kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы "Может ли писатель быть учёным? (В. Бианки "Муравьишка")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данного произведения – муравей неожиданно для себя оказался далеко от дома, и ему нужно было успеть домой до захода солнца. Автор своим произведением затрагивает несколько проблем: во-первых – не отчаиваться, оказавшись в, казалось бы, безвыходной ситуации, во-вторых – всегда искать выход, принимать нестандартные решения, как это сделал муравей, чтобы добраться домой до захода солнца. Я думаю, что идея этого произведения заключается в том, что не стоит опускать руки, даже тогда, когда, кажется, что нет выхода из создавшейся ситуации. По моему мнению этот рассказ имеет драматический пафос, так как герой произведения противостоит обстоятельствам. В этом рассказе внешний конфликт. Конфликт заключается в том, что в рассказе происходит столкновение создавшихся обстоятельств с личной необходимостью главного персонажа: муравей, волей случая оказался далеко от дома с отшибленными ногами и ему необходимо успеть домой до захода солнца. Сюжет произведения развивается последовательно и четко соотносится с композиционной структурой произведения. Экспозиция рассказа заключается в том, что муравей залез на березу, долез до вершины, хотел отдохнуть и сел на листок, который оказался желтым и сухим. Завязкой рассказа является то, что ветер дунул и унес листок с муравьем далеко от дома, упал на камень, муравей-то ноги и отшиб. Далее следует самая большая часть – развитие действия, которая включает путешествие Муравьишки обратно домой, встречи с различными животными, которые помогали нашему герою добраться до муравейника. На мой взгляд, кульминацией является тот момент, когда Муравьишка уже добравшись до родной березы, не мог спуститься в муравейник самостоятельно. Тогда ему на глаза попадается гусеница-листовертка, которая не соглашается выполнить его просьбу – помочь спуститься в муравейник. Тогда он набрасывается на гусеницу, и они летят вниз на нитке, нитка распутывается, и спускает муравья домой. Развязка наступает тогда, когда муравей с последним солнечным лучом попадает в оставшийся открытым вход в муравейнике.

Определить предметную изобразительность помогает нам пейзаж, который описывает автор. Автор описывает, как листок летел через лес, через реку, через деревню, что помогает нам понять, насколько далеко Муравьишка улетел от дома. Экспозиционного портрета персонажа автор не дает, но в процессе повествования можно понять, что характер у муравья целеустремленный, смелый. Это видно потому как муравей преодолевает сложности, которые встречаются на его пути домой. Он ищет выход из всех ситуаций. Основная форма характеристики персонажа в данном рассказе – это речь персонажей (т.е. диалог между муравьем и другими персонажами, встречающимися на его пути). Речь в диалогах выразительная, помогает понять отношение автора к главному герою. Автор сочувствует ему, хочет, что бы он успел добраться до дома. Действие в рассказе происходит в течение одного деня, поэтому художественное время в рассказе сжатое, так как муравей днем улетел далеко от дома, а вечером он уже попал домой. Художественное пространство объемное, т.к. включает в себя описание и леса, и поля, и реки, и родной березы.

Автор показывает, что в жизни можно найти выход из любой сложной жизненной ситуации и найдутся хорошие люди, которые помогут в этом.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы "Может ли писатель быть учёным? (В. Бианки "Муравьишка") »

Может ли писатель быть ученым? (В.Бианки. "Приключения муравьишки")

Учитель Кузнецова Ирина Валентиновна

Класс: 3

Тема урока:

  • Может ли писатель быть учёным?

  • Виталий Бианки "Приключения муравьишки"

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания сложной природы дара писателя: совмещение в одном лице художника слова и учёного-знатока природы с помощью организации на уроке частично-поисковой работы по решению данной задачи средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Цели:

  • Образовательная - создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает раскрыть дар писателя, эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя;

  • Развивающая - создать условия для развития навыков работы с художественным текстом, исследовательских умений, мыслительной деятельности (сравнение, обобщение), коммуникативных умений, расширить представления об окружающем мире;

  • Воспитательная - создать условия для формирования умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, воспитывать бережное отношение к живой природе.

Метод обучения:

  • частично-поисковый;

  • метод решения учебных задач.

Формы организации учебной деятельности:

  • Фронтальная

  • Групповая

  • Парная

Средства обучения:

  • Художественный текст В.Бианки "Приключения Муравьишки"

  • Ноутбук;

  • Проектор

Структура и содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Орг. момент

Приветствует

учащихся, определяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

2.

Создание ситуации успеха

Приглашает в путешествие. Для этого предлагает послушать музыкальный фрагмент и стихотворение.

Просит назвать писателя, с кем можно отправиться в это путешествие.

Слушают и называют, куда отправляемся в путешествие.

Называют писателя, объясняют свой выбор.

3.

Актуализация знаний

Просит рассказать интересные факты из жизни писателя.

Дают информацию, называют адреса информации.

4.

Постановка учебной задачи

Целеполагание

1.Создаёт проблемную ситуацию.

2. Просит сформулировать учебную задачу.

1. Сталкиваются с разными мнениями.

2.Формулируют учебную задачу.

5.

Решение учебной задачи.

1. Предлагает разобраться в том, чем отличается писатель от учёного.

2. Организует работу по акцентному вычитыванию произведения.

Предлагает задания для решения учебной задачи.

3. Помогает сформулировать выводы, задавая вопросы.

4. Предлагает назвать произведения Бианки, которые ещё читали.

5. Предоставляет слово, для обзора книг, школьному библиотекарю.

1. Выделяют основные отличия. Находят определения в толковом словаре.

2. Решают учебную задачу через работу с раздаточным материалом.

3. Формулируют выводы.

4. Перечисляют прочитанные произведения.

6.

Рефлексия.

Просит провести рефлексию по опорным словам.

Меня удивило

Я почувствовал

Я думаю:

Высказывают своё мнение

7.

Домашнее задание

Задаёт домашнее задание.

Записывают.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ситуация успеха.

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. Закройте глаза и послушайте

Презентация.

Слайд № 1 (звучит музыка, Владислав читает стихи).

Наверное, бывали вы,
Не раз в лесу густом,
Где вьётся чуть заметная
Речушка под кустом.
Под ветками зелёными,
В тени, в тиши лесной,
От ветра можно спрятаться,
Найти прохладу в зной.
Сегодня мы с ребятами,
В весенний лес идём.
Кто хочет в путь? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.

- Итак, куда мы отправляемся? (В лес.)

В любое время года лес манит своей красотой. Весной, набравшись силы после зимнего сна, он сияет зеленью ветвей. Летом, пышный и нарядный благоухает ароматом цветов. Осенью восхищает багряным нарядом. Зимой, укрытый шапками искристого снега, стоит задумчивый и притихший.

- С кем из писателей мы могли бы отправиться в путешествие?

( С В.Бианки)

- Почему?

Слайд № 2

- Действительно,

Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях -
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтешь.
И лучше знакомых зверушек,
Узнаешь, дружок, и поймешь.

3. Актуализация знаний

- А почему Виталия Бианки так интересовала природа, вы узнаете, послушав рассказ о его жизни.

Слайды № 3

Любовь к природе - естественное чувство человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был Виталий Валентинович Бианки".

Слайды № 4

"Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик.

- Любовь к природе, к животным передалась и маленькому Виталию.

- О первой встрече с природой расскажет Дима

А первая встреча с природой была неожиданной: Виталий вдруг увидел голубых лягушек, поймал одну из них, зажал в кулак и побежал показывать чудо. Прибежав, домой, он с криком "Голубые лягушки!" разжал кулак, и все увидели на ладони обыкновенную бурую лягушку. Валентин Львович сразу объяснил сыну, в чем дело: оказывается, некоторые земноводные, когда они сыты, здоровы и им тепло, любят "петь" и от огромного количества воздуха, которое они вбирают в себя, меняют цвет. Зажатая в руке лягушка оказалась обыкновенной.(узнал из книги о Бианки)

Рассказывает Лейла

- Чуда не произошло, но произошло очень важное событие: для маленького Бианки совершенно с новой стороны раскрылись законы природы. Он вдруг понял, как природа интересна, полна тайны, сколько в ней богатства и волшебства.

Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений

- Читая произведения Бианки, мы не только с интересом следим за развитием событий, но и каждый раз получаем достоверные сведения о природе.

- Где мы можем почерпнуть научные сведения о чём-либо? (книги, учёные)

- Можно ли Бианки назвать учёным?

 4. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

- Бианки - писатель или учёный?

- Сформулируйте цель урока, в чём мы должны разобраться?

5. Решение учебной задачи.

- Для того чтобы хорошо разобраться в этом, подумаем, чем отличается писатель от учёного.

- Кто такой писатель?

- Кто такой учёный?

- Уточним в толковом словаре.

  • Писатель (стр. 534) - человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения

  • Учёный (стр.876) - человек много знающий, образованный. Специалист в какой-нибудь области науки.

- Какова задача писателя? (Создать художественный образ, используя художественные приёмы)

- Какова задача учёного? (дать точные научные знания, сообщить факты)

  • Создаёт художественный образ

  • Использует художественные приёмы

  • Даёт точные научные знания

  • Сообщает факты

- Прочитайте текст на карточке №1

Муравьям приходится много бегать по окружающей местности в поисках пищи, чтобы накормить своих товарищей. Но бегают не все. У муравьев строгое разделение труда: одни занимаются домашним хозяйством, подновляя и очищая муравейник, другие ухаживают за молодняком, третьи дежурят у входов, готовые отразить врага, а вот четвёртые уходят далеко от муравейника и занимаются добыванием пищи.

Отрывок из энциклопедии Что такое кто такой" Том 1

- Как вы считаете, кто мог написать такой текст: писатель или учёный?

Почему?

- А что вы узнали о жизни муравьев из этого текста?

- А знаете ли вы, как муравьи ориентируются и находят дорогу домой?

Дополнительно: Об этом узнала Надя

Свои пути муравьи метят, прикасаясь брюшком к земле и выделяя пахучие вещества - ФЕРОМОНЫ

- Про человека говорят, ТРУДОЛЮБИВЫЙ, КАК МУРАВЕЙ

- Почему так говорят?

Дополнительно: Этим заинтересовался Никулин Даниил

Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше собственного веса. Они защищают лес от вредителей, в сутки 1 муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.

- В каком произведении В.Бианки речь тоже идёт о муравьях? («Приключения Муравьишки»)

- На листочках найдите отрывок, в котором тоже рассказывается о жизни муравьёв. Зачитайте.

У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце,- муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. 

Анализ текста

- А этот текст, кто написал: писатель или учёный?

- Докажите. Какова задача писателя?

- Какие художественные приёмы использует В.Бианки в этом отрывочке?

У муравьёв ведь строго: только солнышко на закат, - все домой бегут. Сядет солнце,- муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Олицетворение - говорит как о людях: бегут домой, кто опоздал, выходы закроют,

Уменьшительно-ласкательное слово - солнышко

Фразеологизм - хоть на улице ночуй

Разговорные слова - солнышко на закат, ведь, хоть на улице - таких разговорных слов в энциклопедиях и научных книгах вы не встретите.

- Мы увидели, что В. Бианки использовал художественные приёмы для описания жизни в муравейнике. Это его характеризует как писателя или как учёного? (писатель в таблицу +)

- Сравним тексты, взятые из детских энциклопедий о природе, напечатанные на карточках и отрывки из сказки В.Бианки

"Приключения Муравьишки"

Задание

- Прочитайте и подчеркните одинаковые слова и выражения, которые использованы при описании насекомых.

- Проверим.

- Сделайте вывод о том, совпадают ли наблюдения и знания Бианки с научным описанием.

Фронтальная работа

Жужелица.

У неё мощные челюсти и длинные ноги. Многие жужелицы окрашены в тёмные тона и активны в сумерках. На своих шести ногах жужелица может пробежать километр, а то и два в поисках добычи.

Отрывок из энциклопедии "Что такое кто такой" Том 1

Жужелица.

Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у неё ровные длинные, как у коня.

Бежит шестиногий конь, бежит, не трясётся, будто по воздуху летит.

Отрывок из сказки В.Бианки "Приключения муравьишки"

- Со вторым текстом поработаете в парах.

- Какие правила работы надо соблюдать?

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен - предлагай!

Водомерка.

На поверхности воды живут клопы-водомерки. Удерживаться на поверхности воды водомеркам помогают длинные, широко расставленные ноги и то, что нижняя сторона их тела не смачивается водой. Скользя по воде, они охотятся на мелких, падающих в воду насекомых.

Отрывок из энциклопедии "Что такое кто такой" Том 1

Водомерка.

Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик.

Затрещал по-своему, глядь - бежит по воде лодочка на ножках.

Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп.

- Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят.

- Ладно, садись, перевезу.

Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. А солнце уж совсем низко.

- Миленький, шибче! - просит Муравьишка.

- Меня домой не пустят.

- Можно и пошибче, - говорит Водомер.

Да как припустит! Оттолкнётся, оттолкнётся ножками и катит-скользит по воде, как по льду.

Отрывок из сказки В.Бианки "Приключения муравьишки"

- Что вы можете сказать о В.Бианки как об учёном?

- Как хорошо он знает жизнь природы?

Вывод: Наблюдения Бианки совпадают с научным описанием.

- Сравнивая научные тексты и отрывки из сказки, можно отметить сходство в описании разных насекомых, В.Бианки использует точные и научные слова и выражения, а значит, его можно назвать учёным.

(учёный в таблицу +)

- Так всё же кто такой В.Бианки: писатель или учёный?

- Бианки - это и ученый, и писатель.

- В некоторых источниках его называют писателем-природоведом, в других писателем-анималистом, в-третьих, писателем-натуралистом.

- Узнаем в словаре значение этих слов.

Поэтому книги, которые он создал - особые, в них присутствует и научное и художественное видение мира, они так и называются

НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ книги для детей.

Произведения Бианки сказочные: звери и деревья разговаривают, думают, поучают. А сказки рассказывают очень интересно о жизни птиц, животных, знакомят нас с законами природы, раскрывают богатый природный мир, учат нас любить и понимать природу. А самое главное, многое в этих сказках - правда!

- Какие произведения Бианки вы ещё прочитали и что из них вы узнали? (Дети называют произведения и рассказывают о том, что они из них узнали.)

- У Бианки более 300 сказок и рассказов. Некоторые из них представлены на выставке.

Выставка книг

6. Рефлексия

- Высказать своё мнение о сегодняшнем уроке вам помогут слова

  • Меня удивило:

  • Я почувствовал:

  • Я думаю:

7. Домашнее задание

Представьте тот момент, когда Муравьишка, наконец-то, попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь, и о своих впечатлениях рассказал своим друзьям. Представьте, что вы - это Муравьишка. Выберите самого интересного "извозчика", т. е. того, кто помогал ему в пути, опишите его. Как можно точнее и расскажите о своих впечатлениях наездника.

Приложение 1.

Приложение 2.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Ирина Валентиновна

Дата: 15.02.2015

Номер свидетельства: 173357


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства