Приветствие детям, представление всем присутствующих гостей. Ну-ка, посмотри, дружок. Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Разминка речевого аппарата: ПТКА-ПТКО- ПТКУ- ПТКИ-ПТКЕ А роза упала на лапу Азора. -Прочитайте, «жужжащее чтение». -Прочитайте, разделяя на слоги. -Прочитайте скороговоркой. -Прочитайте с право на лево. Блиц-опрос “Верите или не верите?” 1. Автор сказки “Лягушка-путешественница” 2. Родился в дворянской семье. 3. В четыре года собрался на войну. 4. Воспитывал отец. 5. Учился плохо. 6. В шесть лет прочитал “Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго. 7. Имеет образование горного инженера. 8. Совершил подвиг на войне, произведен в офицеры. Затем раздается карта – информатор, по которой учащиеся читают биографию Гаршина и сверяют свои ответы. - Какой вопрос вам показался наиболее интересным? История написания сказки. Звучит красивая музыка Антона Григорьевича Рубинштейна - Обратитесь к карте урока, которая лежит у вас на столе, зачитайте историю написания сказки и ответьте, как музыка Антона Григорьевича Рубинштейна способствовала этому? (Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел, поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое.) -Писатель слушал, а в голове его уже складывались слова этой сказки. – Прочитайте отрывок со слайда. - О каком произведении мы с вами будем говорить на уроке? Тема нашего урока: В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» (Слайд) - Что же нам сегодня предстоит выяснить? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС (Оставил ли Гаршин еще загадки?) - Мы сегодня попытаемся не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности. - Чтобы определить цели и задачи сегодня на урок, я предлагаю прочитать следующее стихотворение. Мир жабы злобен; Нам предстоит его раскрыть. А роза, милое созданье, Она сотворена любить. Вот эти два противоречья Без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня- Добро и зло разоблачить. - Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить. Обратите внимание на последнюю строку стихотворения. - Таким образом, задача нашего урока: Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев. Осмысление содержания (получение, осмысление, соотнесение, корректировка новой информации). - Как вы понимаете слова "Добро" и "Зло"? (Ответы детей: добро - это; зло - это:). - Как эти понятия определяет толковый словарь? Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру. Цель: (Слайд) Задачи: (Слайд) -Главные герои сказки? (Слайд) -Что объединяет их? Вспомните и восстановите перепутанные логические цепочки(1 уч-ся , у доски) 1.Ленивая жаба. 2. Цветник. 3. Болезнь. 4.Роза распустилась. 5.Разговор жабы и розы. 6.Мальчик в цветнике. 7. Уход из жизни мальчика и розы. 8. Просьба мальчика. (Слайд) 1.Цветник.2.Роза распустилась.3. Ленивая жаба. 4.Мальчик в цветнике.5. Болезнь.6.Разговор жабы и розы..7.Просьба мальчика 8. Уход из жизни мальчика и розы. Уточняет уровень понимания произведения. - Оцените свою работу. Краткий пересказ сказки(1уч-ся) Прочитайте фрагмент сказки по началу слов (1уч-ся, карточка) Розо… куст, на котор… расцв… роз… , рос в небольш… полукруг… цветнике перед деревен…. дом…. Цветн… был очень запущен; сорн… травы густ… разросл…. по старым, вросш…. в землю клумб…. и по дорожкам, кото….х уже давно никто не чистил и не посы….песком. Деревя….. решетка с колышка…., обделанными в виде четырехгранн…. пик, когда-то выкрашен… зеленой масляной краск…, теперь совсем облезла, рассохла…. и развали….сь; пики растащ…. для игры в солдаты деревенск… мальчики и, чтобы отбиваться от сердит…. Барбо… с компаниею прочих собак, подходивш…..к дому мужики. -О чем повествует данный абзац? Что вы узнали из этого фрагмента Соотнесение текста с иллюстрациями. -Закройте глаза и представьте все, о чем я буду говорить. -Вы идете по запущенному саду, вас окружают заросли сорных трав, кругом тень, сырость, и вдруг (откройте глаза) \На интерактивной доске иллюстрации роз и жабы.\ -Что вы видите? Составление рассказа о жабе и о розе. - Почему Гаршин выбрал для своего произведения таких резко противоположных героев? - Выразите свои представления о РОЗА ЖАБА Некрасивая Жирная Липкая Ленивая Злая Красота Радость Любовь Гордость Доброта Поисковая работа. Выборочное чтение. - А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор. С.227. Рождение розы. - Подробно ли описана красота розы? (нет) -А теперь посмотрим, что использовал автор при описании жабы. (стр.227 внизу) Групповая работа. Работа в группах – 2 группы (учитывая план). План 1.Мир, в котором живёт. 2.Отношение к жизни. Представители от каждой группы работают с карточками – кластерами, создают «словами» мир жабы, а в дальнейшем – мир розы. - Как чувствует себя жаба в такой обстановке? (Хорошо, ей нравится). - А как человек может чувствовать себя там?(Неуютно, угнетённо …) - Какой показывает нам жабу автор? (Жаба бесчувственное и безобразное животное). - Какой это образ – положительный или отрицательный? - Значит, жаба – это символ чего? (Зла). Мир розы: с опорой карточками – кластерами Отношение к жизни: - А что описано? (утро, роса, всё вокруг) - О чём это говорит? (о счастье) - Какие чувства испытывает роза? Плакать не от горя, а от счастья жить - -Когда плачут люди от счастья? Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ - Что помогает понять счастье розы? (аромат) ТОНКИЙ СВЕЖИЙ АРОМАТ БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ -Что вы поняли? (роза счастлива) -Говорит ли автор об этом напрямую? (нет Вывод: В чём разные жаба и роза? Для Розы Счастье - жить | Для жабы лень | - Итак, мы видим два мира, два противоречия. Слайд №9 - Сохранился ли конфликт между ними? Почему? Символом света, добра, красоты в сказке является: А. роза Б. жаба -А вы любите розы? - Вам нравится их запах? - Давайте выполним дыхательное упражнение. (Под клип «Музыка и розы») Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности. (милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...). -Обратимся к “Миру розы” .На каждом лучике надпишите качества характера людей, принадлежащих к этому миру. Теперь над тем качествам характера поставьте “плюсик”, который относится именно к вам. - Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой) -Какой вывод можно сделать? Вывод:Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки - Кто еще является главным героем? (Мальчик) - Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый) - Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода) - Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого.) - Что это значит? (он был очень добрый) - К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе) - Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха.) - Составим стихотворение – синквейн. (работа в микрогруппах) 1.Роза. 2.Добрая, счастливая. 3. Любит, наслаждается, жертвует. 4. Роза плачет от счастья жить. 5. Добро. 1. Мальчик. 2. Тихий, кроткий. 3. Болеет, переживает, умирает. 4. Беззащитный маленький хозяин цветника. 5. Ребенок. - Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит. - Хотя, как писал А.С. Пушкин: « Сказка – (ложь, да в ней намек! Добрым молодцам УРОК. ) - Перед вами пословицы. Прочитайте. Как вы понимаете их смысл? Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви. Жизнь дана на добрые дела. Доброе дело питает душу и тело. - Подходят ли они к нашему произведению? - Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.) - Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям) - Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина? - Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы) - Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу) - Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива) - А Маша была ей за это благодарна? Прочтите. (а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…) Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла и они навсегда ушли из жизни?» Какова главная мысль рассказа? Красота спасёт мир. Добро победит зло. Обсуждение рисунков сюжетных цепочек. Особое внимание обратите на рисунки, верно ли изображены детали обстановки, внешний вид героев. -Обсудите иллюстрации. Сделайте вывод, подходят ли они к сказке. Представьте нам свое решение с обоснованием. -(индив.Ф.И.) сделала иллюстрацию. Обсудите ее. -Какую подпись вы бы сделали к ней? Отзыв на произведение В.Гаршина (индивидуально) Обращение читателей к В.Гаршину (индивидуально) - Вернёмся к задаче урока. Прочитаем ещё раз стихотворение. Слайд 6. Мир жабы злобен? (да) Нам предстоит его раскрыть. А роза, милое созданье? (да) Она сотворена любить. Вот эти два противоречья Без них никак нельзя нам быть. Задача наша на сегодня - Добро и зло разоблачить. - Выполнили эту задачу? (да). - О чём заставляет думать это произведение? (Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются). Рефлексия. А теперь я предлагаю оценить работу ваших товарищей. Выберите одну фразу для соседа по парте: Ты молодец, потому что… Я доволен твоей работой на уроке, потому что… Ты мог бы поработать лучше, потому что… Выставление оценок. Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.) Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.) Я предлагаю вам в качестве домашнего задания составить короткое устное сочинение: «Несколько слов в защиту Жабы». |