Методическая разработка урока "Валентин Берестов "Кошкин щенок".
Методическая разработка урока "Валентин Берестов "Кошкин щенок".
Урок литературного чтения в 2классе
Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»
Цели: познакомить учащихся с творчеством В. Берестова; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.
Метапредметные:
регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре;
познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;
коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.
Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть на уроке у нас будет хорошее настроение. Ведь сегодня нам предстоит продолжить знакомство с удивительным человеком. Хотите?
II. Актуализация опорных знаний
- Каким образом мы можем узнать что-либо о человеке? ( Познакомиться с ним; из рассказов о нем знакомых, друзей; из книг.)
- Как называется описание жизни человека, если жизнь по-гречески БИО, а писать – ГРАФО? На доске: БИО + ГРАФО (биография)
- Так что же такое биография? ( Биография – жизненное описание какого-либо человека.)
III. Самоопределение к деятельности
- Расшифруйте имя удивительного человека.
На доске: ВОТСЕРЕБ НИТНЕЛАВ
- Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.)
- В этом нам помогут… Прочитайте.
Слайд 1. Мордочка усатая, Черный нос,
Шубка полосатая. Колечком хвост.
Часто умывается, Дом охраняет,
А с водой не знается. Громко лает.
(Кошка) Кошек пугает. (Собака)
- К какому жанру относятся эти произведения?
- Прочитайте вопросительно. Сердито.
- О ком эти загадки?
- Какие отношения бывают между этими животными?
- Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH JЩQELHVOK - На доске.
- Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок»)
- Какие цели поставите перед собой? (Познакомиться… Прочитать…
Сделать выводы …)
IV.Работа по теме урока
- Познакомиться с биографией В. Берестова нам поможет профессор Николай Иванович, в роли которого выступит (имя ученика).
Слайды 2-7.
В.Д. родился 1апреля 1928года г. Мещовск, Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.
Читать маленький Валентин начал в 4года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, т.к. читать сама не могла.
Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и Жуковского. С удовольствием читал детские журналы «Чиж», «Дружные ребята», «Мурзилка».
По специальности В.Берестов – археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.
- Детские стихи В. Берестова сказочные и необычные. В 70 лет ушел из жизни этот замечательный человек, оставив тепло в сердцах детей и взрослых.
V.Работа с текстом
1. - Откройте учебник на с.130. Прочитайте еще раз название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему. Как вы думаете, о чем это стихотворение.
- Проверим ваши предположения. Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.
Читает учитель.
- Что показалось смешным, забавным в стихотворении?
- Определите характер стихотворения. (Веселое, шуточное)
2. Словарная работа
- А сейчас проведем словарную работу. Выясним значение некоторых слов, чтобы лучше понять содержание этого стихотворения. Вам предстоит работа в парах. Возьмите листочки, и посоветовавшись друг с другом, соедините стрелкой понятие и его значение.
Приемный сын
Содержащий себя в чистоте
Чистоплотный
Усыновленный
Верзила
Полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза
Дремлет
Высокий и нескладной человек
Слайд 8. – Проверим.
Физминутка
Дружно встаньте, детвора. Встаньте на носок, на пятку,
Отдохнуть пришла пора! Сядьте тихо, глазками нарисуйте
Потянитесь, распрямитесь. кошку: круг, ушки на макушке,
Приседайте, приседайте. глазки, носик и усы.
Пошагайте, пошагайте. Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
VI. Вторичное чтение текста и анализ произведения
1. –«Жужжащим» чтением прочитайте стихотворение и приготовьте вопросы по содержанию так, чтобы на них можно было ответить словами текста.
Примерные вопросы обучающихся:
Каким был щенок?
Как кошка ухаживала за ним?
Какой была кошка?
Каким стал щенок?
С какими трудностями встретилась кошка-мать?
Какой выход нашла кошка-мать?
- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?
- Как по-другому можно назвать стихотворение? («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок».)
2. – А сейчас мы выступим в роли мультипликаторов, составим и озвучим диафильм.
На доске картинки-кадры.
- Восстановите последовательность событий.
- А теперь озвучим диафильм, для этого найдите строки, которые относятся к 1, 2, 3, 4 кадрам.
У вас на парте лежит карточка со словом. Посоветовавшись друг с другом, определите к какому герою подходит это слово и один из пары прикрепляет на доску.
ЩЕНОК КОШКА
ласковый заботливая
милый ласковая
скромный любящая
жизнерадостный труженица
самостоятельный любит чистоту
симпатичный любит порядок
-Какой была кошка-мать?
- Каким был щенок?
- Изменился характер щенка, когда он подрос? (Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным.)
4. -А сейчас я задание усложняю, работая в парах, составьте характеристику на кошку-мать, используя синквейн ( краткий текст из 5 строчек).
Слайд 9. СИНКВЕЙН
- Прочитайте, что у вас получилось.
1. Кошка.
2. Заботливая, любящая.
3. Умывала, заботилась, Любила.
4. Она очень заботливая мать.
5. Труженица.
- Синквейн помогает более полно представить характер героини.
5. – Выскажите свое отношение к этой истории.
VII. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу.
Слайд 10.
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
VIII. Подведение итогов урока
- Какое произведение читали?
- Кто автор?
- Зачем это стихотворение изучаем? (Чтобы мы увидели как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)
- Большинство животных – это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить. Дружеские отношения между животными забавны и трогательны для людей, которые с удовольствием наблюдают и фотографируют. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Посмотрите.
Слайды 11-13
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Валентин Берестов "Кошкин щенок". »
Дригина Наталья Алексеевна, МБОУ СОШ №30 г. Южно-Сахалинск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30
УМК «Школа России»
Урок литературного чтения
Тема урока: В. Берестов «Кошкин щенок»
2 класс
Выполнила:
Дригина Наталья Алексеевна
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ СОШ №30
г. Южно-Сахалинск
2015
Урок литературного чтения в 2классе
Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»
Цели: познакомить учащихся с творчеством В. Берестова; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.
Метапредметные:
регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре;
познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;
коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.
Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть на уроке у нас будет хорошее настроение. Ведь сегодня нам предстоит продолжить знакомство с удивительным человеком. Хотите?
II. Актуализация опорных знаний
- Каким образом мы можем узнать что-либо о человеке? ( Познакомиться с ним; из рассказов о нем знакомых, друзей; из книг.)
- Как называется описание жизни человека, если жизнь по-гречески БИО, а писать – ГРАФО? На доске: БИО + ГРАФО (биография)
- Так что же такое биография? ( Биография – жизненное описание какого-либо человека.)
III. Самоопределение к деятельности
- Расшифруйте имя удивительного человека.
На доске: ВОТСЕРЕБ НИТНЕЛАВ
- Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.)
- В этом нам помогут… Прочитайте.
Слайд 1. Мордочка усатая, Черный нос,
Шубка полосатая. Колечком хвост.
Часто умывается, Дом охраняет,
А с водой не знается. Громко лает.
(Кошка) Кошек пугает. (Собака)
- К какому жанру относятся эти произведения?
- Прочитайте вопросительно. Сердито.
- О ком эти загадки?
- Какие отношения бывают между этими животными?
- Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH JЩQELHVOK - На доске.
- Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок»)
- Какие цели поставите перед собой? (Познакомиться… Прочитать…
Сделать выводы …)
IV.Работа по теме урока
- Познакомиться с биографией В. Берестова нам поможет профессор Николай Иванович, в роли которого выступит (имя ученика).
Слайды 2-7.
В.Д. родился 1апреля 1928года г. Мещовск, Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.
Читать маленький Валентин начал в 4года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, т.к. читать сама не могла.
Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и Жуковского. С удовольствием читал детские журналы «Чиж», «Дружные ребята», «Мурзилка».
По специальности В.Берестов – археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.
- Детские стихи В. Берестова сказочные и необычные. В 70 лет ушел из жизни этот замечательный человек, оставив тепло в сердцах детей и взрослых.
V.Работа с текстом
1. - Откройте учебник на с.130. Прочитайте еще раз название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему. Как вы думаете, о чем это стихотворение.
- Проверим ваши предположения. Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.
Читает учитель.
- Что показалось смешным, забавным в стихотворении?
- Определите характер стихотворения. (Веселое, шуточное)
2. Словарная работа
- А сейчас проведем словарную работу. Выясним значение некоторых слов, чтобы лучше понять содержание этого стихотворения. Вам предстоит работа в парах. Возьмите листочки, и посоветовавшись друг с другом, соедините стрелкой понятие и его значение.
Приемный сын
Содержащий себя в чистоте
Чистоплотный
Усыновленный
Верзила
Полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза
Дремлет
Высокий и нескладной человек
Слайд 8. – Проверим.
Физминутка
Дружно встаньте, детвора. Встаньте на носок, на пятку,
Отдохнуть пришла пора! Сядьте тихо, глазками нарисуйте
Потянитесь, распрямитесь. кошку: круг, ушки на макушке,
Приседайте, приседайте. глазки, носик и усы.
Пошагайте, пошагайте. Все в порядок приведите
И читать, друзья, начните.
VI. Вторичное чтение текста и анализ произведения
1. –«Жужжащим» чтением прочитайте стихотворение и приготовьте вопросы по содержанию так, чтобы на них можно было ответить словами текста.
Примерные вопросы обучающихся:
Каким был щенок?
Как кошка ухаживала за ним?
Какой была кошка?
Каким стал щенок?
С какими трудностями встретилась кошка-мать?
Какой выход нашла кошка-мать?
- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?
- Как по-другому можно назвать стихотворение? («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок».)
2. – А сейчас мы выступим в роли мультипликаторов, составим и озвучим диафильм.
На доске картинки-кадры.
- Восстановите последовательность событий.
- А теперь озвучим диафильм, для этого найдите строки, которые относятся к 1, 2, 3, 4 кадрам.
У вас на парте лежит карточка со словом. Посоветовавшись друг с другом, определите к какому герою подходит это слово и один из пары прикрепляет на доску.
ЩЕНОК КОШКА
ласковый заботливая
милый ласковая
скромный любящая
жизнерадостный труженица
самостоятельный любит чистоту
симпатичный любит порядок
-Какой была кошка-мать?
- Каким был щенок?
- Изменился характер щенка, когда он подрос? (Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным.)
4. -Асейчас я задание усложняю, работая в парах, составьте характеристику на кошку-мать, используя синквейн ( краткий текст из 5 строчек).
Слайд 9. СИНКВЕЙН
- Прочитайте, что у вас получилось.
1. Кошка.
2. Заботливая, любящая.
3. Умывала, заботилась, Любила.
4. Она очень заботливая мать.
5. Труженица.
- Синквейн помогает более полно представить характер героини.
5. – Выскажите свое отношение к этой истории.
VII. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу.
Слайд 10.
Сегодня на уроке я узнал …
Сегодня на уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
VIII. Подведение итогов урока
- Какоепроизведение читали?
- Кто автор?
- Зачем это стихотворение изучаем? (Чтобы мы увидели как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)
- Большинство животных – это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить. Дружеские отношения между животными забавны и трогательны для людей, которые с удовольствием наблюдают и фотографируют. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Посмотрите.
Слайды 11-13
IX. Домашнее задание
- Сегодня я вам предлагаю выбрать домашнее задание по желанию:
с.130-131 выразительное чтение, придумать продолжение истории.
Вспомнить или найти историю, когда животные воспитывают не своих детенышей. Рассказать на уроке.
Найти сказку С.Маршака «Курочка Ряба и 10 утят», прочитать и пересказать.