Организационный момент. - Прозвенел звонок! – Проверьте готовность к уроку? Быть должны у вас в порядке Книжки, ручки и тетрадки. А девиз у нас какой? Всё, что надо под рукой! Учебные принадлежности готовы. Настроимся и мы на серьёзную работу! - Как вы понимаете слова великого поэта? - Ребята! У нас сегодня урок – исследование, значит ВЫ ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ (можно сказать научные сотрудники) - Исследователь - это человек, который умеет наблюдать, анализировать, делать выводы. | Слова поэта на доске | Запись даты: 7 мая. |
II. Чистописание. 1. Гимнастика для кисти руки - Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке малярная кисть, а перед вами – забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз, вправо, влево. 2. Минутка каллиграфии 3. Итог 2 класс | 4 класс | Задача-шутка (на доске) Задание: парные согласные заменить их парами, записать в тетрадь каллиграфически Задание: из предложения Рыбам – море, птицам – воздух, а человеку - отчизна. Выписать буквы, обозначающие непарные согласные звуки. | 1 Игра « Поймай слово» -запишите существительные в два столбика (девочки записывают существительные мужского рода, мальчики - существительные женского рода. СЛОВА: ПЛАЩ, СТРИЖ, НОЧЬ, ТИШЬ, ЛЕЩ, ПОМОЩЬ, ГРАЧ, КАЛАЧ, ГАРАЖ , РОЖЬ -определите тип склонения -что вы можете сказать о написании существительных женского рода? мужского рода? | -Правильно написали … - У кого получилось аккуратно и красиво, поставьте +. | | Все дружно выполняют движения. Учащиеся выполняют задания (проверка по эталону с доски) |
Актуализация опорных знаний Цель: 1) развивать умения видеть орфограмму 2) актуализировать знания уч-ся по теме, 3) тренировать мыслительные операции; 4) мотивировать к самостоятельному выполнению задания и обоснованию; 1. Самоопределение деятельности. 2. Определение темы урока в обоих классах. 2 класс | 4 класс | На доске слова: САПОГ, МОРОЗ, МЕДВЕДЬ, ГРИБ, ГВОЗДЬ - Произнесите слова вслух. - - -Какой звук мы слышим на конце слова при произношении? -как этот звук обозначен на письме? -определите тему урока | На доске текст: На сирен.. набухли почки. Скоро появятся скворцы. На лесной полян.. расцветут подснежники. На рек… растают последние льдинки. -определите тему урока | - Какова же тема урока? Кто догадался? На экране высвечивается слайд с темой урока: «Произношение и обозначение на письме согласных звуков» и «Окончания имён существительных единственного числа» На доске и на экране: 3.Определение цели ТЕМА. 2 класс «Произношение и обозначение на письме согласных звуков» 4 класс «Окончания имён существительных единственного числа» | - Мы определили тему урока. - Какие задачи ставим перед собой? - Правильно, ребята. В течение урока будем отвечать на вопросы: - Для чего? 4. Постановка цели, сообщение темы урока учителем. - Мы определили тему урока, поставили цель урока. - Готовы быть исследователями? Начинаем! Научиться исследовать -значит самостоятельно узнавать новое. Я вам буду помогать. В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах. (учитель раздаёт маршрутные листы и объясняет как с ними работать) 5. Физкультминутка. Покачайтесь.. Покружитесь.. Потянитесь.. Распрямитесь.. Приседайте, приседайте Пошагайте, пошагайте Встаньте на носок, на пятку Поскачите-ка в присядку. Глубоко теперь вздохните Тихо сядьте, отдохните И писать, друзья, начните. 6. Изучение нового материала - исследование 2 класс | 4 класс | Работа в парах под руководством учителя | Самостоятельная работа в парах | а)Упр 130 стр 105 ( выполняется устно по заданию учебника) -что можно сказать о произношении и написании непарных согласных на конце слова? б) работают по карточкам, используя технологические карты с заданиями: 1)Запишите слова в столбик. САПОГ, ШАРФ, АРБУЗ, НОЖ 2)Подчеркните парные согласные на конце слова 3) Произнесите каждое слово, обратите внимание на последний звук. 4) Какой звук слышите? 5)Совпадает или не совпадает произношение и написание парных согласных на конце слова? 6)Запишите слова во множественном числе, прочитайте. - Как произносятся согласные перед гласными? Учитель контролирует выполнение заданий, помогает сформулировать необходимые выводы | на карточках даны слова – имена существительные разного типа склонения. Задание: а)определить тип склонения б)поставить ударение в словах, выделить окончания в) определить тип основы г)выписать окончания существительных д) сделать вывод |
| Фронтальная работа со 2-м классом, затем с 4-м классом Запись на доске открывается. Запись на доске.
| Учащиеся 2 –го отвечают на вопросы учителя. Учащиеся 4-го класса работают самостоятельно и выполняют задания: -выписать существительные с пропущенными окончаниями. -поставить в них ударение, определить склонение и падеж - в каком существительном вы не сомневались в правильности написания окончания? Учитель помогает учащимся сделать выводы после выполненных заданий. - Учащиеся повторяют движения за учителем, затем ещё раз проводит ученица 4 – го класса. Учащиеся обоих классов работают в парах, выполняя задания наблюдают, анализируют, сравнивают, делают выводы. |
2. Самостоятельная работа(контроль усвоения) 1-уровень сложности.- Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные. Маленькому зайчику На сырой ло..бинке Прежде гла..ки тешили Белые цветочки. 2- уровень сложности - Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные по образцу. Подчеркните орфограммы. Арбуз – арбузы, гри.. - ___, голу..ь - ___, лоша..ь - ___, огоро.. - ___, хле.. - ___, гвоз..ь - ___. 3- уровень сложности Придумайте и запишите 5 слов с парными согласными на конце. С 2-мя из них составьте предложения. Запишите их. | 2.Самостоятельная работа (контроль усвоения) Задание 1 уровня сложности. Списать, вставить пропущенную орфограмму, определить падеж, склонение. На лошад…, по алле…, около деревн…, к бабушк…, на обочин…, о мам…, о матер…, в музе…, на выставк…, в печк…, в печ…. Задание 2 уровня сложности.. Выписать словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е. Составить 3-4 словосочетания, в которых существительное имеет окончание –и. Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, оказаться на опушк…, идти к деревн…, петь от радост…, рисовать в 1. альбом…. Задание 3 уровня сложности. Работа по перфокартам. -е или -и в окончаниях существительных. 1) рисовать в альбоме, в тетради, в тетрадке 2) стоять на опушке, на дороге, на площади 3) ехать к дочери, к маме, к бабушке 4) лежал на столе, на полке, на парте 5) направляться к реке, к избушке, к площади 6) край рощи, дороги, аллеи 6) запах полыни, сирени, зелени 7) просить о помощи, о поддержке, о выдержке |
VI Рефлексия. Итоги урока - Пришло время подвести итоги нашей работы. Сформулируйте тему урока. - Какую ставили учебную задачу? - Удалось её решить? - Когда совпадает произношение и написание согласного звука? А когда не совпадает? - Как правильно проверить безударные окончания имен существительных единственного числа? - Полезен ли для вас был сегодняшний урок? ВЫВОД: Сегодня мы думали, рассуждали, слушали, читали, писали. А это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку лучше знать русский язык.. - Продолжите предложение «Сегодня на уроке я…» |
| - Произношение и написание непарных согласных на конце слова совпадает. - Произношение и написание парных согласных на конце слова не совпадает. - Надо знать правило. Безударные окончания существительных ед. ч нужно проверять по ударным окончаниям существительных того же склонения и того же типа основы |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели: оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание. - Давайте оценим свою работу (светофорик). Определите качество успеха. Красным – хорошо усвоили материал; Зеленым – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова; Жёлтым – еще нужно работать, много допускаю ошибок. Оценки за урок…. - Сколько «+» у вас? Награждение. 2. Домашнее задание (на доске) 2 класс – с. 124 упр. 14 4 класс – с. 160 упр. 61 Составить 1 предложение с любым словом. | | |