Цель: формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
• учить писать заметку-размышление;
• показать отличие понятий ЖЕЛАНИЕ и МЕЧТА;
• учить отличать главное от второстепенного;
развивать наблюдательность в повседневной жизни;
воспитывать нравственные и патриотические чувства, целеустремленность.
Оборудование:
слайды на интерактивной доске;
плакат «Наши мечты»;
звездочки, вырезанные из цветной бумаги;
•
листы рабочей тетради для учащихся;
фрагмент из мультфильма «Цветик - семицветик»;
толковый словарь Ожегова.
Музыкальный ряд:
песня из мультфильма «Шелковая кисточка»;
классическая музыка Клайдермана;
песни «Крылатые качели», «Прекрасное далеко».
Ход занятия
I. Вводная часть.
Слайд 1.
Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка - земля!
Здравствуй, Родина моя!
Хоровая речевая разминка. Слайд 2.
- Ребята, тема нашего занятия скрыта в первом куплете прекрасной песни. Тема обозначена словом, которое начинается на великую букву М. В русской азбуке эта буква называлась - Мыслете.
(Звучит песня из мультфильма «Волшебная кисточка». Дети называют слово МЕЧТА».)
II. Изучение темы
1. Беседа: «Мечта и желание».
Правильно, тема нашего занятия - мечта. Мы будем учиться писать заметку.
Слайд 3.( Тема.)
-Дорогие, гости! Сегодня на занятии кружка я предлагаю вам посмотреть, как мы воспитываем целеустремленность и желания у наших детей.
Что такое мечта? (Ответы детей: мечта — это то, что желаешь себе или другим людям.)
-В ваших размышлениях прозвучали два слова - мечта и желание.
-Как вы думаете, по смыслу это одинаковые слова или разные? Верно, разные. А что глубже, более значимо: мечта или желание? Мечта, правильно. А почему?
Например, человек мечтает написать книгу, сделать открытие, изобретение, написать картину. Это принесет пользу и радость многим людям. Поэтому мечта окрыляет человека, зовет его вперед и дает силы.
А что такое желание? Желание возникает чаще всего только для себя. Желаний может быть очень много, они могут быть нужными, а могут быть и вредными. Назовите нужные и вредные желания. (Ответы детей.)
2. Работа со словарем Ожегова.
- Прочитаем в словаре Ожегова (на доске и в рабочей листах) значение слова «мечта» (стр. 36).
слайды 4-9
- Мечтать - это замечательно. Свою мечту мы должны представлять такой, чтоб она была реальной, т.е. она могла сбыться, осуществиться. Не надо строить воздушных замков.
Слайд 8.
- В нашей жизни мы можем по волшебству осуществить свои мечты? (Нет.)
-Поэтому у зайчат несбыточная мечта. Почему?
Слайд 9(зайчата)
- А каким образом сможем осуществить мечту? Правильно, только через труд. Мы сами должны добиться того, чтоб наша мечта осуществилась.
Прочитаем в словаре Ожегова, на доске и в рабочих листах, значение слова «желание» (стр. 36). Слайды 10-14.
- В какой сказке главная героиня - золотая рыбка? Слайд 11.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».) Кто автор? (А.С.Пушкин)
-Какие желания загадывала старуха?
-Принесли ли они пользу старику и старухе?
(Нет, они так и остались ни с чем, им все было мало.)
Слайд 11-15.
-Мы загадываем желания, задувая свечу на торте, ждем подарков от Деда Мороза. Когда еще? Слайд 13 (Лампа)
- В какой сказке герой, потерев лампу, загадывает желания? (Сказка «Волшебная лампа Алладина»)
-То есть мы говорим: « Я желаю». Слайд 15.
3. Вывод.
Слайд 15
- Давайте подведем итог нашей беседе. Прочитайте, что такое мечта и желание. (Чтение детей со слайда 16.)
4. Задание.
- Используя определение слова МЕЧТА, выполните задание в рабочих листах на стр. 36. МЕЧТАТЬ - значит, что делать? Запишите слова-действия. (Мыслить, думать, воображать, представлять, стремиться.) Значит, мечта - это еще и действие.
- Посмотрите, что я на написала на доске. Слайд 16 (Глаголы.)
(Работа учащихся на рабочих листах.)
- Запишите.
5. Чтение заметки. Беседа по содержанию.
Прочитаем заметку Яны Казаковой «Мечтать на пользу людям» (стр. 36) на рабочих листах.
Яна пишет, что мечты должны быть правильными. Давайте разберемся в этом. Разве мечты бывают неправильными? И если бывают, то почему это происходит? (Размышления детей.)
Итак, мы пришли к выводу, что правильные мечты помогают людям.
Подготовить слайд 17
6. Просмотр кадра из мультфильма» Цветик - семицветик».
- С чем можно сравнить мечту? (Ответы детей.)
Многие из вас сравнили мечту со звездой. А с чем можно сравнить желание? (Ответы детей.)
- В каком произведении героиня исполняет свои желания с помощью цветка?(Валентин Катаев
«Цветик - семицветик»)
7. Беседа с учащимися.
- Какие желания исполняли первые 6 лепестков? Приносили они кому-то пользу? А самой Жене? Почему?
- Почему Женя последний лепесток посвятила мальчику Вите?
(Дети: У Вити была мечта - вылечиться, но она была несбыточная. Врачи не могла его вылечить, а Женя исполнила его мечту. Она помогла другому человеку вылечиться, а о себе не думала.)
-Мечту помог осуществить волшебный цветок в сказке. А в нашей жизни, ребята, только наши добрые сердца, добрые вежливые слова и поступки помогут нам осуществить свою и чужую мечту.
- Только своим трудом, упорством мы исполним свою мечту.
И на сердце будет так приятно!
8. Работа в рабочих листах с. 37.
На рабочих листах на стр. 37 в звезде напишите свою мечту, а на лепестках цветка - свои желания.
9. Физминутка.
10. Проба пера. Заметка «Мечта».
- Сейчас мы напишем заметку о своей мечте на звездах - листах. Вы уже знаете, что заметки бывают информационные и художественные. А сегодня вы напишете новый вид заметки. Это будет заметка-размышление на тему «Мечта». В такой заметке не обязательно описывать какое-то происшествие или событие. Здесь главное - ваши размышления. Вы можете написать о том, чем отличается понятия ЖЕЛАНИЕ и МЕЧТА, рассказать о своей мечте, объяснить, почему у вас именно такая мечта.
Вывешиваю плакат «Наши мечты» на доску.
11. Авторский стул. Слайд 18.
(Чтение заметок учащимися.)
III. Итог занятия.
1. Слово учителя. Слайд 19 (Фото класса)
- В заключении, ребята, хочу сказать: «Самое главное для нас - это жить в мире и согласии. Чтоб рядом были с нами друзья и родители. Будьте добрыми, вежливыми, честными и трудолюбивыми, и тогда ваши мечты и желания всегда исполнятся.
2. Коллективная» работа.
(Учитель раздает детям вырезанные из цветной бумаги звездочки.)
- Посмотрите на плакат «Наши мечты». В центре его изображен цветок. У вас на столах лежат маленькие звезды. Напишите на звездочке свою мечту. Свои звезды приклейте вокруг цветка. (Творческая работа детей.)
-Спасибо, ребята. Занятие окончено.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мечта. Заметки - размышления »
Открытое занятие факультативного курса
«Юный журналист»
2 класс «Б» КГУ «СОШ № 30» г. Семей
Учитель: Служаева Светлана Мингалиевна
Тема: Мечта. Заметка - размышление.
Цель: формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
• учить писать заметку-размышление;
• показать отличие понятий ЖЕЛАНИЕ и МЕЧТА;
• учить отличать главное от второстепенного;
развивать наблюдательность в повседневной жизни;
воспитывать нравственные и патриотические чувства,
целеустремленность.
Оборудование:
слайды на интерактивной доске;
плакат «Наши мечты»;
звездочки, вырезанные из цветной бумаги;
звёзды-листы для сочинения;
листы рабочей тетради для учащихся;
фрагмент из мультфильма «Цветик - семицветик»;
толковый словарь Ожегова.
Музыкальный ряд:
песня из мультфильма «Шелковая кисточка»;
классическая музыка Клайдермана;
песни «Крылатые качели», «Прекрасное далеко».
Ход занятия
I. Вводная часть.
Слайд 1.
Приветствие.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка - земля!
Здравствуй, Родина моя!
Хоровая речевая разминка. Слайд 2.
- Ребята, тема нашего занятия скрыта в первом куплете прекрасной песни. Тема обозначена словом, которое начинается на великую букву М. В русской азбуке эта буква называлась - Мыслете.
(Звучит песня из мультфильма «Волшебная кисточка». Дети называют слово МЕЧТА».)
Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря!
II. Изучение темы
1. Беседа: «Мечта и желание».
Правильно, тема нашего занятия - мечта. Мы будем учиться писать заметку.
Слайд 3.( Тема.)
-Дорогие, гости! Сегодня на занятии кружка я предлагаю вам посмотреть, как мы воспитываем целеустремленность и желания у наших детей.
Что такое мечта? (Ответы детей: мечта — это то, что желаешь себе или другим людям.)
-В ваших размышлениях прозвучали два слова - мечта и желание.
-Как вы думаете, по смыслу это одинаковые слова или разные? Верно, разные. А что глубже, более значимо: мечта или желание? Мечта, правильно. А почему?
(Если дети затрудняются ответить, можно привести пример.)
Например: «Я хочу мороженое» и «Я хочу, чтобы мир был добрым». Какую из этих двух фраз можно назвать мечтой? Верно, вторую. Почему вы так решили? (Размышления детей.)
Например, человек мечтает написать книгу, сделать открытие, изобретение, написать картину. Это принесет пользу и радость многим людям. Поэтому мечта окрыляет человека, зовет его вперед и дает силы.
А что такое желание? Желание возникает чаще всего только для себя. Желаний может быть очень много, они могут быть нужными, а могут быть и вредными. Назовите нужные и вредные желания. (Ответы детей.)
2. Работа со словарем Ожегова.
-Прочитаем в словаре Ожегова (на доске и в рабочей листах) значение слова «мечта» (стр. 36).
слайды 4-9
- Мечтать - это замечательно. Свою мечту мы должны представлять такой, чтоб она была реальной, т.е. она могла сбыться, осуществиться. Не надо строить воздушных замков.
Слайд 8.
- В нашей жизни мы можем по волшебству осуществить свои мечты? (Нет.)
-Поэтому у зайчат несбыточная мечта. Почему?
Слайд 9(зайчата)
- А каким образом сможем осуществить мечту? Правильно, только через труд. Мы сами должны добиться того, чтоб наша мечта осуществилась.
-Прочитаем в словаре Ожегова, на доске и в рабочих листах, значение слова «желание» (стр. 36). Слайды 10-14.
- В какой сказке главная героиня - золотая рыбка?Слайд 11.
(«Сказка о рыбаке и рыбке».) Кто автор? (А.С.Пушкин)
-Какие желания загадывала старуха?
-Принесли ли они пользу старику и старухе?
(Нет, они так и остались ни с чем, им все было мало.)
Слайд 11-15.
-Мы загадываем желания, задувая свечу на торте, ждем подарков от Деда Мороза. Когда еще? Слайд 13 (Лампа)
- В какой сказке герой, потерев лампу, загадывает желания? (Сказка «Волшебная лампа Алладина»)
-То есть мы говорим: « Я желаю». Слайд 15.
3. Вывод.
Слайд 15
- Давайте подведем итог нашей беседе. Прочитайте, что такое мечта и желание. (Чтение детей со слайда 16.)
4. Задание.
- Используя определение слова МЕЧТА, выполните задание в рабочих листах на стр. 36. МЕЧТАТЬ - значит, что делать? Запишите слова-действия. (Мыслить, думать, воображать, представлять, стремиться.) Значит, мечта - это еще и действие.
- Посмотрите, что я на написала на доске. Слайд 16 (Глаголы.)
(Работа учащихся на рабочих листах.)
- Запишите.
5. Чтение заметки. Беседа по содержанию.
Прочитаем заметку Яны Казаковой «Мечтать на пользу людям» (стр. 36) на рабочих листах.
Яна пишет, что мечты должны быть правильными. Давайте разберемся в этом. Разве мечты бывают неправильными? И если бывают, то почему это происходит? (Размышления детей.)
Итак, мы пришли к выводу, что правильные мечты помогают людям.
Подготовить слайд 17
6. Просмотр кадра из мультфильма» Цветик - семицветик».
-С чем можно сравнить мечту? (Ответы детей.)
Многие из вас сравнили мечту со звездой. А с чем можно сравнить желание? (Ответы детей.)
- В каком произведении героиня исполняет свои желания с помощью цветка?(Валентин Катаев «Цветик - семицветик»)
7. Беседа с учащимися.
- Какие желания исполняли первые 6 лепестков? Приносили они кому-то пользу? А самой Жене? Почему?
- Почему Женя последний лепесток посвятила мальчику Вите?
(Дети: У Вити была мечта - вылечиться, но она была несбыточная. Врачи не могла его вылечить, а Женя исполнила его мечту. Она помогла другому человеку вылечиться, а о себе не думала.)
-Мечту помог осуществить волшебный цветок в сказке. А в нашей жизни, ребята, только наши добрые сердца, добрые вежливые слова и поступки помогут нам осуществить свою и чужую мечту.
- Только своим трудом, упорством мы исполним свою мечту.
И на сердце будет так приятно!
8. Работа в рабочих листах с. 37.
На рабочих листах на стр. 37взвезде напишите свою мечту, а на лепестках цветка - свои желания.
9. Физминутка. (Презентацию отдельно включить.)
10. Проба пера. Заметка «Мечта».
-Сейчас мы напишем заметку о своей мечте на звездах - листах. Вы уже знаете, что заметки бывают информационные и художественные. А сегодня вы напишете новый вид заметки. Это будет заметка-размышление на тему «Мечта». В такой заметке не обязательно описывать какое-то происшествие или событие. Здесь главное - ваши размышления. Вы можете написать о том, чем отличается понятия ЖЕЛАНИЕ и МЕЧТА, рассказать о своей мечте, объяснить, почему у вас именно такая мечта.
Включить: Клайдерман. Потом выключаю, когда напишут, и устанавливаю
- В заключении, ребята, хочу сказать: «Самое главное для нас - это жить в мире и согласии. Чтоб рядом были с нами друзья и родители. Будьте добрыми, вежливыми, честными и трудолюбивыми, и тогда ваши мечты и желания всегда исполнятся.
2. Коллективная» работа.
(Учитель раздает детям вырезанные из цветной бумаги звездочки.)
-Посмотрите на плакат «Наши мечты». В центре его изображен цветок. У вас на столах лежат маленькие звезды. Напишите на звездочке свою мечту. Свои звезды приклейте вокруг цветка. (Творческая работа детей.)