kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме"Органы чувств, их значение и гигиена"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

  1. Данный урок проводится в 3 классе в разделе «Мы и наше здоровье» второй урок (УМК «Мир вокруг нас» автор А.А. Плешаков).
  2. Окружающий мир.
  3. Уровень образования обучающихся: начальные классы класс 3.
  4. Форма учебной работы классно-урочная.
  5. Полное описание разработки:

1. приобретаемые навыки детей: обучающиеся учатся работать с научным текстом и выделять главное, совершенствуется умение работать в парах.

2. особенности роли учителя: учитель ставит перед детьми проблемные вопросы, проводит опыты, организует работу по учебнику и печатной тетради, добивается от детей выводов по теме.

3. технологические особенности: перед проведением урока необходимо приготовить: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, предметы для опытов: яблоко, лук, кусочек хлеба, лимон, сыр, сахар,вата, мяч, бумажный листок, линейка, мягкая игрушка; музыкальная запись, кроссворд.  Для работы на уроке понадобится учебник и печатная тетрадь по данному предмету.

4. организация работы: в начале урока после организационного момента проводится актуализация знаний. Работа по новой теме проходит в форме проведения опытов, в результате которых ученики делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от учеников, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Перед записью домашнего задания и оцениванием проводится рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Органы чувств, их значение и гигиена»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Байкинская средняя общеобразовательная школа









УМК «Школа России»



Урок окружающего мира


Органы чувств,

их значение и гигиена


3 класс





Выполнила:

Минеева Наталья Владимировна,

учитель начальных классов

МОБУ Байкинская СОШ












с. Байки 2012 год


Ход урока:

Слайд № 1

Цели:

обучающая: познакомить с органами чувств человека и их ролью в нашей жизни, по­казать связь органов чувств с головным мозгом;

развивающая: развивать валеологические навы­ки;

воспитательная: воспитывать бережное от­ношение к своему организму и здоровью.


Оборудование: учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»; рабочая тетрадь к учебнику, таблицы: «Организм человека», «Нервная сис­тема»; продукты и предметы для проведения опытов: яблоко, лук, кусочек хлеба; лимон, сыр, сахар; вата,мяч, бумажный листок, линейка, мягкая игруш­ка; музыкальная запись; кроссворд.


Ход урока.

Слайд № 2

  1. Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

Предстоит на нем узнать.

Мы о нашем организме

Будем знания получать.



  1. Проверка домашнего задания.

  • На прошлом уроке мы с вами начали гово­рить о человеке и его организме. Докажите, что человек — часть живой при­роды. Чем человек отличается от животных? Какие внутренние органы человека вы зна­ете?

Слайд № 3

Работа по таблице «Организм человека».

  • Покажите, где расположено сердце. Ка­кую роль оно играет в организме человека?

  • Покажите, где расположены легкие. Какую работу они выполняют?

Слайд № 4

Работа по таблице «Нервная система».

  • Какая система органов управляет деятель­ностью всего организма? Покажите по таблице расположение голов­ного и спинного мозга.

  • На что похожи нервы и для чего они нужны?

  • Что изучает анатомия, гигиена?

  • Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?


  1. Основная часть.

Слайд № 5

  • А сейчас давайте отгадаем кроссворд.

  • Какие это органы?

  • Правильно. «Органы чувств» - это тема нашего урока.

Слайд № 6

  • Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов Всего их пять: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Слайд №7


  1. Зрение.

Я загадаю вам загадку, ответив на нее, узнаете, с какого органа мы начинаем разговор:

Брат с братом через дорогу живут
А один другого не видит (глаза)

  • Закройте глаза. Что вы можете сказать?

У каждого из вас Есть пара зорких глаз.

Ты глаза закрой ладошкой,

Посиди совсем немножко —

Сразу станет вдруг темно:

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно —

Ничего вокруг не видно.

Слайд № 8 (1 щелчок)

Смогли бы мы правильно воспринимать ок­ружающий мир без органов зрения? 70 % всей информации об окружающем мире мы получаем с их помощью.

Рассматривание муляжа глаза. Оболочка глаза, хрусталик, сетчатка, глазной нерв.

Слайд № 8 (2 щелчок)

  • Так выглядит наш глаз. Он круглый, как яб­локо. Его даже так и называют — глазное яблоко. В передней части глаза находится хрусталик. Он на­поминает маленькое увеличительное стеклышко, благодаря которому мы можем видеть все предме­ты четко и ясно. Хрусталик отражает все увиден­ное на заднюю стенку глазного яблока (сетчатку), а оттуда по особому зрительному нерву информа­ция передается в мозг. Когда мозг получил сигнал, мы видим то, на что смотрят наши глаза.

Интересный факт.

Слайд № 9

Ученик. Изучая свойства хрусталика, араб­ские медики сотни лет назад изобрели увеличитель­ную линзу из стекла. Так появились очки, подзорные трубы, бинокли и телескопы.

  • Глазами вы видите различные предметы, их форму, величину, окраску. Что еще можно увидеть с помощью органов зрения? (Расстояние, действие, движение предметов, можно читать, рассматривать картины, смотреть ТВ, любоваться красотой природы)


Интересный факт.

Ученик. Оказывается, мы можем видеть только при наличии света. Послушайте одну ис­торию.

Русский солдат оставался девять лет в темном подземелье Брестской крепости. Он имел доста­точное количество продовольствия и воды, но све­чей и спичек хватило только на четыре года. Пять лет он провел в полной темноте. Отвыкнув от све­та, он ослеп.

  • Чтобы надолго сохранить хорошее зрение, надо бережно относиться к глазам.

Работа по учебнику.

  • Самостоятельно прочитайте в учебнике, как надо беречь зрение.(с.132-133)

Расскажите, какие правила надо выполнять, чтобы надолго сохранить хорошее зрение? (Гла­зам нужны отдых и гимнастика.)

Слайд № 10

Правильно. Поработали глаза напряженно 20-25 мин, посмотрите в окно, вверх на небо или быстро поморгайте 20-30 с. Закройте и по­сидите спокойно 1 мин. Теперь глаза отдохнули.

Крепко зажмурьте глаза на 5 с, а потом на 5 с широко откройте их. Повторите эти упражне­ния 10 раз. Так будут укрепляться мышцы век и мышцы глаз.

Вывод: теперь мы знаем, что к органам чувств относятся органы зрения. Какие? (Глаза.)

Для чего нужны органы зрения?

  1. Слух.

Внимание!

Слайд № 11 (1 щелчок)

Звучит музыка.

  • Что вы слышали? Что вам помогло услы­шать музыку? (Уши.)

Что вы еще можете услышать с помощью ор­гана слуха? (Шум ветра, шелест листьев, журча­ние ручья...)

Рассматривание муляжа уха.

Слайд № 11 (2 щелчок) (Ушная ра­ковина, слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо, внутреннее ухо.)

  • Вы думаете, что у человека только два уха? Нет, на самом деле их не два, а шесть. Толь­ко два видимых, а четыре невидимых, спрятан­ных внутри головы.

Наружное ухо — ушная раковина. Сама она ничего не слышит, а только улавливает звук. Посреди ушной раковины есть маленькое отверстие, откуда начинается слуховой проход, кото­рый заканчивается барабанной перепонкой. Звук передается звуковыми волнами, очень по­хожими на те, которые мы видим на воде. Мы начинаем слышать в тот момент, когда звуковые волны достигают уха и начинают давить на ба­рабанную перепонку, заставляя ее двигаться вперед и назад. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо — внутреннее и далее в мозг. Мозг за долю секун­ды переводит полученный звуковой сигнал, и вы говорите себе: «Это плачет ребенок», «Это звучит музыка».

Интересный факт.

Ученик. При ярком свете слух обостряется, поэтому в концертных залах не гасят свет. А в темной комнате слабые звуки почти не слышны.

Кость хорошо проводит звук. Вспомните, когда вы грызете сухарики, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий человек слышит слабый треск.

При некоторых: формах глухоты, когда слухо­вой нерв не поврежден, звук проходит через кости. Глухие иногда могут танцевать, воспринимая ритм музыки благодаря колебаниям пола.

Бетховен, когда оглох, слушал музыку с по­мощью трости, одним концом которой опирался на рояль, а другой ее конец он держал в зубах.

Чтобы сохранить хороший слух, уши надо беречь. Как их беречь? Об этом мы узнаем на страницах учебника.

Работа по учебнику (с.133)


Какие правила надо выполнять, чтобы сохра­нить хороший слух? Правильно. Вы вниматель­но прочитали текст учебника. Хороший слух ва­жен для некоторых профессий. Врач по шумам в сердце и жесткому дыханию ставит диагноз.

Вывод. Теперь мы знаем, что к органам чувств относятся органы слуха. Какие? (Уши.)


Физкультминутка «Цапля».

Очень трудно так стоять:

Ножку на пол не спускать,

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Какой орган нам помог удержать равновесие и не упасть?

Это орган равновесия, расположен он во внутреннем ухе. Таким образом, ухо – не только орган слуха, но и орган равновесия.

  1. Обоняние.

Опыт. Учитель вызывает несколько учени­ков и завязывает им глаза. По запаху они долж­ны определить находящийся перед ними пред­мет(яблоко, хлеб, лук, чеснок и т.д.).

Слайд № 12 (1 щелчок)

  • Скажите, какой орган вам помог определить предметы по запаху? (Нос, орган обоняния.)

  • Чувство обоняния- самое древнее из всех чувств. Это способность человека чувствовать запахи. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Если воздух загрязнен вредными пахучими веществами, в мозг посылается сигнал тревоги. И наоборот, аромат цветов, древесной смолы, талого снега нам вдыхать приятно

Во время сильного насморка мы перестаем чувствовать запахи. Это происходит потому, что слизистые оболочки в носу разбухают, раздражаются и забиваются, запахи, находящиеся в воздухе, перестают возбуждать обонятельные нервы.

Не чувствуя запаха, человек может наносить вред своему здоровью. Как вы думаете, какой? (Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности: утечка газа, испорченнаяпища, плохой воздух и т.д.)

Интересный факт.

Ученик. Большой вред наносит обонянию курение. Курящие люди намного хуже различают запахи, чем некурящие.

У некоторых людей особо развито обоняние: у химиков, аптекарей, пищевиков. Слепые люди узнают названия газет по запаху.

Вывод. Мы с вами узнали, что к органам чувств относится орган обоняния. Какой? (Нос.)

Для чего он нужен?

4. Вкус.

Чтобы узнать о каком органе мы поговорим сейчас, отгадайте загадку

Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

Опыт.

Учитель вызывает несколько учеников и завязывает им глаза.

Попробовав на вкус некоторые продукты, они должны определить, что находится перед ними (лимон, сыр, сахар и т.д.).

  • Что нам помогает различать вкус продуктов? (Язык.)

Слайд № 13 (1 щелчок)

Язык — это орган вкуса. На языке расположены особые вкусовые сосочки. С их помощью по вкусовым нервам передаётся сигнал в головной мозг и человек чувствует определённый вкус.

Интересный факт.

Слайд № 13 (2 щелчок)

Замечали ли вы, что кончик языка наи­более чувствителен к сладкому? Достаточно лиз­нуть мороженое, и сразу узнаешь его вкус. Края языка лучше всего ощущают кислое, а его основа­ниегорькое.

  • Орган вкуса играет большую роль в жизни людей. Как вы думаете, какую? (Определить несъе­добные продукты, узнать испорченную пищу.)

Поэтому к органу вкуса надо относиться бе­режно.

Работа по учебнику.

  • Самостоятельно прочитайте в учебнике про орган вкуса — язык. с.134

Попробуйте сделать некоторые выводы о бережном отноше­нии к органу вкуса.

  1. Слишком ... (холодная/горячая) пища об­жигает язык, и мы почти не чувствуем ее вку­са. Пища должна быть не очень ... (холод­ной/горячей).

  2. При употреблении слишком ... (холод­ной/горячей) пищи мы тоже не чувствуем ее вкуса. Поэтому пища не должна быть слиш­ком ... (холодной/горячей).

  3. Не пробуй ... (знакомые/незнакомые) тебе продукты на вкус без разрешения взрослых.

  4. Сильно ... (притупляют/обостряют) вкус простудные заболевания, курение.

Запомните это!

Интересный факт.

Ученик. Некоторые профессии требуют иде­ально развитого вкуса. Дегустаторыспециалис­ты по распознаванию ароматов — различают свы­ше 70 сортов вин, беря на язык только одну каплю.

Другие по глотку чая определяют его сорт, откуда привезён, как был упакован, нет ли в нём примесей.

Вывод. Мы узнали, что к органам чувств относится орган вкуса. Какой? (Язык.) Для чего он нужен?

  1. Осязание.

Слайд № 14


Для того, чтобы поговорить о следующем органе чувств, проведем эксперимент. Закройте глаза. Я буду подавать вам предметы, а вы с закрытыми глазами, на ощупь определите что это за предмет.

  • Как вы думаете, что помогло учащимся отгадать предметы? (Орган осязания — кожа.)

Мукомол на ощупь может определить сорт муки, глухонемые читают с помощью пальцев по особому выпуклому шрифту.

Слайд № 15

Кожа — самый важный орган чувств. Она даёт возможность осязать предметы, ощущать тепло, холод, боль. С помощью осязания человек способен определить размеры, форму, массу любого предмета с закрытыми глазами. При прикосновении к какому-либо предмету импульсы по нервным окончаниям передаются в головной мозг, и мы можем сделать вывод о данном предмете.

Ущипните тихонечко друг друга. Что вы почувствовали? (Боль.)

Интересный факт.

Ученик. На поверхности кожи находится около миллиона болевых точек. Боль — это защита организма. Человек, лишенный чувства боли, мог бы сгореть в огне, не ощущая его губительного действия, истек бы кровью незаметно для себя, не почувствовав пореза.

Известны, люди, которые совершенно не чувствуют боли на отдельных участках кожи. При ожоге у такого больного кожу можно снимать целыми кусками, не причиняя ему какого-либо беспокойства.

  • Нужно стараться не поранить кожу, не допускать ожогов, обморожений, содержать кожу в чистоте.

В ы в о д. К органам чувств относится и орган осязания. Какой? (Кожа.)

Для чего она нужна?

6.Мозг.

С помощью каких органов мы воспринимаем окружающий мир?

Куда поступают сигналы от всех органов чувств? (мозг)

Слайд № 16

Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Как же мозг не путает сигналы от разных органов? Важно то, в какую часть головного мозга попадают сигналы. От органов зрения, например, сигналы идут к затылочной части. А от слухового – к вискам. Мозг все сигналы обрабатывает и составляет единое впечатление о том, что нас окружает.

IV. Закрепление и обобщение изученного материала.

Работа в тетради.

Слайд № 17

С помощью учебника допишите определения:

Обоняние — это...

Осязание — это...

Взаимопроверка.

Рассматривание иллюстрации учебника.

  • Посмотрите внимательно на данные иллюстрации и скажите, какие органы чувств помогают воспринимать окружающий мир. Почему вы так решили?

Работа в тетради.

  • Расскажите, какие правила гигиены органов чувств «зашифрованы» в рисунках. Покажите стрелками, к каким органам чувств они относятся.


  1. Итог.

Слайд № 18

  • Перечислите органы чувств человека. Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств? Как нужно беречь органы чувств?

Прочитайте выводы по учебнику.


VI. Домашнее задание.

  • прочитать текст учебника на стр.132-135;

  • ответить на вопросы стр.135;

  • подобрать интересные факты об одном из органов чувств.

Слайд № 19



Просмотр содержимого презентации
«Органы чувств, их значение и гигиена»

Урок окружающего мира  3 класс Органы чувств,  их значение и гигиена.

Урок окружающего мира 3 класс

Органы чувств, их значение и гигиена.

Прозвенел для нас звонок, Вот уж начался урок. Очень много интересного Предстоит на нем узнать. Мы о нашем организме Будем знания получать.

Прозвенел для нас звонок,

Вот уж начался урок.

Очень много интересного

Предстоит на нем узнать.

Мы о нашем организме

Будем знания получать.

1 3 Р 2 5 4 К О Ж А У Х О Я З Ы К Г Л А З Н О С

1

3

Р

2

5

4

К

О

Ж

А

У

Х

О

Я

З

Ы

К

Г

Л

А

З

Н

О

С

Тема урока:  Как мы воспринимаем окружающий мир  Цель: Узнать с помощью каких органов человек воспринимает окружающий мир. Учить беречь органы чувств.

Тема урока: Как мы воспринимаем окружающий мир

Цель: Узнать с помощью каких органов человек воспринимает окружающий мир. Учить беречь органы чувств.

Органы чувств — органы, которыми мы воспринимаем окружающий мир

Органы чувств — органы, которыми мы воспринимаем окружающий мир

Берегите зрение! Так будут укрепляться мышцы век и мышцы глаз.

Берегите зрение!

    Так будут укрепляться

    мышцы век и мышцы глаз.

    Кожа – орган осязания.

    Кожа – орган осязания.

    УШИ НОС РОТ ГЛАЗА ЯЗЫК

    УШИ

    НОС

    РОТ

    ГЛАЗА

    ЯЗЫК

    Домашнее задание:

    Домашнее задание:

    • прочитать текст учебника на стр.132-135;
    • ответить на вопросы стр.135;
    • подобрать интересные факты об одном из органов чувств


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Начальные классы

    Категория: Уроки

    Целевая аудитория: 3 класс

    Автор: Минеева Наталья Владимировна

    Дата: 09.01.2015

    Номер свидетельства: 152276


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства