kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская народная сказка «Белые пёрышки» Образовательные: Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки». Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках. Включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением. Формировать УУД: ЛичностныеУУД: проявлять позитивное отношение к чтению, желание читать народные сказки. Регулятивные УУД: учиться самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать свои мысли и высказывания. Коммуникативные УУД: использовать доступные речевые средства в диалоге с учителем; принимать участие в обсуждении прочитанного, формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста и находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы; развитие умений пользоваться знаками, символами, схемами, приведёнными в учебной литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век». »

Методическая разработка урока литературного чтения

по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»»

УМК «Начальная школа XXI век».

Автор: Тимашкова Валентина Владимировна

Предмет: литературное чтение

Класс: 2Б

Тип урока: урок изучающего чтения

Тема

Русская народная сказка «Белые пёрышки»


Цели


Образовательные: Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки». Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках. Включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемым произведением.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД: проявлять позитивное отношение к чтению, желание читать народные сказки.

Регулятивные УУД: учиться самостоятельно контролировать, корректировать и оценивать свои мысли и высказывания.

Коммуникативные УУД: использовать доступные речевые средства в диалоге с учителем; принимать участие в обсуждении прочитанного, формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста и находить ответы на вопросы используя текст произведения; развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы; развитие умений пользоваться знаками, символами, схемами, приведёнными в учебной литературе.

Оборудование:


Учебник «Литературное чтение. 2-й класс» (авт. Л.А. Ефросинина), рабочая тетрадь № 2, индивидуальные листки для моделирования.

Организация пространства

индивидуальная работа.




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Общая готовность детей к уроку.


Здравствуйте ребята.

Сегодня на уроке я приглашаю вас путешествовать всем вместе. Это можно сделать, не выходя из класса, с помощью наших мудрых друзей – книг.

– Вам предстоит быть внимательными читателями, чуткими слушателями. В добрый путь!

Самоконтроль готовности к уроку.

Реакция на учителя, внимание.





Личностные:

самоопределение;

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Выявление читательского опыта.

Свободное владение прошлым материалом.


Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом.


- Зимний лес стоит печальный

Он под снегом прячет тайны.

Подо льдом река молчит

Птичья песня не звучит.

На дворе трещит мороз.

Люди в шубы прячут нос.

Ветер, вьюга, холодок.

А у нас расцвёл ... цветок!

Не простой цветок - волшебный.


Есть у русского народа « живой цветок». Соберём этот цветок. Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.

Я читаю, вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ - это лепесток.

1 лепесток.

Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит (петух).

2 лепесток.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

3 лепесток.

Катится яблочко

С крутой горы.

Кто поднимет —

Тот уйди!

4 лепесток.

Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

5 лепесток

Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют.

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (по мере ответов детей появляются новые лепестки).

Посмотрите, у нашего цветка не хватает сердцевины. Как одним словом назвать загадки, потешки и т.д.?

На доске появляется цветок.

Самостоятельное по названию, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.
















загадка


скороговорка





считалка



пословица



сказка




песни, былины, потешки, небылицы и т.д.


фольклор






Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.


Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.



Вспомните, с каким разделом мы работаем?


- Посмотрите на заголовок.

-Как называется произведение?

- К какому жанру относится данное произведение?

- Какие бывают сказки?

-Эта сказка, какая?

- Что это значит?


- Перед вами иллюстрация к сказке. Рассмотрите ее.

- Можете ли вы предположить, о ком или о чем будет эта сказка?


Послушайте загадку: А о ком пойдёт в ней речь, вы узнаете из загадки:

У него хороший слух,

Но когда токует, - глух!

Можно даже, говорят,

Взять руками … (глухаря)

Длинношеяя та птица

Грациозна, как царица,

Гладью водной проплывает,

Чудно шею извивает. (лебедь)

Это большая, неуклюжая и пугливая птица. Походка быстрая, при поисках пищи он нередко бегает по земле. С земли поднимается тяжело, громко хлопая крыльями, и производит большой шум. Полет тяжелый, шумный, почти прямой и без крайней необходимости непродолжительный.

Главную пищу составляют ягоды, листья и почки деревьев. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками. Весной, когда сойдёт снег в лесу, глухари начинают токовать – петь свои весенние песни. В конце песни глухарь глохнет, потому его и называют глухарём.

Послушайте, как токует глухарь.


- А в какую птицу превратился Гадкий утенок из сказки Х.К.Андерсена?


Лебедь – большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной красиво изогнутой шеей. Длинная шея позволяет в более глубоких водоемах обыскивать дно в поисках пищи.

Лебеди питаются преимущественно водными растениями и мелкими водорослями. Иногда они сощипывают листья со свисающих к воде ветвей плакучих ив, или прибрежной травы.

Оперение лебедя белого, либо серого или черного цвета.

Размах крыльев достигает 2 метров. Хорошо развита летательная мускулатура, позволяющая преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелетах на юг и обратно.

Лебеди живут исключительно парами.


А так перекликаются лебеди, послушайте.

-Понравились вам сообщения

-Готовы ли вы слушать сказку?

«О братьях наших меньших».



Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.




Русская народная сказка «Белые пёрышки».

Предположения детей.











Элементы научно – познавательного рассказа. Рассказы детей.



Первичное восприятие текста.

(слушание)










Беседа – выявление первичного восприятия




Моделирование обложки.


















Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Послушайте произведение и скажите, верны ли ваши предположения. Текст читает учитель










-Верны ли ваши предположения?


Понравилось ли вам произведение?

Какое чувство вызвало у вас прослушанное произведение?


-А теперь выполним самостоятельную работу. У вас на столах лежат листочки. Сейчас вы должны будете смоделировать обложку. Для этого вспомните, что я вам прочитала. Подумайте, о ком это произведение. Как оно называется? Есть ли у него автор?






-


Кто хочет объяснить свой выбор?



Докажите, что это сказка.

При помощи учебника дополните модель обложки.

Слушание в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.

Проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия: почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?


Рассуждения детей.














Коричневый круг, потому что это сказка о животных.

Синий круг, так как это сказка о волшебстве.

Круг закрашен коричневым и синим цветами, так как это сказка о приключениях птиц.

Животные общаются друг с другом, используя речь человека.

Дети дополняют модель обложки.

Регулятивные - прогнозирование;

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные - моделирование, коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации


Работа с текстом произведения

(вопросы и задания в учебнике ч.2 стр.36)


















Физкультминутка


Связь с результатами выявления первичного восприятия. Организация поискового чтения, диалога с автором через текст.


Какая беда произошла с глухарём?


К кому он обратился за помощью?


Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?


Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде?


Каким был глухарь?


Как лебеди решили облегчить полёт глухаря?


Чем закончилось путешествие глухаря?


Что в этой сказке правда?



Что в этой сказке выдумка?






Расскажите, как лебеди отнеслись к просьбе героя?




Отчего глаза и брови глухаря покраснели? Найдите ответ в тексте.


Чем закончилось путешествие глухаря? Найдите ответ в тексте и прочитайте.


Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению.

Прочитайте отрывок, к которому сделана иллюстрация.

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.


Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.



Добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые.


Настойчивый, спокойный, терпеливый.






Стр.34, абзацы 4, 6,7. Весна наступила. Прилетели с юга лебеди. Лето жаркое кончилось, стали лебеди собираться на юг. Описание глухаря.


Зимующие птицы боятся не холодов, а голода, перелёт на верёвочке.





Стр.36 последний абзац….у глухарей глаза и брови красные, а в их крыльях белые пёрышки…и на юг глухари не улетают.


Стр.36, 3 абзац. Отдохнули лебеди…глаза и брови покраснели.



Стр.36 1 абзац. Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл.


Стр.35 абзац 4.летят они над полями… Трудно ему.


Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

Познавательные: смысловое чтение текста; извлечение информации в соответствии с целью чтения, анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;









































































































Познавательные:

Умение осознавать познавательную зада-чу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учеб-ников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, фор-ме.

Работа с текстом произведения (изучающее чтение, работа над выразительностью чтения)












































































Работа с иллю-страцией к русской народной сказке «Белые перышки»





Подумайте, в каком темпе, с какой интонацией нужно прочитать начало сказки?

Сколько абзацев можно прочитать так?


Как развиваются события дальше?


Глухарь обращается к лебедям. Как вы думаете нужно прочитать слова глухаря?



Какая интонация уместна при прочтении слов лебедя? Почему?





Давайте прочитаем диалог глухаря с лебедями, стараясь выдержать нужную интонацию и темп чтения.


В какой момент, почему глухарь обрадовался?


Изменился ли тон лебедя, когда он предложил помощь глухарю?


Прочитайте этот диалог и постарайтесь донести до слушателей радость глухаря.



А как бы вы прочитали слова берёзок, которые машут вслед лебедям ветками?




Как дальше развивались события? Что изменилось в поведении птиц?












Прошёл час, прошёл другой. Лебеди опустились отдохнуть. А что же глухарь?

Найдите нужный отрывок в тексте и прочитайте

Вот сидит глухарь, глаза закрыты от усталости. А что же лебедь?



Как вы думаете, почему лебеди решили оставить глухаря?


А мог бы лебедь дотащить до юга глухаря на верёвочке?



С какой интонацией, как вы думаете, нужно прочитать слова-прощания лебедя?






Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки?


Кто хочет прочитать эти строки и донести до нас, до слушателей, чувства лебедей?





Чем же заканчивается сказка? С какой интонацией, в каком темпе вы хотели прочитать бы этот абзац?






Рассмотрите иллюстрацию к сказке «Белые перышки».

Какой эпизод из сказки изобразил художник? Найдите этот отрывок в тексте.

Представьте себя на месте художника, что бы вы хотели нарисовать к этой сказке?


В рабочей тетради на стр. 23 разгадайте кроссворд «Птицы» и раскрасьте рисунки.


Плавно, со спокойной интонацией можно прочитать шесть абзацев, так как идёт описание зимы, на смену которой приходит весна, лето, осень...)


Лебеди собираются лететь на юг, а глухарь остаётся зимовать.


Взволнованно, с оттенком страха в голосе, так как глухарь очень боится приближающейся зимы.


Лебеди не знают, что такое суровая зима, поэтому их слова можно прочитать неторопливо, рассудительно, с достоинством.



Упражнение в чтении.



Когда лебеди решили взять его с собой.



Нет, он говорит всё так же спокойно и размеренно, ведь полёт лебедей на юг не зависит от глухаря.


Упражнение в чтении.



С грустью, так как они прощаются с друзьями), (упражнения в чтении соответствующего отрывка сказки.



Глухарь очень устал, Он еле-еле машет крыльями, поэтому нужно интонацией постараться передать огромную усталость; Лебедь видит, что глухарь летит с большим трудом и начинает волноваться, значит его слова должны звучать с интонацией переживания, волнения за глухаря).

(упражнения в чтении).


«Совсем устал глухарь. Сидит, глаза закрыл»)


Лебедь предложил глухарю всё-таки не лететь дальше, остаться на месте



Глухарь очень устал, а лететь ещё далеко и он мог просто рухнуть на землю во время полёта


Нет, лететь очень далеко, и птицы без всякого груза очень устают за время перелёта

С грустью, с жалостью, может быть даже с чувством вины: позвали с собой на юг, а теперь оставляют




Он чувствовал себя виноватым, жалел глухаря, хотел его хоть как-то порадовать.


Упражнения детей в чтении.


Спокойная интонация, плавный темп чтения — передача факта действия:

С тех пор глухари на юг больше не улетают), (упражнения в чтении детей).









Самостоятельная работа

Обобщение изученного





























Рефлексия













Домашнее задание

Организация подведения итогов урока учащимися.

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? Почему сказка называется «Белые пёрышки»?

Кто из героев вам понравился? Почему? Что придумал народ, чтобы объяснить такую необычную раскраску глухаря?

Как вы думаете, можно назвать эту сказку поучительной?







Прочитайте пословицы. Подходят ли они к сказке? Обоснуйте свою точку зрения.


Ошибся, что ушибся - вперёд наука.



Жизнь - как небо: то светит солнышко, то тучами заволокёт.












А сейчас, уважаемые ребята, попробуйте оценить свои успехи на уроке.

У вас на столах лепестки 3 цветов:

· красный – получилось отлично,

· жёлтый – не все задания выполнил так, как хотел

· голубой – получилось не так, как хотелось.

Выберите тот лепесток, который отражает ваши успехи на уроке и поместите его на доску вокруг сердцевинок так, чтобы получился цветок.



1. Выполнить задание в тетради на стр. 16

2. По желанию: подготовить пересказ сказки или выразительное чтение.

3. Прочитать сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница»

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос и пр.






Да, можно. Эта сказка учит тому, что всегда нужно правильно рассчитывать свои силы, учит состраданию, сопереживанию, желание помочь, поддержать. Надо жить с верой в лучшую жизнь.

Глухарь понял, что перелёт на большие расстояние ему не по силам, он не рассчитал свои силы, поэтому плакал, но с тех пор, он больше не пытался летать на юг, то есть «вперёд наука».

Эта пословица подходит очень хорошо к сказке, потому что жизнь любого существа состоит из хорошего и плохого, надо уметь преодолевать препятствия. Когда тепло и светит солнышко, глухарь радуется жизни, а когда холодно и голодно, ему надо потерпеть, ведь зима кончится и опять будет тепло.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.























Оценка – осознание качества и уровня освоения и овладения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль

(Регулятивные УУД)

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

(Личностные УУД)









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тимашкова Валентина Владимировна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214855


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства