Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе.Разнообразие растений. »
Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе,
проведенного учителем начальных классов
Руникиной Любовь Васильевной
Тема: Разнообразие растений.
Технологии обучения: личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская.
Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- уметь различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
Предметные:
1) знать основные признаки живой природы;
2) знать 5 групп царства растений и их представителей;
3) называть и показывать по картинке органы растений.
Метапредметные
Познавательные УУД:
1) извлекать информацию из текста;
2) выявлять сущность и особенности объектов;
3) на основе анализа делать выводы.
Регулятивные УУД:
1) выполнять учебные задания в соответствии с целью;
2) выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного материала.
Коммуникативные УУД:
1) формировать понятное для партнёра высказывание;
2) согласовывать позиции и находить общее решение;
3) адекватно использовать речевые средства для представления результата
Личностные
1) проявлять интерес к изучению темы;
2) стремление расширить свои знания о разнообразии растений;
3) осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
4) эмоционально-ценностное отношение к каждой группе растений;
Методы обучения на уроке:методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение; информационные методы - использование мультимедийной презентации.
Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
I этап.Орг.момент
-
Дети сидят по группам. Звучит музыка. Шопен «Осенний вальс»
Здравствуйте,ребята. Посмотрите в окно. Осеннее солнышко протянуло вам свои лучи и желает вам плодотворной работы. Возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
II этап. Актуализация к учебной деятельности
МИНУТКА СИНОПТИКОВ.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг.
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы , воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это все вокруг …(природа)
-Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке.
Хорошо. Ну это подсказка моего стихотворения, а ещё почему мы будем говорить о природе.?
Ну, а вначале «Минутка синоптиков»-Открыли свои дневники наблюдений.
О природе.
Начали изучать раздел «Царства природы»
III этап. Проверка Д.З.
- Внимание группы! Сегодня перед вами стоит сложная задача. Вы должны работать так в группе, чтобы как можно больше набрать баллов
Капитаны групп отмечают количество ответов, которое даст группа за время всего урока.. По количеству набранных баллов группа получает соответствующую оценку .
И так, мы начинаем блиц-опрос домашнего задания.
- Что такое природа?
- Какая бывает природа?
- Как отличить живую природу от неживой?
-Посмотрите на картинки ,изображающие тела живой и неживой природы. Выберите только тела живой природы. Проверим.
-Какие царства природы вы знаете?
- с какими царствами мы уже познакомились?
- Какие бывают бактерии?
-Что вы можете сказать о бактериях, приносящих пользу?
-Какие ещё бактерии вы знаете?
-Что необходимо, чтобы бактерии не попали в ваш организм?
- Чем гриб отличается от растений?
-Назовите строение шляпочного гриба.
-Какие грибы называют трубчатыми?
- какие грибы называют пластинчатыми?
– Какой гриб считается царем грибов?
Блиц опрос закончен. Капитаны подсчитали баллы .
ОЦЕНКА ЗА ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Это то, что нас окружает и не сделано руками человека.
Бактерии, живущие в желудке человека ,помогают переваривать пищу,ипользуют в кулинарии: готовят дрожжевое тесто, сыр, квашенную капусту, Бактерии используют при производстве лекарств, витаминов, удобрений.
Есть бактерии и вирусы, которые вызывают болезни: тиф, корь, туберкулёз.
необходимо закалять организм, соблюдать чистоту, не пить сырую воду, мыть руки, фрукты, овощи.
1. грибы не имеют зелёной окраски
2. грибы не могут создавать для себя питательные вещества они поглощают готовые питательные вещества.
Шляпочный гриб имеет ножку со шляпкой и грибницу.
Белый, подберёзовик, подосиновик. потому что споры, с помощью которых грибы размножаются, находятся в шляпке внутри мелких трубочек.
опята, у них на нижней стороне шляпки находятся пластинки.
Белый гриб.
III этап. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Ребята, посмотрите на свои столы и попробуйте определить, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Почему вы так решили?
А у всех ли растения одинаковы?
-Как же можно сформулировать тему урока?
НАПИСАТЬ НА ДОСКЕ
- А как вы думаете, что такое растение?
- Какую пользу приносят растения ?
Итак, сделаем вывод.
Принято считать, что на Земле существуют примерно 400 000 видов растений.
Всюду можно видеть разнообразие растений. Они встречаются по всему земному шару: на суше, в воде, в лесах, болотах, на лугах, в степях, садах и парках.
У растений много общих признаков: почти все они ведут неподвижный образ жизни,способны на свету образовывать органические вещества.
-Кто знает, как называется наука о растениях?
Наука , изучающая царство растений,называется БОТАНИКОЙ(от греческого БОТАНЕ-«трава», «растение»)
Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп
Я вам тоже предлагаю сегодня побыть мини-учёными. попробуйте тоже разделить растения на группы.
Молодцы, начало уже есть.
А теперь , я предлагаю вам побыть ещё и в качестве исследователей. Задача групп : при помощи материала, лежащего на ваших столах. вы должны дать характеристику каждой группе растений
Помощником будет план ,который вы найдёте на листочках.
(На столах лежат папки с иллюстрациями растений, гербарии, книги.)- о растениях.
-нет. Разнообразные.
Разнообразие растений
2 слайд,Растение - Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из почвы и воздуха
выделяют кислород, очищают воздух от пыли и газов., дают прохладу, укрепляют землю.
3 слайд вывод:
4 слайд. щелчок.
5 слайд
6 слайд
Физминутка.
Но перед сложной работой надо отдохнуть.
Зарядка презентация
Итак, юные исследователи за работу
1-я группа: Что такое водоросли?
2-я группа: Что такое мхи?
3-я группа: Что такое папоротники?
4-я группа: Что такое хвойные растения?
5-я группа: Что такое цветковые растения?
Сообщения групп.
1 группа. Водоросли. с. 59
Д.М от учителя.
Действительно, ребята ,тело водорослей не расчленено на корень, стебель и и листья, а представлено слоевищем. более подробно об этом вы узнаете в старших классах.
Но водоросли играют огромную роль вприроде. Они являются гигантским поставщиком кислорода в атмосферу. Многие водоросли люди используют в пищу.
Откройте уч. с. 60. Рубрика «Этот удивительный мир»
2 ГРУППА. МХИ (есть стебли и листья, но нет корней и цветков.)
Д.М. Моховидные(так называют мхи) – обширная группа растений. Очень различающихся по внешнему строению. Во всём мире их насчитывается около 25 тыс.видов. Почти все они многолетние растения. ЩЕЛЧОК Обычно мхи низкорослы: их высота колеблется от нескольких миллиметров до 20 см.
3 ГРУППА ПАПОРТИНИКИ С. 61 (ИМЕЮТ КОРНИ,листья,но нет цветов)
Д.М Папоротники появились на Земле около 400 млн лет назад во время динозавров. Они были настоящими гигантами. Климат был теплым и влажным и растения были в основном древовидные. До наших дней подобные климатические условия сохранились в тропическом поясе и частично в субтропическом, где распространена большая часть из известных сейчас 10000 видов папоротников. Во влажных тропических лесах они пышно растут и на почве, и на стволах, и на ветвях деревьев. И в настоящее время диапазон их размеров поражает воображение: от миниатюрных растеньиц длиной в несколько миллиметров до древовидных тропических форм высотой более 20 метров с диаметром ствола около 50 сантиметров!
В деревнях Западной Украины, в Белоруссии и России в ночь на 22 июня отмечают праздник Ивана Купалы. Есть такое поверье, что только одну эту ночь цветет папоротник. И тот, кто найдет его цветок, будет счастлив.
Но, к сожалению, цветка папоротника никто никогда не видел. Ведь у папоротника не бывает цветов.
Папортник применяется в медицине для лечения ревматизма
4 группа. Хвойные
К голосеменным растениям относятся ель, сосна, лиственница,кедр и др. Голосеменными называют их потому,что их семена лежат открыто(голо) на поверхностях чешуй шишек,а не в плодах.
Рубрика «Этот удивительный мир»с. 63
5 группа. Цветковые С. 64
- Цветковые растения – самая многочисленная и распространенная на Земле группа растений. На Земле распространено 350 тыс. видов растений
Молодцы,ребята. вы были прекрасными исследователями.
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10
СЛАЙД 11
СЛАЙД 11,12,13
СЛАЙД 14
IV/Закрепление материала.
- Вы изучили признаки различных групп и видов растений, И сейчас я предлагаю выполнить небольшую сам-ую работу в тетради на стр. 24. №42 (3 минуты)
Проверка работ.
А сейчас ,минуточку внимания
Ученые установили, что на свете примерно 2 миллиона видов растений, животных, грибов. Но любая травинка, любой лист, даже самое непримечательное живое существо по-своему красиво и интересно, заслуживает внимания и доброго отношения. Природе сейчас плохо! Многие виды растений на грани исчезновения. Каждый человек должен обязательно помочь ей. Как другу, попавшему в беду. Ведь не многим выпадает удача помочь спасению китов или тигров. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому! И тогда можно надеяться на то, что на земле всегда будут цвести цветы. Мы с вами знаем, что все растения , которые на грани исчезновения куда внесены? В нашей области тоже есть растения, которые терпят бедствия. Посмотрите, какая большая наша Красная книга, нашего края.
ПОКАЗ КНИГИ,
И так нам хочется порой сорвать такие прекрасные цветы, как..
Подумайте, прежде сорвать их, а все ли видели эту красоту?
в Красную книгу.
СЛАЙД 15
V. Итог урока
Сегодня на уроке мы провели прекрасную совместную работу.
-Какие группы растений вы теперь знаете?
- Какая группа растений для вас показалась самая интересная. Почему?
8.Рефлексия
-Ну, а сейчас проведём диагностику ваших знаний. Если вы согласны с моим утверждением, то поставьте + радом с соответствующей цифрой, если не согласны, то -.
1.Водоросли не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков;
2. Водоросли можно рассмотреть только под микроскопом;
3.Жизнь мхов зависит от воды;
4.Хвойные растения называют ещё голосеменными, потому что семена расположены открыто на чешуйках шишек;
5. У любого растения есть корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами;
6.Цветковые растения - самая многочисленная группа;
7.На месте цветков образуется плод с семенами;
8.Липа - хвойное растение;
9.Растение - живое существо, т.к. оно растет, питается, дышит, размножается.
- А теперь вы будете соединять точки. Если у вас под теми номерами, которые я назову, стоят +, то вы соединяете, если же у вас есть -, то не соединяете.
1 и 3, 1 и 4, 4 и 6, 6 и 9, 9 и 7. Что получилось?
-Это значит, вы хорошо работали на уроке и выполнили все задачи урока..
1. +
2. -
3. +
4. +
5. -
6. +
7. +
8. -
9. +
Внимание на доску. На доске изображена наша прекрасная планета.
Я предлагаю вам немного украсить её. Перед вами лежат цветочки . Прикрепите красный цветок, кто решил, что он работал плодотворно на уроке и оценку получил по заслугам, и жёлтый цветок, если всё-таки недостаточно работал и помогла получить хорошую оценку наука математика.
Я рада, что у меня растут такие честные ребята.
Дом.задание.
Подготовить сообщение о любом растений из изученных групп.