Метапредметный урок по литературному чтению в 4 классе по теме "В.Я. Брюсов "Опять сон"
Метапредметный урок по литературному чтению в 4 классе по теме "В.Я. Брюсов "Опять сон"
Тип урока: урок – мастерская интерпретации текста
Цель:
проанализировать стихотворения разных авторов, объединенные одной темой;
создать условия для формирования у учащихся представления о настроении автора лирического произведения;
развивать воображение учащихся, творческие способности учащихся в процессе создания собственных творческих работ, способность видеть образы и символы в лирическом произведении.
Просмотр содержимого документа
«Метапредметный урок по литературному чтению в 4 классе по теме "В.Я. Брюсов "Опять сон" »
Тема: В. Я. Брюсов «Опять сон»
Номинация: Урок года – 2015
Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Учитель: Е.В. Шнайдер
Тема: В. Я. Брюсов «Опять сон»
Тип урока: урок – мастерская интерпретации текста
Цель:
проанализировать стихотворения разных авторов, объединенные одной темой;
создать условия для формирования у учащихся представления о настроении автора лирического произведения;
развивать воображение учащихся, творческие способности учащихся в процессе создания собственных творческих работ, способность видеть образы и символы в лирическом произведении.
Технология: урок-мастерская, элементы творческого обучения.
УУД, формируемые на данном уроке:
Личностные :
1) умение выказывать своё отношение к прочитанному, услышанному;
2) умение оценивать собственные действия в соответствии с поставленной целью.
Регулятивные:
1) умение высказывать своё предположение на основе работы с лирическим произведением;
2) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные:
1) умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2) умение представлять информацию в виде рисунка;
3) умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) умение находить ответы на поставленные вопросы.
Коммуникативные:
1) умение слушать и понимать других;
2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) умение работать в группе непостоянного состава.
Ход:
1.Орг. момент. Подготовка к восприятию
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь и поприветствуйте гостей нашего урока. Садитесь.
- Мы продолжаем работать с произведениями «Поэтической тетради». Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок – урок-мастерская. Мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир. Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: «Что это за мир? Чем он удивителен?»
(видеофрагмент «Цветные сны»)
- Как называется мир, о котором вы смотрели видеофрагмент?
- Что мы с вами знаем об этом удивительном мире?
Сон – прекрасное состояние. Иногда мы видим эпизоды, связанные с реальностью, а чаще наши сны переплетаются с нашими фантазиями. Только во сне – девочки видят себя принцессами, а мальчишки – принцы или богатыри, сражающиеся с чудовищами. А взрослые часто видят сны из детства. И эти сны – обязательно цветные! Как вы думаете, в какие цвета раскрашены эти сны, почему? (Ответы детей)
Детство – это беспечная, светлая и счастливая пора в жизни каждого человека. С детством связано самое удивительное, радостное и потрясающее... Детство - это время, когда сбываются мечты, когда небо голубое - голубое, когда деревья большие, когда сахар приторно сладкий, когда ждешь Деда Мороза, который исполнит все твои желания. Детство – чудесная страна, детство – это страна маленьких открытий. В детство мечтает попасть каждый из нас.
- Как вы думаете о чем сегодня будут стихотворения в поэтической тетради? (о снах из детства)
Сформулируйте собственную цель урока, начиная свои предложения со слов (учитель фиксирует на доске):
Я хочу познакомиться …
Мне интересно …
Я хочу узнать …
2. Работа над новым материалом
2.1. Индуктор
- Чтение учителем стихотворения В.Я. Брюсова «Опять сон» (аудиозапись)
Какие картины вы представили, когда слышали это стихотворение?
Что за сон приснился автору?
Какие образы-видения приснились автору?
Как вы понимаете слова – дебри, утёс, (искры) сея.
Первичная социализация
- Перечитайте стихотворение самостоятельно (…)
- Обратили ли вы внимание, что в 4 и 5 строфах, все предложения вопросительные. Как вы думаете, почему?
- Какие чувства испытывал рассказчик? Какие слова помогают это понять? (ответы об-ся)
- Меняется ли настроение рассказчика на протяжении стихотворения? Какие слова на это указывают?
- А теперь обратите внимание на иллюстрации к этому стихотворению. Какие цвета в большей степени присутствуют на них? Как вы думаете, почему?
2.3. Социализация
Чтобы у вас не осталось ощущение мрачности о цветных снах из детства, послушайте стихотворение Эдуарда Асадова «Мои сны»
Я проснулся утром и сказал: "Видел я сейчас забавный сон, Будто был я нынче приглашен Дятлом на какой-то птичий бал.
Хором песни пели петухи, Лес кивал зеленою листвой. А пингвин, малюсенький такой, Вдруг прочел Есенина стихи".
- Что общего между этими стихотворениями?
- Какие образы-видения приснились рассказчику?
- Каково настроение автора?
- Какими красками вы бы нарисовали иллюстрацию к этому произведению? Какие слова вам помогли в выборе цвета?
Вывод: Сны из детства у всех разные, иногда мрачные и темные, а иногда красочные и яркие.
Творческое задание
Сейчас у вас будет работа в группах. На ваших столах есть все необходимое для выполнения этого творческого задания.
3.1. Разрыв (работа в группах) Внимательно прочитайте стихотворение Константина Бальмонта «Долины сна», обсудите в группе образы-видения автора, каково настроение рассказчика, какого цвета его сон из детства. Создайте иллюстрацию к этому стихотворению.
Пойду в долины сна, Там вкось растут цветы, Там падает луна С бездонной высоты.
Вкось падает она - И все не упадет. В глухих долинах сна Густой дурман цветет.
И странная струна Играет без смычков, Мой ум - в долинах сна, Средь волн без берегов.
3.2. Отчет групп – демонстрация иллюстраций. 1 об-ся читает выразительно стихотворение. Ответы групп на вопросы зрителей (Каково настроение автора? Какие слова вам помогли в выборе цвета? и др.)
4. Рефлексия, оценивание, подведение итогов урока
- Вспомните собственную цель, которую вы ставили в начале урока. Смогли ли вы ее достигнуть?
Я хочу познакомиться …
Мне интересно …
Я хочу узнать …
- Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке; У кого и какие трудности возникли на уроке, смогли ли вы с ними справиться; Кому было сегодня трудно на уроке?