Автор: учитель начальных классов Сарафанова Лариса Михайловна
муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Катав – Ивановска
Конспект урока.
Предмет: «Окружающий мир», программа «Перспектива»
Класс: 2 (1 - 4)
Тема: «Птичьи секреты»
Задачи: продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами; дать понятие о перелетных и зимующих птицах; познакомить с народным календарем; продолжить прививать любовь к родной природе.
Планируемые результаты: понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, научиться различать перелетных и зимующих птиц.
Оборудование. У учителя – карта полушарий; конверты с «секретами», изображение Умного Совенка.
У учащихся – цветные карандаши, карточки – подсказки Умного Совенка.
Дидактическое обеспечение:
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» авторы А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Москва, «Просвещение», 2009 год.
Атлас – определитель.
Электронный учебник «Человек. Природа. Общество».
Презентация: «Как летят птицы» автор учитель начальных классов Сарафанова Лариса Михайловна.
Методы: изучение материала организуется как комбинированная работа с пошаговой подачей информации (метод из арсенала программированного обучения: читается «порция» информации, закрепляется, затем новая
« порция» и т.д.)
Учебные ситуации.
А) «Думаем вместе»
(Учащиеся работают в парах по одной и той же проблеме, Они вместе выдвигают и обсуждают идеи, формируют ответы, делятся полученными знаниями с одноклассниками.)
Б) «Проводим мини – исследования».
В) «Наблюдаем, описываем, сравниваем, обсуждаем»
Ход урока.
Организационная часть.
Сообщение темы и целей урока.
Учитель: «Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к нашим пернатым друзьям. Посмотрите на разнообразие птичьего царства и послушайте их трели».
Дети смотрят демонстрацию «Птицы» из раздела «Природа» электронного учебника «Человек. Природа. Общество».
Учитель: «Хорошо в птичьем царстве. Но сегодня на уроке мы будем не только любоваться пташками, и наслаждаться их пением. Мы попытаемся узнать много нового из их жизни.
Тема нашего урока так и называется «Птичьи секреты».
Изучение и закрепление нового материала.
1 шаг.
Учитель читает первые два предложения текста на стр. 94 учебника.
Каждую осень многие птицы улетают из наших краев, а весной возвращаются. Таких птиц называют .... (хором) перелетными.
(на доске появляется карточка)
- Познакомьтесь с перелетными птицами на стр. 94 учебника.
Дети рассматривают изображения перелетных птиц и выполняют задание №1 в рабочей тетради на стр.56
Задание: найти изображения перелетных птиц, пользуясь учебником и атласом – определителем, вписать в кружочки номера их названий.
2 шаг.
Учитель открывает первый конверт с «секретом» и читает его.
Люди долго не могли раскрыть великий птичий секрет. Куда птицы улетают каждую осень? (Ответы детей)
Как ученые узнали о том, где зимуют птицы? (Предположения детей)
- Давайте обратимся к подсказке Умного Совенка.
Учебная ситуация: «Думаем вместе»
Работа в парах.
На партах – карточка-подсказка. Дети читают рассказ Умного Совенка и делятся своими впечатлениями.
Учитель добавляет, что часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку, в Индию, Иран, и показывает по карте полушарий пути перелетов птиц с Южного Урала.
3 шаг.
Учитель читает второй абзац текста на стр. 94 учебника и вместе с детьми делает вывод: зимой исчезают насекомые, реки и озера покрываются льдом, земля – снегом, поэтому птицы улетают в теплые края, где есть корм.
Но вот второй птичий секрет.
(Учитель открывает следующий конверт с «секретом» и читает его)
Многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет их корм. Например, ласточки и стрижи улетают в августе, когда повсюду еще много насекомых. Птицы заранее узнают о приближении трудного, голодного времени. Как же они это делают? (Предположения детей)
Давайте обратимся за советом к Умному Совенку.
Работа в парах.
Дети читают рассказ Умного Совенка и делятся своими впечатлениями.
2 секрет.
О времени отлета птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, не по количеству насекомых, а по длине светового дня. Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит сигналом к отлету. Работают так называемые биологические часы.
4 шаг.
Учитель предлагает детям посмотреть презентацию « Как летят птицы» и знакомит их с народным календарем.
(приложение)
5 шаг.
Учитель читает последний абзац текста на стр. 95 учебника.
Как вы знаете. Не все птицы улетают на зиму в теплые края. Те, которые проводят зиму у нас, называются ……….(хором) зимующими.
(на доске появляется карточка)
Дети рассматривают изображения зимующих птиц и выполняют вторую часть задания №1 в рабочей тетради на стр.56
Задание: найти изображения зимующих птиц, пользуясь учебником и атласом – определителем, вписать в кружочки номера их названий.
Учитель открывает третий конверт с «секретом» и читает его.
Почему эти птицы не покидают родные края?
(Предположения детей)
Давайте вновь обратимся за советом к Умному Совенку.
Работа в парах.
Дети читают рассказ Умного Совенка и делятся своими впечатлениями. 3секрет.
Эти птицы не улетают потому, что в суровое зимнее время года могут найти себе корм.
Некоторые птицы (например, сойка, поползень) осенью прячут в укромные места жёлуди, орехи, разные семена. А потом зимой находят свои запасы и съедают их.
Другие питаются тем, что смогут найти: ягодами рябины, калины; оцепеневшими насекомыми, спрятавшимися в коре деревьев.
Итог.
Домашнее задание (по выбору):
Задание № 3 стр.57в рабочей тетради. Понаблюдай за птицами нашего города. С помощью атласа – определителя узнай их названия. Обрати внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой «характер»? По результатам наблюдений напиши рассказ. Сделай рисунок или наклей фотографию.
Найдите загадки о перелетных и зимующих птицах. Подумайте, какие признаки птиц использует народ, составляя загадки о них.