Обобщающий урок по сказке
А.С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цель: учиться составлять характеристику героев по плану;
развивать речь, логическое мышление, умение находить необходимые отрывки в тексте;
развивать технику чтения;
воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство.
Оборудование: рабочие листы для учащихся, учебник литературного чтения, дополнительный материал к уроку.
Ход урока
Орг. момент. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Сегодня у нас заключительный урок по сказке Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Мы проведём его в необычной форме. От вас потребуется знание сказки, внимание и память.
Постановка цели и задач урока.
Каковы цели художественных произведений?
Для чего они существуют в культуре человечества?
Сегодня мы попытаемся выявить замысел сказки А.С. Пушкина.
Работа по теме урока
А). Сравнение сказок А.С.Пушкина с волшебными народными сказками.
Какие сказки А.С. Пушкина вам известны?
Что вы заметили в названии этих произведений?
К какому типу сказок относится «Сказка о царе Салтане…» (бытовой, о животных, волшебной?) Почему?
Разберём, чем же отличается сказка А.С.Пушкина от фольклорных?
(коллективная работа в рабочих листах, заполнение таблицы)
Зачин - у А.С. Пушкина отсутствует
Троекратный повтор событий - есть, три раза проезжали мимо острова Буяна купцы, три раза летал Князь Гвидон в царство своего отца, три раза царь Салтан собирался приехать на остров Буян.
(Зачитать эти эпизоды.)
Волшебные события, герои, предметы - лебедь; рос не по дням, а по часам; волшебная белка; тридцать три богатыря; превращения князя Гвидона.
Герои четко делятся на добрых и злых – сестры царицы, коршун – злые герои, царица, князь Гвидон, царь Салтан, царевна-лебедь – добрые.
Сказочный язык
( Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобретательности. Постоянный эпитет – синее море, нелестный эпитет – Иванушка-дурачок.
Присказка – короткий рассказ, прибаутка в начале сказки.)
А.С.Пушкин использует в своей сказке фольклорные эпитеты и придумывает свои.
Фолк. - …добра коня…
…неведому зверюшку
…море синее...
… дуб зеленый…
…снурок шелковый…
… клёв кровавый…
…лебедь-белая…
…князь ты мой прекрасный…
…гости-господа…
Авт. – … для законного решенья…
… не птичьим криком стонет…
…могучий избавитель…
…к царству славного Салтана…
… и желанная страна…
Зло наказано - у А.С. Пушкина прощено
Сказочная концовка – есть, (прочитать)
Какими душевными качествами обладали главные герои сказки, что привело к такой концовке?
Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим. Такие отношения складываются, благодаря мастерству автора в создании образов литературных героев.
Б). Составление мини-характеристик героев сказки.
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки.
(работа в парах по рабочему листу)
1.Имя персонажа
2.Какой он - 2 слова
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонажи: Салтан, сестры и сватья, царевна Лебедь, князь Гвидон, царица-мать.
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
4.Семьей дорожить - счастливым быть. Вся семья вместе и душа на месте. На обмане счастья на построишь. Мудрость ценнее золота. При солнышке тепло, при матери добро.
Коллективное обсуждение составленных характеристик.
- Каких героев вы отнесли в группу положительных?
(Князь Гвидон, царица, царь Салтан, царевна Лебедь.)
- Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?
(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун)
Как бы могла закончиться сказка, будь герои сказки другими по характеру?
Физминутка.
(прядем пряжу, изображаем движение волн, натягиваем тетиву лука, поднимаемся в небо лебедушкой, подгоняем кораблик, выходим витязями из моря)
В). Разгадывание кроссворда.
Г). Восстановление последовательности событий в сказке.
Д). Выявление замысла сказки.
4. Рефлексия.
Р.S. Если на уроке остаётся время, можно использовать дополнительный материал к уроку.
Рефлексия
Чем был интересен урок, что нового открыли для себя? Что, по-вашему, не удалось?