kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка с технологической картой в малокомплектной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

                                      Урок русского языка    во  2, 4 классах   малокомплектной школы   по программе УМК «Школа России»

на тему:  «Произношение  и  обозначение   на  письме   согласных   звуков»    и   «Окончания   имён  существительных       единственного   числа».

 

                                                                                                                           

 

                                 Автор: 

                                            

                                                                                                                             Учитель начальных классов  Береснева  Ирина  Анатольевна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка с технологической картой в малокомплектной школе »

37




Урок русского языка во 2, 4 классах малокомплектной школы по программе УМК «Школа России»

на тему: «Произношение и обозначение на письме согласных звуков» и «Окончания имён существительных единственного числа».



Автор:

Учитель начальных классов Береснева Ирина Анатольевна





2 класс

4 класс

Тема:

«Произношение и обозначение на письме согласных звуков».

« «Окончания имён существительных единственного числа».


Цель:

- создать условия для исследовательской деятельности при изучении нового материала.


Задачи:

а) Образовательные



а) -познакомить учащихся с таким явлением в русском языке как « оглушение звонких согласных на конце слова»; -сравнить произношение и обозначение парных и непарных согласных на письме.



-познакомить учащихся со «вспомогательным» приёмом проверки безударных окончаний существительных.

- совершенствовать навыки учащихся применять на практике правила правописания окончаний имён существительных единственного числа.


б) развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- развивать умения различать парные звонкие и глухие согласные и умения классифицировать имена существительные по типу склонения.

- активизировать познавательную деятельность;

- развивать умение работать самостоятельно и в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;

- развивать наблюдательность, внимание, память, творческие способности, мышление


в) воспитательные:

- формировать положительное отношение к учебе;

- в - воспитывать привычку делового сотрудничества, способность к самоконтролю и самооценке

- воспитывать самостоятельность;

- формировать элементы логической грамотности, орфографической зоркости, способствовать формированию творческой личности;






Ход урока.

Деятельность учителя


Средства обучения

Деятельность учеников

2 класс


4 класс


Организационный момент.


- Прозвенел звонок! – Проверьте готовность к уроку?

Быть должны у вас в порядке

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

Всё, что надо под рукой!

Учебные принадлежности готовы.

Настроимся и мы на серьёзную работу!

- Как вы понимаете слова великого поэта?

- Ребята! У нас сегодня урок – исследование, значит

ВЫ ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ (можно сказать научные сотрудники)

- Исследователь - это человек, который умеет наблюдать, анализировать,

делать выводы.








Слова поэта на доске






Запись даты: 7 мая.


II. Чистописание.


1. Гимнастика для кисти руки

- Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке малярная кисть, а перед вами – забор. Давайте покрасим его движением кисти

вверх, вниз, вправо, влево.

2. Минутка каллиграфии

3. Итог

2 класс

4 класс

Задача-шутка (на доске)

Задание: парные согласные заменить их парами, записать в тетрадь каллиграфически

Задание: из предложения

Рыбам – море, птицам – воздух, а

человеку - отчизна.

Выписать буквы, обозначающие непарные согласные звуки.


1 Игра « Поймай слово»

-запишите существительные в два столбика (девочки записывают существительные мужского рода, мальчики - существительные женского рода.

СЛОВА:

ПЛАЩ, СТРИЖ, НОЧЬ, ТИШЬ, ЛЕЩ, ПОМОЩЬ, ГРАЧ, КАЛАЧ, ГАРАЖ , РОЖЬ

-определите тип склонения

-что вы можете сказать о написании существительных женского рода? мужского рода?


-Правильно написали …

- У кого получилось аккуратно и красиво, поставьте +.









Все дружно выполняют движения.










Учащиеся выполняют задания (проверка по эталону с доски)












Актуализация опорных знаний

Цель:

1) развивать умения видеть орфограмму

2) актуализировать знания уч-ся по теме,

3) тренировать мыслительные операции;

4) мотивировать к самостоятельному выполнению задания и обоснованию;

1. Самоопределение деятельности.


2. Определение темы урока в обоих классах.

2 класс


4 класс


На доске слова:

САПОГ, МОРОЗ, МЕДВЕДЬ, ГРИБ, ГВОЗДЬ

- Произнесите слова вслух. - - -Какой звук мы слышим на конце слова при

произношении?

-как этот звук обозначен на письме?

-определите тему урока


На доске текст:

На сирен.. набухли почки. Скоро появятся скворцы. На лесной полян.. расцветут подснежники. На рек… растают последние льдинки.



-определите тему урока


- Какова же тема урока? Кто догадался?

На экране высвечивается слайд с темой урока:

«Произношение и обозначение на письме согласных звуков» и «Окончания имён существительных единственного числа»

На доске и на экране:

3.Определение цели

ТЕМА.

2 класс

«Произношение и обозначение на письме согласных звуков»

4 класс

«Окончания имён существительных единственного числа»


- Мы определили тему урока.

- Какие задачи ставим перед собой?

- Правильно, ребята. В течение урока будем отвечать на вопросы:

- Для чего?

4. Постановка цели, сообщение темы урока учителем.


- Мы определили тему урока, поставили цель урока.

- Готовы быть исследователями? Начинаем!

Научиться исследовать -значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.

(учитель раздаёт маршрутные листы и объясняет как с ними работать)

5. Физкультминутка.

Покачайтесь..

Покружитесь..

Потянитесь..

Распрямитесь..

Приседайте, приседайте

Пошагайте, пошагайте

Встаньте на носок, на пятку

Поскачите-ка в присядку.

Глубоко теперь вздохните

Тихо сядьте, отдохните

И писать, друзья, начните.

6. Изучение нового материала - исследование

2 класс

4 класс

Работа в парах

под руководством учителя

Самостоятельная

работа в парах

а)Упр 130 стр 105

( выполняется устно по заданию учебника)

-что можно сказать о произношении и написании непарных согласных на конце слова?

б) работают по карточкам, используя технологические карты с заданиями:

1)Запишите слова в столбик.

САПОГ, ШАРФ, АРБУЗ, НОЖ

2)Подчеркните парные согласные на конце слова

3) Произнесите каждое слово, обратите внимание на последний звук.

4) Какой звук слышите?

5)Совпадает или не совпадает произношение и написание парных согласных на конце слова?

6)Запишите слова во множественном числе, прочитайте.

- Как произносятся согласные перед гласными?

Учитель контролирует выполнение заданий, помогает сформулировать необходимые выводы

на карточках даны слова – имена существительные разного типа склонения.

Задание:

а)определить тип склонения

б)поставить ударение в словах, выделить окончания

в) определить тип основы

г)выписать окончания существительных

д) сделать вывод













Фронтальная работа со 2-м классом, затем с 4-м классом
















Запись на доске открывается.









Запись на доске.



























































Учащиеся 2 –го отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся 4-го класса работают самостоятельно и выполняют задания:

-выписать существительные с пропущенными окончаниями.

-поставить в них ударение, определить склонение и падеж

- в каком существительном вы не сомневались в правильности написания окончания?






Учитель помогает учащимся сделать выводы после выполненных заданий.













-

































Учащиеся повторяют движения за учителем, затем ещё раз проводит ученица 4 – го класса.






Учащиеся обоих классов работают в парах, выполняя задания наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы.

Подведение итогов исследования.

Цель: подвести учащихся к формулировке выводов по итогам работы с помощью вопросов.

После выполнения работы заслушиваются результаты работы и выводы по материалам исследования. Каждая пара рассказывает о результатах своей работы.










2 класс

Произношение и написание непарных согласных на конце слова совпадает.

Произношение и написание парных согласных на конце слова не совпадает.

4 класс

Безударные окончания существительных ед. ч нужно проверять по ударным окончаниям существительных того же склонения и того же типа основы


V Закрепление ранее изученного материала.

Цель: закрепить умение уч-ся орфограммы в словах,

организовать самооценку детьми правильности выполнения задания (при необходимости – коррекцию возможных ошибок).



















Выполняют в тетрадях задания разного уровня сложности


2. Самостоятельная работа(контроль усвоения)

1-уровень сложности.- Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные.

Маленькому зайчику

На сырой ло..бинке

Прежде гла..ки тешили

Белые цветочки.

2- уровень сложности

- Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные по образцу. Подчеркните орфограммы.

Арбуз – арбузы, гри.. - ___, голу..ь - ___, лоша..ь - ___, огоро.. - ___, хле.. - ___, гвоз..ь - ___.

3- уровень сложности

Придумайте и запишите 5 слов с парными согласными на конце. С 2-мя из них составьте предложения. Запишите их.


2.Самостоятельная работа (контроль усвоения)

Задание 1 уровня сложности.

Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение.

На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ….


Задание 2 уровня сложности..

Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е. Составить 3-4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание –и.

Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в 1.

альбом….

Задание 3 уровня сложности. Работа по перфокартам.

-е или -и в окончаниях существительных.

1) рисовать в альбоме, в тетради, в тетрадке
2) стоять на опушке, на дороге, на площади
3) ехать к дочери, к маме, к бабушке
4) лежал на столе, на полке, на парте
5) направляться к реке, к избушке, к площади
6) край рощи, дороги, аллеи
6) запах полыни, сирени, зелени
7) просить о помощи, о поддержке, о выдержке



3.Итог.

- Молодцы.

Оцените свою работу на этом этапе.










VI Рефлексия. Итоги урока

- Пришло время подвести итоги нашей работы. Сформулируйте тему урока.

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось её решить?

- Когда совпадает произношение и написание согласного звука? А когда не совпадает?

- Как правильно проверить безударные окончания имен существительных единственного числа?

- Полезен ли для вас был сегодняшний урок?


ВЫВОД: Сегодня мы думали, рассуждали, слушали, читали, писали. А это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку лучше знать русский язык..

- Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…»
















- Произношение и написание непарных согласных на конце слова совпадает.

- Произношение и написание парных согласных на конце слова не совпадает.

- Надо знать правило.

Безударные окончания существительных ед. ч нужно проверять по ударным окончаниям существительных того же склонения и того же типа основы





Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:

оценить собственную деятельность на уроке;

зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

обсудить и записать домашнее задание.



- Давайте оценим свою работу (светофорик). Определите качество успеха.


Красным – хорошо усвоили материал;

Зеленым – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова;

Жёлтым – еще нужно работать, много допускаю ошибок.


Оценки за урок….

- Сколько «+» у вас?

Награждение.


2. Домашнее задание

(на доске)

2 класс – с. 124 упр. 14 4 класс – с. 160 упр. 61

Составить 1 предложение

с любым словом.































Ф.И. ученика/ задание

Группир. слов

Опред.темы, цел.урока,

правило

Упражнение в подборе проверочных слов и в определении способа проверки.


Самостоятельная работа с учебником

Синтаксический разбор предложения

Уровневая сам. работа

Каллиграфия.

Оценка


Задруцкий Ф.

+

+

- +

+


+

-

4

Новожилов Д.

+

+

+ +

+

+

+

+

5

Крутецкая К.

- +

+

+ +

+

+

+

+ -

5






Благодарю

учени___2 класса

МКОУ «Самойловская начальная общеобразовательная школа»

____________________

за помощь в наведении

порядка в Королевстве

Русского Языка.


Спасибо вам, ребята,

Вы славно потрудились,

Вы многое повторили

И многого добились.

Ушла неразбериха-

Вы навели порядки.

И пусть всегда ПОРЯДОК

Живёт у вас в тетрадках.


С ЛЮБОВЬЮ, ВАШ РУССКИЙ ЯЗЫК.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Береснева Ирина Анатольевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства