kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Валентин Берестов "Кошкин щенок".

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок литературного чтения в 2классе

Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»

 Цели: познакомить учащихся с творчеством В. Берестова; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев;  уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.

Метапредметные:

регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре;

познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;

коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности.

Оборудование:  учебник Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение» 1часть, презентация, кадры-рисунки для диафильма, рисунок кинопроекта.

                               Ход урока

I.Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть на уроке у нас будет хорошее настроение. Ведь сегодня нам предстоит продолжить знакомство с удивительным человеком. Хотите?

  II. Актуализация опорных знаний

- Каким образом мы можем узнать что-либо о человеке? ( Познакомиться с ним; из рассказов о нем знакомых, друзей; из книг.)

- Как называется описание жизни человека, если жизнь по-гречески БИО, а писать – ГРАФО?                          На доске:  БИО + ГРАФО (биография)

- Так что же такое биография? ( Биография – жизненное описание какого-либо человека.)

III. Самоопределение к деятельности

- Расшифруйте имя удивительного человека.     

 На доске: ВОТСЕРЕБ НИТНЕЛАВ

- Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.)

- В этом нам помогут… Прочитайте.

Слайд 1. Мордочка усатая,                      Черный нос,

               Шубка полосатая.                       Колечком хвост.

               Часто умывается,                        Дом охраняет,

               А с водой не знается.                  Громко лает.

                   (Кошка)                                   Кошек пугает. (Собака)

- К какому жанру относятся эти произведения?

- Прочитайте вопросительно. Сердито.

- О ком эти загадки?

- Какие отношения бывают между этими животными?

- Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH  JЩQELHVOK   -  На доске.

 - Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок»)

- Какие цели поставите перед собой? (Познакомиться…  Прочитать…

Сделать выводы …)

IV.Работа по теме урока

- Познакомиться с биографией В. Берестова нам поможет профессор Николай Иванович, в роли которого выступит (имя ученика).

Слайды 2-7.

В.Д. родился 1апреля 1928года г. Мещовск, Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.

Читать маленький Валентин начал в 4года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия»  и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, т.к. читать сама не могла.

Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и Жуковского. С удовольствием читал детские журналы «Чиж», «Дружные ребята», «Мурзилка».

По специальности В.Берестов – археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.

- Детские стихи В. Берестова сказочные и необычные. В 70 лет ушел из жизни этот замечательный человек, оставив тепло в сердцах детей и взрослых.

V.Работа с текстом

1. - Откройте учебник на с.130. Прочитайте еще раз название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему. Как вы думаете, о чем это стихотворение.

- Проверим ваши предположения. Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.

Читает учитель.

- Что показалось смешным, забавным в стихотворении?

- Определите характер стихотворения. (Веселое, шуточное)

2. Словарная работа

- А сейчас проведем словарную работу. Выясним значение некоторых слов, чтобы лучше понять содержание этого стихотворения. Вам предстоит работа в парах. Возьмите листочки, и посоветовавшись друг с другом, соедините стрелкой понятие и его значение.

Приемный сын

Содержащий себя в чистоте

Чистоплотный

Усыновленный

Верзила

Полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза

Дремлет

Высокий и нескладной человек

Слайд 8.   – Проверим.

Физминутка

Дружно встаньте, детвора.                    Встаньте на носок, на пятку,

Отдохнуть пришла пора!                      Сядьте тихо, глазками нарисуйте

Потянитесь, распрямитесь.                    кошку: круг, ушки на макушке,

Приседайте, приседайте.                        глазки, носик и усы.

Пошагайте, пошагайте.                          Все в порядок приведите

                                                                 И читать, друзья, начните.

VI. Вторичное чтение текста и анализ произведения

1. –«Жужжащим» чтением прочитайте стихотворение и приготовьте вопросы по содержанию так, чтобы на них можно было ответить словами текста.

Примерные вопросы обучающихся:

  • Каким был щенок?
  • Как кошка ухаживала за ним?
  • Какой была кошка?
  • Каким стал щенок?
  • С какими трудностями встретилась кошка-мать?
  • Какой выход нашла кошка-мать?

- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?

- Как по-другому можно назвать стихотворение? («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок».)

2. – А сейчас мы выступим в роли мультипликаторов, составим и озвучим диафильм.

На доске картинки-кадры.

- Восстановите последовательность событий.

- А теперь озвучим диафильм, для этого найдите строки, которые относятся к 1, 2, 3, 4 кадрам.

- Готовы?

- Читайте с правильной интонацией, стихотворение шуточное, щенок подрос – удивление.

- Кадр 1… Кадр 2… 3… 4…

3. – Каким был щенок? Какой была кошка-мать?

У вас на парте лежит карточка со словом. Посоветовавшись друг с другом, определите к какому герою подходит это слово и один из пары прикрепляет на доску.

        ЩЕНОК                                                   КОШКА

 ласковый                                                   заботливая

 милый                                                        ласковая

 скромный                                                  любящая

 жизнерадостный                                       труженица

 самостоятельный                                      любит чистоту

 симпатичный                                             любит порядок

-Какой была кошка-мать?

- Каким был щенок?

- Изменился характер щенка, когда он подрос? (Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным.)

4. -А сейчас я задание усложняю, работая в парах, составьте характеристику на кошку-мать, используя синквейн ( краткий текст из 5 строчек).

Слайд 9.      СИНКВЕЙН

- Прочитайте, что у вас получилось.

                         1. Кошка.

                         2. Заботливая, любящая.

                         3. Умывала, заботилась, Любила.

                         4. Она очень заботливая мать.

                         5. Труженица.

- Синквейн помогает более полно представить характер героини.

5. – Выскажите свое отношение к этой истории.

VII. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу.

Слайд 10.

  • Сегодня на уроке я узнал …
  • Сегодня на уроке я похвалил бы себя за …
  • После урока мне захотелось …
  • Сегодня  я сумел …

VIII. Подведение итогов урока

- Какое произведение читали?

- Кто автор?

- Зачем это стихотворение  изучаем? (Чтобы мы увидели как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)

- Большинство животных – это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить. Дружеские отношения между животными забавны и трогательны для людей, которые с удовольствием наблюдают и фотографируют. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Посмотрите.

Слайды 11-13

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Валентин Берестов "Кошкин щенок". »

Дригина Наталья Алексеевна, МБОУ СОШ №30 г. Южно-Сахалинск



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30

УМК «Школа России»







Урок литературного чтения

Тема урока: В. Берестов «Кошкин щенок»

2 класс





Выполнила:

Дригина Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СОШ №30

г. Южно-Сахалинск

2015



Урок литературного чтения в 2классе

Тема: В. Берестов «Кошкин щенок»

Цели: познакомить учащихся с творчеством В. Берестова; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к животным и интерес к чтению.

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать отличительные особенности поэтического текста; уметь находить в тексте слова и выражения, создающие художественный образ героев; уметь находить в тексте строки, которые являются ответами на вопросы.

Метапредметные:

регулятивные: определять учебные задачи при работе с произведением, удерживать их в памяти; оценивать результаты своего труда и труда одноклассников; устанавливать очерёдность работы в паре;

познавательные: осознавать переносное значение художественной детали текста;

коммуникативные: воссоздавать образы по вопросам учителя, работать в паре, строить взаимоотношения в соответствии с правилами работы в группе.

Личностные: выражать собственные чувства при чтении текстов и в ходе размышлений, анализа; самоопределяться в выборе заданий; проявлять фантазию и творческие способности.



Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого «Литературное чтение» 1часть, презентация, кадры-рисунки для диафильма, рисунок кинопроекта.









Ход урока

I.Организационный момент

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть на уроке у нас будет хорошее настроение. Ведь сегодня нам предстоит продолжить знакомство с удивительным человеком. Хотите?

II. Актуализация опорных знаний

- Каким образом мы можем узнать что-либо о человеке? ( Познакомиться с ним; из рассказов о нем знакомых, друзей; из книг.)

- Как называется описание жизни человека, если жизнь по-гречески БИО, а писать – ГРАФО? На доске: БИО + ГРАФО (биография)

- Так что же такое биография? ( Биография – жизненное описание какого-либо человека.)

III. Самоопределение к деятельности

- Расшифруйте имя удивительного человека.

На доске: ВОТСЕРЕБ НИТНЕЛАВ

- Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.)

- В этом нам помогут… Прочитайте.

Слайд 1. Мордочка усатая, Черный нос,

Шубка полосатая. Колечком хвост.

Часто умывается, Дом охраняет,

А с водой не знается. Громко лает.

(Кошка) Кошек пугает. (Собака)

- К какому жанру относятся эти произведения?

- Прочитайте вопросительно. Сердито.

- О ком эти загадки?

- Какие отношения бывают между этими животными?

- Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH JЩQELHVOK - На доске.

- Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок»)

- Какие цели поставите перед собой? (Познакомиться… Прочитать…

Сделать выводы …)

IV.Работа по теме урока

- Познакомиться с биографией В. Берестова нам поможет профессор Николай Иванович, в роли которого выступит (имя ученика).

Слайды 2-7.

В.Д. родился 1апреля 1928года г. Мещовск, Калужской области в семье учителя истории – человека доброго и талантливого. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению.

Читать маленький Валентин начал в 4года благодаря своей слепой прабабушке. Она любила газету «Известия» и просила маленького внука описывать картинки в газете словами, т.к. читать сама не могла.

Любимыми его произведениями были сказки Андерсена и Жуковского. С удовольствием читал детские журналы «Чиж», «Дружные ребята», «Мурзилка».

По специальности В.Берестов – археолог, а профессиональным литератором стал, когда у него появилась маленькая дочь. Он писал и музыку для своих стихов, выступал с музыкальными группами.

- Детские стихи В. Берестова сказочные и необычные. В 70 лет ушел из жизни этот замечательный человек, оставив тепло в сердцах детей и взрослых.

V.Работа с текстом

1. - Откройте учебник на с.130. Прочитайте еще раз название стихотворения. Рассмотрите рисунки к нему. Как вы думаете, о чем это стихотворение.

- Проверим ваши предположения. Слушайте внимательно, будете делиться своими впечатлениями.

Читает учитель.

- Что показалось смешным, забавным в стихотворении?

- Определите характер стихотворения. (Веселое, шуточное)

2. Словарная работа

- А сейчас проведем словарную работу. Выясним значение некоторых слов, чтобы лучше понять содержание этого стихотворения. Вам предстоит работа в парах. Возьмите листочки, и посоветовавшись друг с другом, соедините стрелкой понятие и его значение.

Приемный сын

Содержащий себя в чистоте

Чистоплотный

Усыновленный

Верзила

Полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза

Дремлет

Высокий и нескладной человек



Слайд 8. – Проверим.

Физминутка

Дружно встаньте, детвора. Встаньте на носок, на пятку,

Отдохнуть пришла пора! Сядьте тихо, глазками нарисуйте

Потянитесь, распрямитесь. кошку: круг, ушки на макушке,

Приседайте, приседайте. глазки, носик и усы.

Пошагайте, пошагайте. Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.



VI. Вторичное чтение текста и анализ произведения

1. –«Жужжащим» чтением прочитайте стихотворение и приготовьте вопросы по содержанию так, чтобы на них можно было ответить словами текста.

Примерные вопросы обучающихся:

  • Каким был щенок?

  • Как кошка ухаживала за ним?

  • Какой была кошка?

  • Каким стал щенок?

  • С какими трудностями встретилась кошка-мать?

  • Какой выход нашла кошка-мать?

- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»?

- Как по-другому можно назвать стихотворение? («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок».)

2. – А сейчас мы выступим в роли мультипликаторов, составим и озвучим диафильм.

На доске картинки-кадры.

- Восстановите последовательность событий.

- А теперь озвучим диафильм, для этого найдите строки, которые относятся к 1, 2, 3, 4 кадрам.

- Готовы?

- Читайте с правильной интонацией, стихотворение шуточное, щенок подрос – удивление.

- Кадр 1… Кадр 2… 3… 4…

3. – Каким был щенок? Какой была кошка-мать?

У вас на парте лежит карточка со словом. Посоветовавшись друг с другом, определите к какому герою подходит это слово и один из пары прикрепляет на доску.

ЩЕНОК КОШКА

ласковый заботливая

милый ласковая

скромный любящая

жизнерадостный труженица

самостоятельный любит чистоту

симпатичный любит порядок


-Какой была кошка-мать?

- Каким был щенок?

- Изменился характер щенка, когда он подрос? (Остался милым, скромным и еще стал самостоятельным.)

4. -А сейчас я задание усложняю, работая в парах, составьте характеристику на кошку-мать, используя синквейн ( краткий текст из 5 строчек).

Слайд 9. СИНКВЕЙН



- Прочитайте, что у вас получилось.

1. Кошка.

2. Заботливая, любящая.

3. Умывала, заботилась, Любила.

4. Она очень заботливая мать.

5. Труженица.


- Синквейн помогает более полно представить характер героини.

5. – Выскажите свое отношение к этой истории.

VII. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу.

Слайд 10.

  • Сегодня на уроке я узнал …

  • Сегодня на уроке я похвалил бы себя за …

  • После урока мне захотелось …

  • Сегодня я сумел …



VIII. Подведение итогов урока

- Какое произведение читали?

- Кто автор?

- Зачем это стихотворение изучаем? (Чтобы мы увидели как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)

- Большинство животных – это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить. Дружеские отношения между животными забавны и трогательны для людей, которые с удовольствием наблюдают и фотографируют. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Посмотрите.

Слайды 11-13



IX. Домашнее задание

- Сегодня я вам предлагаю выбрать домашнее задание по желанию:

  • с.130-131 выразительное чтение, придумать продолжение истории.

  • Вспомнить или найти историю, когда животные воспитывают не своих детенышей. Рассказать на уроке.

  • Найти сказку С.Маршака «Курочка Ряба и 10 утят», прочитать и пересказать.

ПРИЛОЖЕНИЕ






































Рисунки нарисованы учителем.






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Валентин Берестов "Кошкин щенок".

Автор: Дригина Наталья Алексеевна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238266


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства