- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов в работе.
- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?
Дыхательная гимнастика:
-на задержке дыхания произносятся гласные буквы;
- на выдохе – твёрдые звонкие согласные звуки;
- на выдохе – твёрдые глухие согласные звуки.
2. Актуализация новых знаний.
1). Повторение о гласных буквах. - Посмотрите, ребята, буквы потерялись. Давайте отгадаем, какие буквы убежали. Кто вернет их на место? - Прочитайте пары слов: б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд) - Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные) - Сравните, чем отличаются слова друг от друга?
- Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?
Какие буквы имеют 2 звука ?
- Возможно, кто-то знает, а ещё какая буква обозначает мягкость согласных?
Сегодня у нас праздник новой буквы.
Послушайте сказку.
-Жили-были в стране Азбуковедения буквы, разные: гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Вот как-то раз С пошла в гости к Я. Получился слог (ся), Л к Е – (ле), Д к И – (ди). Какими эти согласные стали? Почему?
- Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна особенная буква.
- С этой буквой никто не дружил, не разговаривал. Буквам не нравилось то, что она не обозначает звука. Она не умела говорить, молчала, и поэтому у неё не было друзей. Жилось ей очень одиноко.
-Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.
Послушаем, что это были за слова.
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой,
Красавца этого не тронь.
Узнал кто это? Это… (Конь)
-Стали буквы составлять слово КОНЬ. Но получается КОН.
- Что-то у нас не получается, - говорили буквы. Звук Н в слове КОНЬ мягкий, а у нас - твёрдый.
- Ребята, помогите буквам, назовите, какие из них нужно поставить, чтобы Н стал мягким? (И,Е,Ё,Я) Стали буквы составлять слово. Но не получалось…КОНИ, КОНЕ, КОНЁ, КОНЯ.
-У нас опять ничего не получается.
-Что же делать? Ребята, подскажите!
-Иди к нам!- позвали буквы особенную букву. Она с радостью согласилась и встала быстро в конец слова.
- Что получилось?
Развеселились буквы, подружились с этой буквой.
3. Целеполагание.
- Вы знаете как она называется?
- На основе наших рассуждений сформулируйте тему урока.
- Ребята, а какая цель будет стоять перед нами на уроке?
- Узнать, как ещё обозначается мягкость согласного звука на письме,
- узнать, какую роль выполняет ь;
- учиться читать слова с ь,
- выполнять звуко-буквенный анализ.
4. Создание проблемной ситуации.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Кто из животных лишний? Почему? (конь, т.к. домашнее животное)
- К какой из данных схем подходит это слово? Докажите.
5.Физкультурная пауза.
6. Первичное закрепление.
- Давайте присмотримся к букве и подумаем, на что она похожа?
- Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки»?
- Между какими фигурами на доске стоит конь? - Чем отличается конь от всех остальных фигур? (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры) - Какое поле в начальном положении занимают кони? (кони занимают 2 поле b1? G1 – белые, b8? G8 - черные, стоят между ладьями и слонами).
- Сколько коней? (коней 4, два – белых, два – черных).
- А в жизни какого цвета бывают кони? (соловый – рыжий, бурый – черно-коричневый, сивый – черный, каурый – светло-рыжий).
8. Чтение по цепочке. Словарная работа.
Бурый – чёрные и коричневые волоски перемешаны равномерно по всему волосяному покрову.
Гнедой – красно-коричневый, с чёрными ногами, гривой и хвостом.
Чалый – корпус, ноги и грива имеют однородный цвет, составленный либо рыжими и белыми волосками, либо чёрными и белыми.
Мышастый – тёмно-серый.
Буланый – серого или песочного цвета, с чёрными ногами, гривой и хвостом.
Чубарый – светло-серый с тёмными пятнами. В зависимости от конфигурации пятен выделяют 5 разновидностей чубарой масти.
Пегий – по основной тёмной окраске туловища – крупные белые пятна.
Вороно-пегий – крупные белые и чёрные пятна неправильной формы.
Саврасый – сложная масса оттенков. Наиболее часто встречается такая комбинация: туловище, как у буланой, нижняя часть туловища, по животу, и ноги – светлее, почти белые, грива и хвост – чёрно-бурые.
Мухортый – серый с «подпалинами».
Сивый – чёрный с проседью.
Каурый – светло-рыжий с жёлтыми подпалинами; хвост и грива беловато-рыжие.
- Из всех фигур самый хитроумный ход – у коня.Ход коня похож на букву Г. 1-2-вертикаль 3-горизонталь, 1 – вертикаль 2-3 –горизонталь. Это было направо. А теперь налево.
- С центрального поля может сделать 8 ходов. (показать магнитами). Конь всегда прыгает с белого на черное, а с черного – на белое. (дети по очереди выходят на доску и показывают).
9. Физкультминутка.
10. Командная игра на большом шахматном поле.
- Давайте сначала вспомним правила шахматной игры:
Работать надо одной рукой.
Не разговаривать.
Взял одну фигуру, сделай ход с этой фигурой.
Когда взятие берем сначала фигуру противника.
Если будет подсказка, то партию начинаем заново.
Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером.
Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
Команда девочек встаньте к чёрным фигурам. Будете играть сообща. Сначала между собой выберите наилучший ход и потом только делаете ход.
Думаем за 2 хода вперёд.
- Сначала скажите мне, какая фигура лишняя? (конь)
- Почему? (ферзь, ладья - сильные фигуры).
- Да, поэтому они какие? (тяжёлые, а конь – лёгкая фигура).
- Давайте вспомним, как они ходят? (ферзь и ладья – линейные фигуры, ходят прямо по вертикали и по горизонтали).
- Да, конь – не линейная фигура. Даже ферзь, который умеет делать ходы всех фигур, не может сделать ход коня.
- В отличие от других фигур конь может перескакивать через другие фигуры, свои и неприятельские, при этом неприятельские фигуры остаются. Ведь бьёт конь только на конечном поле буквы г. ( показываю).
- Сила коня равняется по силе трём пешкам.
12. Рефлексия. Игра «День и ночь»
- Когда наступит ночь, вы закроете глазки – спите, а когда день, то просыпаетесь и будете искать, какая фигура не на своём месте.
- Как называется правильное положение фигур на шахматной доске? (начальная позиция)
- Назовите ошибки:
Ферзь/король: ферзь любит свой цвет.
(Правый угол должен быть белым).
Конь не туда смотрит. (кони должны смотреть на фигуры противника, а на диаграмме мордочки коней повернуты налево).
- Что такое диаграмма? (изображение шахмат)
13. Итог урока.
- Мы нанесли удар конём.
- Узнали силу коня.
- Познакомились с хитрой буквой, которая не имеет звука. - Узнали, какую работу выполняет мягкий знак.