемся выявить замысел сказки А.С. Пушкина.


  1. Работа по теме урока


А). Сравнение сказок А.С.Пушкина с волшебными народными сказками.

Какие сказки А.С. Пушкина вам известны?

Что вы заметили в названии этих произведений?

К какому типу сказок относится «Сказка о царе Салтане…» (бытовой, о животных, волшебной?) Почему?

Разберём, чем же отличается сказка А.С.Пушкина от фольклорных?

(коллективная работа в рабочих листах, заполнение таблицы)


    1. Зачин - у А.С. Пушкина отсутствует

    2. Троекратный повтор событий - есть, три раза проезжали мимо острова Буяна купцы, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза царь Салтан собирался приехать на остров Буян.

(Зачитать эти эпизоды.)

    1. Волшебные события, герои, предметы - лебедь; рос не по дням, а по часам; волшебная белка; тридцать три богатыря; превращения князя Гвидона.

    2. Герои четко делятся на добрых и злых – сестры царицы, коршун – злые герои, царица, князь Гвидон, царь Салтан, царевна-лебедь – добрые.

    3. Сказочный язык

( Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности. Постоянный эпитет – синее море, нелестный эпитет – Иванушка-дурачок.

Присказка – короткий рассказ, прибаутка в начале сказки.)

А.С.Пушкин использует в своей сказке фольклорные эпитеты и придумывает свои.

Фолк. - …добра коня…

неведому зверюшку

море синее...

дуб зеленый…

снурок шелковый…

клёв кровавый…

лебедь-белая…

князь ты мой прекрасный…

гости-господа…


Авт. – … для законного решенья…

не птичьим криком стонет…

могучий избавитель…

к царству славного Салтана…

и желанная страна…

    1. Зло наказано - у А.С. Пушкина прощено

    2. Сказочная концовка – есть, (прочитать)


Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке?


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим. Такие отношения складываются, благодаря мастерству автора в создании образов литературных героев.



Б). Составление мини-характеристик героев сказки.



Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки.

(работа в парах по рабочему листу)



1.Имя персонажа

2.Какой он - 2 слова

3.Что делает?- 3 слова

4.Пословица или поговорка



Персонажи: Салтан, сестры и сватья, царевна Лебедь, князь Гвидон, царица-мать.

Подсказки:

2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.

3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,

удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.

4.Семьей дорожить - счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.



Коллективное обсуждение составленных характеристик.



- Каких героев вы отнесли в группу положительных?

(Князь Гвидон, царица, царь Салтан, царевна Лебедь.)

- Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?

(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун)



Как бы могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?





Физминутка.

(прядем пряжу, изображаем движение волн, натягиваем тетиву лука, поднимаемся в небо лебедушкой, подгоняем кораблик, выходим витязями из моря)





В). Разгадывание кроссворда.

Г). Восстановление последовательности событий в сказке.

Д). Выявление замысла сказки.



4. Рефлексия.





Р.S. Если на уроке остаётся время, можно использовать дополнительный материал к уроку.

































Рефлексия

Чем был интересен урок, что нового открыли для себя? Что, по-вашему, не удалось?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Осипова Елена Николаевна

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355834


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства