I. Мотивация учебной деятельности | Приветствие учащихся. Проверка рабочего места. – Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказываний своих мыслей. | Проявляют эмоциональную отзывчивость. |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Учащиеся защищают проектные работы. Регламент 7-10 мин. По окончанию защиты, учащиеся другой группы задают вопросы. Оценивание работ. | Выполняют действия с опорой на заданный учителем ориентир. Открыто осмысливают, оценивают свою деятельность на уроке. |
III. Постановка учебной задачи | Сообщить тему урока. Предложить сформулировать учебную задачу. (Слайд 1.) Игра «Найди «лишнее». Коала, кенгуру, пингвин, страус эму, ехидна, опоссум. (Слайд 2.) – Почему вы исключили пингвина? Где водятся пингвины? – Сегодня нам предстоит узнать о самом загадочном материке, который омывают воды трёх океанов, – Антарктиде. | Формулируют учебную задачу под руководством учителя. |
IV. Изучение нового материала | Совместное открытие знаний. Работа по учебнику (с. 10). – Прочитайте вопрос вначале текста. Знаете, какими книгами зачитывались культурные люди России в XIX веке? Попробуйте на него ответить. (высказывание предположений) После того как Иван Фёдорович Крузенштерн и Юрий Фёдорович Лисянский совершили кругосветное путешествие. «Кругосветка» становится обязательной для обучения русских моряков. И многие из путешественников оставляли описания своих путешествий, чудес, с которыми они встречались в пути. И, конечно, о новых открытиях люди узнавали из книг. – Какой материк ещё не был открыт? (Антарктида.) (Слайд 3.) – Прочитайте самостоятельно 2-й и 3-й абзацы в учебнике (с.11). Подготовьте ответы на следующие вопросы: Кто первым открыл Антарктиду? (Учащиеся находят ответ на вопрос в справочнике учебника на с. 122, Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич, Лазарев Михаил Петрович (Слайд 4.)) – В каких условиях проходило плавание? Почему вы так думаете? – Какие ещё географические объекты были открыты? – Как вы думаете, на таком суровом материке, как Антарктида, есть жизнь? (Какие растения растут, какие животные, есть ли коренное население.) (Выслушиваются предположения учащихся и обоснование.) | Создают алгоритмы деятельности при выполнении задания. принимать и сохранять учебную задачу; -задавать вопросы, адекватные ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. |
V. Закрепление знаний и способов действий. | 1. Работа в группах. – Самостоятельно прочитайте об Антарктиде на с. 11 (4-й абзац) – 12, исследуйте карту, посмотрите, какие острова расположены рядом, какие моря омывают. Составьте план рассказа и сообщения по плану. Рефлексия: выслушивание планов и рассказов об Антарктиде. Слайды 5–9 «Животные Антарктиды». | Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной, письменной речи. |
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. | – Какая информация вам больше всего понравилась? Почему? – Признаки какой природной зоны подходят к описанию Антарктиды? – Какие природные зоны в Антарктиде? (Одна зона – ледниковая.) – Кругосветное путешествие можно совершить вокруг Антарктиды и вдоль экватора. Будет ли одинаковым это путешествие по протяжённости? Почему? Домашнее задание. Найти как можно больше отличий между Антарктидой и Арктикой (учебник, с. 10–13). Выполнить задание 53 в тетради. | Открыто осмысливают, оценивают свою деятельность на уроке. |