Методическая разработка урока по теме «Православное учение о человеке. Разговор о душе» (модуль «Основы светской этики»)
Методическая разработка урока по теме «Православное учение о человеке. Разговор о душе» (модуль «Основы светской этики»)
Целью данного урока является формирование понятия «душа» в рамках православного учения и мировоззрения, воспитание чувства чуткости, совестливости, ответственности к своим поступками и толерантного отношения к другим мнениям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме «Православное учение о человеке. Разговор о душе» (модуль «Основы светской этики»)»
Методическая разработка урока по теме
«Православное учение о человеке. Разговор о душе»
(модуль «Основы светской этики»)
Название урока: «Что за тайна такая во мне?» (Иоанн Лествичник)
Учителя начальных классов ГБОУ лицея №1568 Смирновой Галины Васильевны
Цель: формирование понятия «душа» в рамках православного учения и мировоззрения, воспитание чувства чуткости, совестливости, ответственности к своим поступками и толерантного отношения к другим мнениям.
Задачи:
стимулировать формирование критического самосознания, самооценки и самоконтроля в повседневном поведении;
способствовать формированию культуры общения (коммуникативных навыков);
способствовать развитию общего кругозора и религиозного мировоззрения учащихся;
развивать умение высказывать свое мнение, анализировать материал и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки, презентация Power Point, раздаточный материал, учебник «Основы православной культуры» (авт. А.В. Кураев), рабочие тетради учащихся.
Планируемые результаты: на основе лексического и аудиовизуального материала учащиеся смогут сформировать общее представление о понятии «душа», развить навыки анализа и умения делать собственные выводы и умозаключения, вырабатывать собственное отношение к различным понятиям и явлениям, в т.ч. абстрактным.
Ход урока.
І. Оргмомент. Мотивация.
Добрый день, ребята! У меня к вам сегодня такой вопрос: как вы думаете, есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать, но можно почувствовать? Что это может быть?
Ответы учащихся.
Хорошо. А сейчас я включу вам небольшой отрывок известного музыкального произведения. Давайте закроем глаза и внимательно послушаем.
Играет композиция «ClairedeLune» Клода Дебюсси.
Что вы почувствовали, когда слушали музыку? Почему?
Ответы учащихся.
Ну что ж, судя по вашим ответам, это произведение затронуло вас до глубины души. А что же такое душа? Что это за тайна внутри нас? Об этом мы поговорим сегодня.
(На экране слайд презентации со словами «Что за тайна такая во мне?»)
ІІ. Актуализация знаний.
Помните, в самом начале мы говорили о том, что Бог дал человеку не только свободу и разум, но очень важные дары – душевные качества. Что это за «сокровища души»? Поработайте в парах и попробуйте составить список самых важных душевных качеств. У вас есть 2 минуты. (Учитель засекает 2 мин. с помощью песочных часов.)
Давайте проверим, что у вас получилось. (Слайд презентации со словами: совесть, доброта, любовь, милосердие, радость, сострадание и т.д.)
ІІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.
Теме нашего сегодняшнего урока посвящено известное стихотворение Н. Заболоцкого. Внимательно прочитайте его про себя. (На экране появляется стихотворение «Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкого / Учитель раздает стихотворение ученикам на отдельных распечатках)
НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
1958
Давайте разберемся. Что значит «душа обязана трудиться»? Как вы понимаете это стихотворение? Как и над чем обязана трудиться душа?
Итак, как вы понимаете тему нашего сегодняшнего урока?
ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.
Работа с определениями.
А) Моделирование понятия
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь представлены различные словосочетания, в которых упомянуто слово «душа». Давайте запишем эти выражения в рабочую тетрадь:
Душевные качества
Душевный человек
Душа болит
На душе легко
Душой молод
Души не чаять
Излить душу
А сейчас поработаем в группах. Каждая группа из четырех учащихся должна представить одно из словосочетаний. В группе обсудите, что означает то словосочетание, которое вам досталось. Распределите роли в команде: один учащийся должен объяснить это выражение устно, один – нарисовать (можно схематично), один – объяснить пантомимой, и один – составить предложение-пример с этим словосочетанием. У вас есть 7 минут на подготовку.
Далее – выступления и ответы учащихся.
Б) Работа со словарем.
А сейчас поработаем со словарем. Посмотрите, вот три определения слову «душа» (на экране по очереди появляются определения):
ДУША ж. бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; в общем знач. человек, с духом и телом; в более тесном: человек без плоти, бестелесный, по смерти своей; в смыслы же теснейшем: жизненное существо человека, воображаемое отдельно, от тела и от духа, и в этом смысле говорится, что и у животных есть душа. (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля)
ДУША 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. 3. В религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. (Толковый словарь Ожегова)
ДУША 1. В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. (Толковый словарь Ушакова)
Как вы думаете, что объединяет эти три определения? Что здесь главное?
Душа присуща человеку
Душа бесплотна, нематериальна
Душа бессмертна, остается после смерти человека
Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48.
Давайте теперь прочитаем, что же говорится о душе в Библии. Откройте учебник на стр.48.
Откуда у человека душа?
V. Творческое применение знаний.
Попробуйте дать собственное определение души. Запишите его на отдельном листе. Если у вас возникнут вопросы, не бойтесь задавать их сейчас. (Учитель раздает, а затем собирает отдельные листы с ответами учащихся.)
VІІ. Итог занятия.
Итак, сегодня мы обсудили очень важную тему и поговорили о той тайне, что находится внутри каждого из нас. Давайте рассмотрим иллюстрации в учебнике на стр. 46 – 47. Внимательно посмотрите на лица людей. Все ли хорошо, все ли спокойно у них на душе.
Ответы учащихся.
Помните, на прошлом уроке мы говорили с вами о Пасхе, о Великом посте и о покаянии? В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается канон известного святого, Андрея Критского. В нем есть такие слова: «Душé моя, душé моя, восстàни, что спиши!» (на экране). Давайте послушаем этот фрагмент (звучит кондак, глас 6).
Как «разбудить» душу? Почему важно думать о своей душе?
Ответы учащихся.
VІ. Рефлексия.
Было ли вам интересно сегодня на уроке? Узнали ли вы что-то новое?
Попробуйте закончить предложения (на экране):
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…
VІІІ. Домашнее задание.
Прочитайте статью учебника стр. 45 – 50.
Устно ответьте на вопросы на стр. 50.
Поработайте со словарями и продолжите список устойчивых словосочетаний со словом «душа».