kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Сила коня.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок обучения грамоте с элементами шахмат. Данный материал можно использовать в 1 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Сила коня.»




Интегрированный урок обучения грамоте с элементами шахмат в 1 классе



Тема: Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Сила коня.

Цель: знакомство с новой буквой и шахматной фигурой в рамках интегрированного урока.

Задачи:

Личностные:

Прививать интерес и любовь к шахматной игре.

Развивать фонематический слух и речь, логическое мышление, память, внимание, воображение, умение концентрировать и переключать внимание.

Познавательные:

Формировать умения использовать мягкий знак для обозначения мягкости согласных в конце слова.

Закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова.

Познакомить с новыми словами, местом коня в начальном положении, ходом коня.

Учить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматных позиций.

Регулятивные:

Учить ставить цели, находить пути их достижения, делать выводы.

Коммуникативные:

Учить культурному общению, приёмам сотрудничества в различных видах деятельности.


Оборудование: шахматные доски, шахматные фигуры, лента букв, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.


Ход урока.

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успехов в работе.

- Что необходимо нам для успешной работы на уроке?

Дыхательная гимнастика:

-на задержке дыхания произносятся гласные буквы;

- на выдохе – твёрдые звонкие согласные звуки;

- на выдохе – твёрдые глухие согласные звуки.

2. Актуализация новых знаний.

1). Повторение о гласных буквах.
- Посмотрите, ребята, буквы потерялись. Давайте отгадаем, какие буквы убежали. Кто вернет их на место?
- Прочитайте пары слов:
б…л – б…л (бал, бил) р…д – р…д (рад, ряд)
- Какие буквы потерялись? А что это за буквы? (гласные)
- Сравните, чем отличаются слова друг от друга?

- Какие буквы на письме обозначают твёрдость согласного звука, а какие мягкость согласных звуков?

  • Какие буквы имеют 2 звука ?

- Возможно, кто-то знает, а ещё какая буква обозначает мягкость согласных?


Сегодня у нас праздник новой буквы.

Послушайте сказку.



-Жили-были в стране Азбуковедения буквы, разные: гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я. Получился слог (ся), Л к Е – (ле), Д к И – (ди). Какими эти согласные стали? Почему?

- Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна особенная буква.

- С этой буквой никто не дружил, не разговаривал. Буквам не нравилось то, что она не обозначает звука. Она не умела говорить, молчала, и поэтому у неё не было друзей. Жилось ей очень одиноко.

-Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.

Послушаем, что это были за слова.

Узнать его легко: он с гривой,

С осанкой важной, горделивой,

Красавца этого не тронь.

Узнал кто это? Это… (Конь)

-Стали буквы составлять слово  КОНЬ. Но получается КОН.

- Что-то у нас не получается, - говорили буквы. Звук Н в слове КОНЬ мягкий, а у нас - твёрдый.

- Ребята, помогите буквам, назовите, какие из них нужно поставить, чтобы Н стал мягким? (И,Е,Ё,Я) Стали буквы составлять слово. Но не получалось…КОНИ, КОНЕ, КОНЁ, КОНЯ.

-У нас опять ничего не получается.

-Что же делать? Ребята, подскажите!

-Иди к нам!- позвали буквы особенную букву. Она с радостью согласилась и встала быстро в конец слова.

- Что получилось?

Развеселились буквы, подружились с этой буквой.



3. Целеполагание.

- Вы знаете как она называется?

- На основе наших рассуждений сформулируйте тему урока.

- Ребята, а какая цель будет стоять перед нами на уроке?

- Узнать, как ещё обозначается мягкость согласного звука на письме,

- узнать, какую роль выполняет ь;

- учиться читать слова с ь,

- выполнять звуко-буквенный анализ.

4. Создание проблемной ситуации.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.


- Кто из животных лишний? Почему? (конь, т.к. домашнее животное)


- К какой из данных схем подходит это слово? Докажите.


5.Физкультурная пауза.

6. Первичное закрепление.

- Давайте присмотримся к букве и подумаем, на что она похожа?

- Кто произнесет звук этой буквы?


Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает, может только показать

Как согласный прочитать

Мягкий голос,
Мягкий шаг.
Это буква … (мягкий знак) - (демонстрация буквы)


7. Введение в новую тему.

- Ребята, скажите, о чём идёт речь?

На доске есть у меня две лошадки – два ….(коня)

- Покажите эту шахматную фигуру.

- Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки»?

- Между какими фигурами на доске стоит конь?
- Чем отличается конь от всех остальных фигур?   (ходит буквой «г», перескакивает через свои и чужие фигуры)
- Какое поле в начальном положении занимают кони? (кони занимают 2 поле b1? G1 – белые, b8? G8 - черные, стоят между ладьями и слонами).

- Сколько коней? (коней 4, два – белых, два – черных).

- А в жизни какого цвета бывают кони? (соловый – рыжий, бурый – черно-коричневый, сивый – черный, каурый – светло-рыжий).

8. Чтение по цепочке. Словарная работа.

 Бурый – чёрные и коричневые волоски перемешаны равномерно по всему волосяному покрову.

 Гнедой – красно-коричневый, с чёрными ногами, гривой и хвостом.

 Чалый – корпус, ноги и грива имеют однородный цвет, составленный либо рыжими и белыми волосками, либо чёрными и белыми.

 Мышастый – тёмно-серый.

 Буланый – серого или песочного цвета, с чёрными ногами, гривой и хвостом.

 Чубарый – светло-серый с тёмными пятнами. В зависимости от конфигурации пятен выделяют 5 разновидностей чубарой масти.

 Пегий – по основной тёмной окраске туловища – крупные белые пятна.

 Вороно-пегий – крупные белые и чёрные пятна неправильной формы.

 Саврасый – сложная масса оттенков. Наиболее часто встречается такая комбинация: туловище, как у буланой, нижняя часть туловища, по животу, и ноги – светлее, почти белые, грива и хвост – чёрно-бурые.

 Мухортый – серый с «подпалинами».

 Сивый – чёрный с проседью.

 Каурый – светло-рыжий с жёлтыми подпалинами; хвост и грива беловато-рыжие.

- Из всех фигур самый хитроумный ход – у коня. Ход коня похож на букву Г. 1-2-вертикаль 3-горизонталь, 1 – вертикаль 2-3 –горизонталь. Это было направо. А теперь налево.

- С центрального поля может сделать 8 ходов. (показать магнитами). Конь всегда прыгает с белого на черное, а с черного – на белое. (дети по очереди выходят на доску и показывают).

9. Физкультминутка.

10. Командная игра на большом шахматном поле.

- Давайте сначала вспомним правила шахматной игры:

  1. Работать надо одной рукой.

  2. Не разговаривать.

  3. Взял одну фигуру, сделай ход с этой фигурой.

  4. Когда взятие берем сначала фигуру противника.

  5. Если будет подсказка, то партию начинаем заново.

  6. Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером.

  7. Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.

Команда девочек встаньте к чёрным фигурам. Будете играть сообща. Сначала между собой выберите наилучший ход и потом только делаете ход.

Думаем за 2 хода вперёд.

- Сначала скажите мне, какая фигура лишняя? (конь)

- Почему? (ферзь, ладья - сильные фигуры).

- Да, поэтому они какие? (тяжёлые, а конь – лёгкая фигура).

- Давайте вспомним, как они ходят? (ферзь и ладья – линейные фигуры, ходят прямо по вертикали и по горизонтали).

- Да, конь – не линейная фигура. Даже ферзь, который умеет делать ходы всех фигур, не может сделать ход коня.

- В отличие от других фигур конь может перескакивать через другие фигуры, свои и неприятельские, при этом неприятельские фигуры остаются. Ведь бьёт конь только на конечном поле буквы г. ( показываю).

- Сила коня равняется по силе трём пешкам.

12. Рефлексия. Игра «День и ночь»

- Когда наступит ночь, вы закроете глазки – спите, а когда день, то просыпаетесь и будете искать, какая фигура не на своём месте.

- Как называется правильное положение фигур на шахматной доске? (начальная позиция)

- Назовите ошибки:


Ферзь/король: ферзь любит свой цвет.

(Правый угол должен быть белым).

Конь не туда смотрит. (кони должны смотреть на фигуры противника, а на диаграмме мордочки коней повернуты налево).

- Что такое диаграмма? (изображение шахмат)

13. Итог урока.

- Мы нанесли удар конём.

- Узнали силу коня.

- Познакомились с хитрой буквой, которая не имеет звука.
- Узнали, какую работу выполняет мягкий знак.

- Научились читать слова с новой буквой.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Сила коня.

Автор: Бунчеева Анна Михайловна

Дата: 17.06.2019

Номер свидетельства: 514979


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства