kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира для учащихся 2 класса (УМК "Перспектива")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка и презентация разработаны к уроку окружающего мира для учащихся 2 класса с использованием учебника А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой (УМК "Перспектива"). Данный материал познакомит учащихся с "секретами" перелетных и зимующих птиц, народным календарем.

Изучение материала организуется как комбинированная работа с пошаговой подачей информации. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир Птичьи секреты 2 класс»

Автор: учитель начальных классов Сарафанова Лариса Михайловна

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 г. Катав – Ивановска



Конспект урока.

Предмет: «Окружающий мир», программа «Перспектива»

Класс: 2 (1 - 4)

Тема: «Птичьи секреты»

Задачи: продолжить начатое в 1 классе знакомство с птицами; дать понятие о перелетных и зимующих птицах; познакомить с народным календарем; продолжить прививать любовь к родной природе.

Планируемые результаты: понять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, научиться различать перелетных и зимующих птиц.

Оборудование. У учителя – карта полушарий; конверты с «секретами», изображение Умного Совенка.

У учащихся – цветные карандаши, карточки – подсказки Умного Совенка.

Дидактическое обеспечение:

  • учебник «Окружающий мир» авторы А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Москва, «Просвещение», 2009 год.

  • Рабочая тетрадь «Окружающий мир» авторы А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Москва, «Просвещение», 2009 год.

  • Атлас – определитель.

  • Электронный учебник «Человек. Природа. Общество».

  • Презентация: «Как летят птицы» автор учитель начальных классов Сарафанова Лариса Михайловна.

Методы: изучение материала организуется как комбинированная работа с пошаговой подачей информации (метод из арсенала программированного обучения: читается «порция» информации, закрепляется, затем новая

« порция» и т.д.)

Учебные ситуации.

А) «Думаем вместе»

(Учащиеся работают в парах по одной и той же проблеме, Они вместе выдвигают и обсуждают идеи, формируют ответы, делятся полученными знаниями с одноклассниками.)

Б) «Проводим мини – исследования».

В) «Наблюдаем, описываем, сравниваем, обсуждаем»










Ход урока.

Организационная часть.

Сообщение темы и целей урока.

Учитель: «Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к нашим пернатым друзьям. Посмотрите на разнообразие птичьего царства и послушайте их трели».

Дети смотрят демонстрацию «Птицы» из раздела «Природа» электронного учебника «Человек. Природа. Общество».

Учитель: «Хорошо в птичьем царстве. Но сегодня на уроке мы будем не только любоваться пташками, и наслаждаться их пением. Мы попытаемся узнать много нового из их жизни.

Тема нашего урока так и называется «Птичьи секреты».

Изучение и закрепление нового материала.


1 шаг.

Учитель читает первые два предложения текста на стр. 94 учебника.

Каждую осень многие птицы улетают из наших краев, а весной возвращаются. Таких птиц называют .... (хором) перелетными.

(на доске появляется карточка)

- Познакомьтесь с перелетными птицами на стр. 94 учебника.

Дети рассматривают изображения перелетных птиц и выполняют задание №1 в рабочей тетради на стр.56

Задание: найти изображения перелетных птиц, пользуясь учебником и атласом – определителем, вписать в кружочки номера их названий.

2 шаг.

Учитель открывает первый конверт с «секретом» и читает его.

Люди долго не могли раскрыть великий птичий секрет. Куда птицы улетают каждую осень? (Ответы детей)

Как ученые узнали о том, где зимуют птицы? (Предположения детей)

- Давайте обратимся к подсказке Умного Совенка.

Учебная ситуация: «Думаем вместе»

Работа в парах.

На партах – карточка-подсказка. Дети читают рассказ Умного Совенка и делятся своими впечатлениями.



Учитель добавляет, что часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку, в Индию, Иран, и показывает по карте полушарий пути перелетов птиц с Южного Урала.

3 шаг.

Учитель читает второй абзац текста на стр. 94 учебника и вместе с детьми делает вывод: зимой исчезают насекомые, реки и озера покрываются льдом, земля – снегом, поэтому птицы улетают в теплые края, где есть корм.

Но вот второй птичий секрет.

(Учитель открывает следующий конверт с «секретом» и читает его)

Многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет их корм. Например, ласточки и стрижи улетают в августе, когда повсюду еще много насекомых. Птицы заранее узнают о приближении трудного, голодного времени. Как же они это делают? (Предположения детей)


Давайте обратимся за советом к Умному Совенку.

Работа в парах.

Дети читают рассказ Умного Совенка и делятся своими впечатлениями.


2 секрет.

О времени отлета птицы судят не по погоде, которая может измениться за один день, не по количеству насекомых, а по длине светового дня. Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит сигналом к отлету. Работают так называемые биологические часы.









4 шаг.

Учитель предлагает детям посмотреть презентацию « Как летят птицы» и знакомит их с народным календарем.

(приложение)

5 шаг.

Учитель читает последний абзац текста на стр. 95 учебника.

Как вы знаете. Не все птицы улетают на зиму в теплые края. Те, которые проводят зиму у нас, называются ……….(хором) зимующими.

(на доске появляется карточка)

Дети рассматривают изображения зимующих птиц и выполняют вторую часть задания №1 в рабочей тетради на стр.56

Задание: найти изображения зимующих птиц, пользуясь учебником и атласом – определителем, вписать в кружочки номера их названий.

Учитель открывает третий конверт с «секретом» и читает его.

Почему эти птицы не покидают родные края?

(Предположения детей)

Давайте вновь обратимся за советом к Умному Совенку.


Работа в парах.

Дети читают рассказ Умного Совенка и делятся своими впечатлениями.

3секрет.

Эти птицы не улетают потому, что в суровое зимнее время года могут найти себе корм.

Некоторые птицы (например, сойка, поползень) осенью прячут в укромные места жёлуди, орехи, разные семена. А потом зимой находят свои запасы и съедают их.

Другие питаются тем, что смогут найти: ягодами рябины, калины; оцепеневшими насекомыми, спрятавшимися в коре деревьев.












Итог.

Домашнее задание (по выбору):

  • Учебная ситуация: «Наблюдаем, описываем, сравниваем, обсуждаем»

Задание № 3 стр.57в рабочей тетради. Понаблюдай за птицами нашего города. С помощью атласа – определителя узнай их названия. Обрати внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой «характер»? По результатам наблюдений напиши рассказ. Сделай рисунок или наклей фотографию.

  • Учебная ситуация: «Проводим мини – исследования».

Найдите загадки о перелетных и зимующих птицах. Подумайте, какие признаки птиц использует народ, составляя загадки о них.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация Как летят птицы»

Странички народного календаря 28сентября – Никита-гусепролёт. «Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут».

Странички народного календаря

28сентября – Никита-гусепролёт.

«Гуси летят – зимушку на хвосте тащат, снег несут».

Странички народного календаря

Странички народного календаря

  • 1 октября – Арина – журавлиный лёт.
  • «Если на Арину журавли полетят, то на Покров(14октября) будет мороз, а нет –то зима наступит позже».
Гуси и журавли летят  клином или углом

Гуси и журавли летят клином или углом

Мелкие птицы летят  большими стаями

Мелкие птицы летят большими стаями

Кулики летят шеренгой

Кулики летят шеренгой

Кукушки готовятся к отлёту

Кукушки готовятся к отлёту

  • У кукушек первыми улетают в тёплые края молодые птицы, а через несколько дней – старые.
Стая грачей на отдыхе

Стая грачей на отдыхе

Страничка народного календаря 12 ноября – Синичкин день. К этому дню часто можно увидеть стайки синиц. «Невелика птичка синичка, и та свой праздник помнит».   «Подкорми птиц зимою – послужат тебе весною» - народная мудрость.

Страничка народного календаря

  • 12 ноября – Синичкин день. К этому дню часто можно увидеть стайки синиц.
  • «Невелика птичка синичка, и та свой праздник помнит».

«Подкорми птиц зимою –

послужат тебе весною» -

народная мудрость.

Сведения об авторе:  Сарафанова Лариса Михайловна  Сарафанова Лариса Михайловна  Сарафанова Лариса Михайловна  Сарафанова Лариса Михайловна  Сарафанова Лариса Михайловна  учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Катав – Ивановска

Сведения об авторе:

Сарафанова

Лариса Михайловна

  • Сарафанова Лариса Михайловна
  • Сарафанова Лариса Михайловна
  • Сарафанова Лариса Михайловна
  • Сарафанова Лариса Михайловна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №1 г. Катав – Ивановска


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Сарафанова Лариса Михайловна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133376


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства