Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету окружающий мир по теме "Коммуникативное воздействие по теме домашние животные"."»
Тип урока: урок – дискуссия.
Тема: «Коммуникативное воздействие по теме : Домашние животные. »
Цель: создать условия для формирования представления об отличительных особенностях домашних животных.
Задачи:
способствовать становлению универсальных познавательных учебных действий первоклассников в процессе наблюдения и анализа отличительных особенностей домашних животных, систематизации объектов в соответствии с их признаками.
создавать условия для формирования коммуникативных и регулятивных учебных действий, обучая способам сотрудничества и распределению работы по заранее составленному плану,
способствовать формированию личностных учебных действий (умению слушать другого, принимать или не принимать его позицию, работать в группе и коллективно).
Ход урока.
Орг. момент (вхождение в день).
- Доброго дня всем. Мне очень приятно вас видеть. Давайте в начале дня подарим друг другу хорошее настроение. Как это сделать? Очень просто – улыбнуться.
Ребята, если сегодня вы будете внимательными, думающими и наблюдательными, будете работать дружно, сообща, то сами в конце урока сможете сделать важные выводы.
Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы познакомились с большим Царством живой природы – животными.
Какие группы животных вы можете назвать? Давайте проверим.
рыбы
звери
Животные
2. Рассмотрите фотографии, назовите изображенных животных. К каким группам животных их можно отнести?
- Я вижу, теперь вы готовы продолжить работу.
Определение темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы тоже будем изучать животных. Хотите узнать, что будет сегодня предметом наших исследований? Тогда вам предстоит отгадать загадки, которые по моей просьбе приготовили ребята.
Загадки.
Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова)
Как корова, но мала,
Правда, тоже есть рога. (Коза)
Для меня конюшня – дом.
Угости меня овсом!
Грива вьется за спиной,
Не угонишься за мной! (Лошадь)
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья)
Спасибо за загадки, присаживаетесь.
Ребята, назовите ещё раз отгадки. …
Объедините этих животных в группу. Назовите тему урока. (Домашние животные)
Давайте определим цели сегодняшнего урока. Вам поможет следующий слайд.
1. УЗНАЕМ… каких животных называют домашними
2. ВЫЯСНИМ…. какую пользу приносят домашние животные
как человек заботится о домашних животных
3. ПОГОВОРИМ О … роли домашних животных в жизни людей
Девизом нашего урока будет высказывание
А. Экзюпери «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили».
Работа над темой урока.
1. Постановка проблемы и поиск решения.
- Я сегодня тоже приготовила загадки.
1. Я люблю чистоту
Уберу немножко.
В свою норку унесу
Я от хлеба крошку. (Мышь)
2. Вдруг из подворотни
Страшный великан
Рыжий и усатый …. (Таракан)
Можно ли мышь и таракана отнести к домашним животным? (Нет).
А почему мышь и таракана нельзя отнести к дом.животным?
Может быть вам поможет вопрос: что делают дом.животные дома? (приносят человеку пользу)
А мышь и таракан – это домовые животные, которые селятся в жилье или около жилья человека, против его воли, и принося ему не пользу, а вред.)
Тогда какие животные называются домашними?
(Домашними мы называем только тех животных, которых специально выращивает человек и использует их в своем хозяйстве).
2. Информационный поиск.
А теперь займёмся информационным поиском. Обратимся к словарю. Откройте пожалуйста с. 141 учебника.
Дополнительный материал. ( расширение знаний)
3. Птичка в клеточке сидит
И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,
Разболтает … (Попугай)
А попугай это какое животное? (Попугай – декоративное (ручное) животное.)
- Почему человек разводит этих животных? (Декоративные животные приносят людям радость, хорошее настроение).
Польза не обязательно должна быть материальная, но может быть и духовная.
- А теперь внимание на экран. К нам на электронную почту пришло письмо от дяди Фёдора из деревни Простоквашино.
- дядя Фёдор обращаясь к вам, подготовил несколько заданий.
Здравствуйте, ребята.
Я рад нашей встрече.
Про своё житьё-бытьё
Расскажу с охотой,
Про хозяйство, про зверьё,
Про свои заботы.
Есть в хозяйстве у меня
Шарик, кот Матроскин,
Корова с телёнком.
Заведу ещё гусей
Кроликов, овечек.
Мне дадут овечки шерсть
Молоко - коровы
Пейте, дети молоко,
Будете здоровы!
- А дядя Фёдор герой какой сказки? «Дядя Фёдор пёс и кот» ,
- А кто автор этого произведения ? (Эдуард Успенский)
Физ-ка. Звучит расслабляющая музыка.
- А сейчас посмотрите на замечательный луг.
Закрываем глаза и перемещаемся на этот луг. На лугу тепло и спокойно. Ярко светит солнце. На нём пасутся коровы, кони, овцы…Стрекочут кузнечики, поют птицы…Мы ложимся на травку и смотрим в небо. Белые облака плывут далеко – далеко. Мы лежим и вдыхаем радость, вдыхаем спокойствие, вдыхаем счастье, вдыхаем силы для дальнейшей учёбы. Мы отдохнули и посвежели. С новыми силами возвращаемся.
3. Работа в паре.
Первое задание, которое подготовил для вас дядя Фёдор вы будете выполнять в паре. Вопрос:
- Что дают домашние животные человеку.
(Соедините домашнее животное с тем продуктом, который человек от него получает)
КОРОВА КУРИЦА ОВЦА СВИНЬЯ
Молоко яйца шерсть мясо
Выполните самопроверку, сверив с экраном
Закрепление.
1. Работа с учебником.
Дядя Фёдор просит вас по рисунку на с. 91 рассказать чем ещё полезны домашние животные? (собака сторожит дом, лошади служат как транспортное средство, помогают в проведении спортивно-оздоровительных мероприятий, и являются помощниками распашки земель в сельском хозяйстве. В правом верхнем углу изображена собака поводырь, она помогает передвигаться слепым людям).
Дополнительная информация.
Домашние животные радуют людей. Человеку доставляет удовольствие общение с ними. Домашние животные могут лечить людей. Ученые утверждают, что поглаживание мурчащей кошки улучшает работу сердца и сосудов, а езда на лошадях помогает больным церебральным параличом – их больные руки и ноги начинают лучше слушаться и лучше работать. Есть даже направление в медицине - лечение верховой ездой и общением с лошадьми.
2. Расширение знаний учащихся. (Индивидуальное задание)
Всегда ли эти животные были домашними? (ответы)
Домашние животные произошли от диких. Человек их приручил, одомашнил.
А какое животное человек одомашнил первым? (собаку)
….провёл исследование по теме «Использование собаки»
Собака – одно из любимых домашних животных. Маленькие и большие, охотничьи и сторожевые – все они являются друзьями людей. Но когда-то дело обстояло не так – собаки были дикими, свободными животными, которые жили сами по себе.
Вначале, после одомашнивания, собака использовалась в качестве помощника на охоте. С развитием сельского хозяйства и одомашнивания других животных собака становилась все более полезной человеку, и ее можно было научить пасти и охранять живность, защищать урожай, отгоняя диких зверей.
Во время ВОВ собаки разминировали поля, обвешанные гранатами, бросались под танки, вытаскивали раненых в безопасное место.
В мирное время неоценим вклад собак в спасательных операциях: в горох при возникновении лавин, при землетрясениях, спасении утопающих.
Незаменимы собаки в деятельности силовых структур: помогают пограничникам, полиции, спасателям.
Физминутка
Наши уточки с утра — (Дети шагают на месте вперевалочку, подражая походке уток).
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда — (Дети вытягивают шеи, отставив руки назад).
Га-га-га! Га-га-га!
Наши курочки в окно —(Детибьют руками по бокам, делают небольшие частые наклоны головой).
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок (Дети поднимаются на носочки, машут руками).
Раным-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!».
Закрепление (продолжение)
Самостоятельная работа.
(отметьте на карточке только домашних животных)
Выполните взаимопроверку.
2. Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши.
Дядя Фёдор предлагает нам поиграть в игру «Отгадай детёныша».
Я называю дом.животное, а вы хором называете его детёныша.
Свинья - (поросята).
Гусь - (гусята).
Лошадь - (жеребята).
Овца - (ягнята).
Курица - (цыплята)
Корова - (телята).
А как звали телёнка из сказки «Дядя Фёдор, пес и кот»? (Гаврюша)
3. Воспитательная работа.
Беседа о бережном отношении к животным
Домашних животных разводят люди. Люди их кормят, лечат и защищают, строят для них жильё и заботятся о потомстве. Летом для животных заготавливают корма, до наступления холодов утепляют жилища.
Недопустимо грубое отношение к животным.
Домашние животные настолько привыкают к условиям, которые создают для них люди, что не могут обойтись без их помощи.
Ребята, а вы помните девиз нашего урока? Мы всегда в ответе за тех, кого приручили.
4. Творческая работа.(Коллективный проект)
В рамках внеурочной деятельности мы мастерили домики, т.е жилище для домашних животных. Но кого-то не хватает в нашей композиции? Как вы думаете? (домашних животных). Что для этого нужно сделать? (Поместить туда дом.животных). Я попрошу это сделать…потому, что они подготовили сегодня не только загадки, но и маленькие макеты животных.
Вот такой у нас получился коллективный проект «сельский дворик».
5. Индивидуальное задание.
Учитель. У многих из вас есть домашние животные. … подготовил рассказ о своём домашнем питомце, о том как он ухаживает за ним и о пользе которую приносит его любимец. Давайте послушаем…
Обобщение, итоги урока:
- Подведём итог нашего сегодняшнего урока, сделаем выводы.
Мы узнали …
Мы научились отличать…
Мы выяснили…
Рефлексия.
Покажите с помощью сигнальных кружков, как вы оцениваете свою работу на уроке.
Зеленый цвет – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!
Желтый цвет – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
Красный цвет – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
Я очень рада, что урок прошел для вас с пользой! Мне хочется отметить… за активную работу на уроке, а также…, которые подготовили загадки, исследование.