kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по литературному чтению с использованием новых образовательных технологий и ЭОР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока по литературному чтению в 3 классе по теме "Былина Илья Муромец и Соловей-разбойник" (УМК "Начальная школа XXI века"). Урок предполагает использование информационно-коммуникационных технологий, в том числе электронные образовательные ресурсы (практические, в виде интерактивных заданий, и информационные). В архивной папке содержится авторский электронный ресурс, разработанный в программе Hotpotatoes, который используется для первичного закрепления темы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Илья Муромец и соловей разбойник»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока:
Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"


Ф.И.О.

Дорошкова Лилия Борисовна

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр" с. Петровка муниципального района Борский Самарской области

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Начальные классы

Класс

3

Тема и номер урока в теме

Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», урок №1

Базовый учебник

Литературное чтение: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Ч. 1/Авт.-сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2009


  1. Цели урока:

  • сформировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  • научить составлять план произведения при помощи моделирования.

9.Задачи урока:
Образовательные:

  • познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты);

  • познакомить детей с былиной “Илья Муромец и Соловей-разбойник”;

  • выявить художественные особенности былин.


Развивающие:

  • развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

  • формировать литературоведческие представления.


Воспитательные:

  • воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности.
    10.Тип урока – ознакомление с новым материалом.
    11.Формы работы учащихся: работа в парах, группах.
    12. Необходимое техническое оборудование: схема «Фольклор» для работы в парах, таблица-исследование «Язык былины», аудиофрагмент с записью былины, персональные компьютеры для учителя и учеников, мультимедийный проектор, интерактивная доска, звуковые колонки, подключение к сети Интернет, ЭОР.

13. Структура и ход урока

I. Организационный момент
В поисках смысла

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и в песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Строчка за строчкой,

Фраза за фразой –

Ты только вдумайся,

Только всмотрись –

Откроется самая главная мысль!

II. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве.
- Ребята, я предлагаю вам поработать в парах со схемой. Заполните, пожалуйста, какие вы помните жанры фольклора. (В центре схемы помещено слово “Фольклор”, а на лепестках нужно написать изученные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, песни пословицы.)
III. Актуализация

-Почему один лепесток на схеме остался пустым?
- Какова цель нашего урока? (познакомиться с новым жанром фольклора и его особенностями)
- Я предлагаю вам прослушать аудиофрагмент из нового произведения, а вы подумайте, к какому жанру фольклора можно отнести это произведение?

Высказывание предположений детей. (Проблема: сказка или былина?)

- Что такое сказка?

Сказка фольклорная — жанр устного народного творчества: устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.

- Какие художественные особенности вы заметили, когда слушали былина?

IV. Изучение новой темы

Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово “былина”? (предположения детей).

- Где мы можем узнать точное толкование слова? (толковый словарь)

1) - Предоставляю вам на выбор: поискать толкование слова в словаре или пересесть к компьютерам и с помощью ЭОР ознакомиться со словарной статьей о виде народного творчества в Русском государстве - былине.

Дети знакомятся со словарной статьёй, учитель дает комментарии к статье.
- Слово “Былина” означает “быль”, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.
- Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.
- Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть!
- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные.
- Итак, былины – это, прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
- Самыми известными былинами стали “Добрыня и Змея”, “Алеша Попович и Тугарин Змеевич”, “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”, “Илья Муромец и Соловей-разбойник” и многие другие.
- Сегодня мы познакомимся с одной из них.
2) Слушание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”
(слушание аудиофрагмента былины)

3) Анализ произведения

- Какие чувства вызвали у тебя герои былины?
- Каким вы представили Илью Муромца и Соловья-разбойника?

4) Словесное рисование
- Опиши внешний вид богатыря.
4) Физминутка «Великаны – карлики»
5) Чтение былины детьми по цепочке.
6) Словарная работа на уроке.

- Какие слова были непонятными в тексте былины? Обратимся к словарику в учебнике.
Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото
Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных
Тын - забор
Палаты княжеские – большое богатое помещение
Кафтан – верхняя одежда мужчин
Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить
Дружина - княжеское войско в Древней Руси
V. Первичное закрепление темы (уровневая дифференциация – работа в группах)

1) Интерактивное задание «Найди ошибки» (1 уровень)

2) Интерактивное задание – кроссворд «Илья и Соловей» (авторский ЭОР, 1 уровень)

3) Исследовательская работа (заполнение таблицы, 2 уровень)

4) Работа в тетрадях (выполнение заданий «проталинки», «выбор», «точное слово»
VI. Формулирование выводов.

- Что такое былина? Кого воспевают в былинах?

- Как народ относится к богатырю – Илье Муромцу?

Рефлексия.

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.

VII. Задание на дом:
-
художественный пересказ былины

- нарисовать богатырские доспехи

14. Таблица «Технологии, используемые на уроке»

Этап урока

Название технологии


Время

(в мин.)


1

Актуализация знаний

Информационно-коммуникационные технологии

3 мин.

2

Изучение новой темы

Информационно-коммуникационные технологии (ЭОР – изучение словарной статьи)

2 мин.

3

Первичное закрепление темы

Уровневая дифференциация


Информационно-коммуникационные технологии (авторский ЭОР)

5 мин.










ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Словарная статья о виде народного творчества в Русском государстве

Информационный

Текст с иллюстрацией

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/502d0dca-5192-43d0-81bf-3c02f280b8e4/%5BIS6IR_2-10%5D_%5BTD_09%5D.html



2

Найди ошибки

Практический

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/831652d0-ed9e-4e2a-ad15-3c6ef17a0207/%5BNS-LIT_2-04%5D_%5BQS_031%5D.html


3

Авторский ЭОР Кроссворд «Илья и Соловей»

Практический

Интерактивное задание

file:///H:/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%B8%20%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B9.htm

















Приложение к уроку № 1











«Фольклор»





















Схема «Фольклор» для работы в парах






Приложение к уроку №2

Проведи исследование языка былины

(подбери материал для заполнения колонок таблицы,

где есть знак вопроса)


В словах есть двойные гласные

Почему?



Исполнялись нараспев

Вот это в тексте


?







Много эпитетов

Почему?


?








Вот это в тексте

?








Есть слова

с суффиксом -ушк-

Почему?

?


Вот это в тексте

?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дорошкова Лилия Борисовна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134112


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства