ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
-
| Ф.И.О. | Дорошкова Лилия Борисовна |
-
| Место работы | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" с. Петровка муниципального района Борский Самарской области |
-
| Должность | Учитель начальных классов |
-
| Предмет | Начальные классы |
-
| Класс | 3 |
-
| Тема и номер урока в теме | Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», урок №1 |
-
| Базовый учебник | Литературное чтение: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 1/Авт.-сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2009 |
Цели урока:
9.Задачи урока:
Образовательные:
познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты);
познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;
выявить художественные особенности былин.
Развивающие:
развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
формировать литературоведческие представления.
Воспитательные:
воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности.
10.Тип урока – ознакомление с новым материалом.
11.Формы работы учащихся: работа в парах, группах.
12. Необходимое техническое оборудование: схема «Фольклор» для работы в парах, таблица-исследование «Язык былины», аудиофрагмент с записью былины, персональные компьютеры для учителя и учеников, мультимедийный проектор, интерактивная доска, звуковые колонки, подключение к сети Интернет, ЭОР.
13. Структура и ход урока
I. Организационный момент
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
II. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
- Ребята, я предлагаю вам поработать в парах со схемой. Заполните, пожалуйста, какие вы помните жанры фольклора. (В центре схемы помещено слово “Фольклор”, а на лепестках нужно написать изученные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, песни пословицы.)
III. Актуализация
-Почему один лепесток на схеме остался пустым?
- Какова цель нашего урока? (познакомиться с новым жанром фольклора и его особенностями)
- Я предлагаю вам прослушать аудиофрагмент из нового произведения, а вы подумайте, к какому жанру фольклора можно отнести это произведение?
Высказывание предположений детей. (Проблема: сказка или былина?)
- Что такое сказка?
Сказка фольклорная — жанр устного народного творчества: устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
- Какие художественные особенности вы заметили, когда слушали былина?
IV. Изучение новой темы
Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово “былина”? (предположения детей).
- Где мы можем узнать точное толкование слова? (толковый словарь)
1) - Предоставляю вам на выбор: поискать толкование слова в словаре или пересесть к компьютерам и с помощью ЭОР ознакомиться со словарной статьей о виде народного творчества в Русском государстве - былине.
Дети знакомятся со словарной статьёй, учитель дает комментарии к статье.
- Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
- Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
- Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
- Итак, былины – это, прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
- Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
- Сегодня мы познакомимся с одной из них.
2) Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
(слушание аудиофрагмента былины)
3) Анализ произведения
- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?
4) Словесное рисование
- Опиши внешний вид богатыря.
4) Физминутка «Великаны – карлики»
5) Чтение былины детьми по цепочке.
6) Словарная работа на уроке.
- Какие слова были непонятными в тексте былины? Обратимся к словарику в учебнике.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото
Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных
Тын - забор
Палаты княжеские – большое богатое помещение
Кафтан – верхняя одежда мужчин
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить
Дружина - княжеское войско в Древней Руси
V. Первичное закрепление темы (уровневая дифференциация – работа в группах)
1) Интерактивное задание «Найди ошибки» (1 уровень)
2) Интерактивное задание – кроссворд «Илья и Соловей» (авторский ЭОР, 1 уровень)
3) Исследовательская работа (заполнение таблицы, 2 уровень)
4) Работа в тетрадях (выполнение заданий «проталинки», «выбор», «точное слово»
VI. Формулирование выводов.
- Что такое былина? Кого воспевают в былинах?
- Как народ относится к богатырю – Илье Муромцу?
Рефлексия.
(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)
- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.
А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.
VII. Задание на дом:
- художественный пересказ былины
- нарисовать богатырские доспехи
14. Таблица «Технологии, используемые на уроке»
№ | Этап урока | Название технологии | Время (в мин.) |
1 | Актуализация знаний | Информационно-коммуникационные технологии | 3 мин. |
2 | Изучение новой темы | Информационно-коммуникационные технологии (ЭОР – изучение словарной статьи) | 2 мин. |
3 | Первичное закрепление темы | Уровневая дифференциация Информационно-коммуникационные технологии (авторский ЭОР) | 5 мин. |
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Словарная статья о виде народного творчества в Русском государстве | Информационный | Текст с иллюстрацией | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/502d0dca-5192-43d0-81bf-3c02f280b8e4/%5BIS6IR_2-10%5D_%5BTD_09%5D.html |
2 | Найди ошибки | Практический | Интерактивное задание | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/831652d0-ed9e-4e2a-ad15-3c6ef17a0207/%5BNS-LIT_2-04%5D_%5BQS_031%5D.html |
3 | Авторский ЭОР Кроссворд «Илья и Соловей» | Практический | Интерактивное задание | file:///H:/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9.htm |
Приложение к уроку № 1
«Фольклор»
Схема «Фольклор» для работы в парах
Приложение к уроку №2
Проведи исследование языка былины
(подбери материал для заполнения колонок таблицы,
где есть знак вопроса)
В словах есть двойные гласные | Почему? | Исполнялись нараспев | Вот это в тексте | ? |
Много эпитетов | Почему? | ? | Вот это в тексте | ? |
Есть слова с суффиксом -ушк- | Почему? | ? | Вот это в тексте | ? |