Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Вертушка"»
Тема урока: Поделка своими руками из бумаги «Вертушка»
Педагог дополнительного образования «СЮТ» г.Каменск-Шахтинский: Иванченкова М. Ю.
Вид: техническое моделирование, выполнение объемной поделки из бумаги; работа с бумагой.
Цель: научить делать объемные поделки из бумаги с подвижным и неподвижным соединением деталей
Оборудование: наглядный материал:готовая поделка из бумаги для демонстрации; отрывок из книги А.П. Гайдара «Голубая чашка», шило, бумага, клей, гвоздик, ножницы, ластика, бумага — белая и цветная,подкладка под шило, карандаш.
Оформление доски: тема; выкройка поделки.
Ход занятия
I. Вступительная беседа.
Тема нашего занятия в отгадке
Солнце, я бегу по парку,
Мне и весело, и жарко,
Ветер закрутил игрушку,
Самодельную игрушку.
Как вы думаете, что собой представляет, эта игрушка? (ответы детей)
Демонстрация готовой поделки.
— Послушайте отрывок из книги писателя Аркадия Гайдара «Голубая чашка». В ней рассказывается про то, как мама, папа и их маленькая дочка жили летом на даче. И там папа и его дочка, которую звали Светлана, сделали из бумаги необыкновенный предмет — вертушку. А потом они полезли на крышу дачи эту вертушку прикреплять. Послушайте, о чем они тогда подумали.
Читается отрывок из рассказа А.П. Гайдара.
… Вот сидим мы верхом на крыше. И видно нам сверху, как в соседнем саду, у крыльца, дымит трубой самовар... Посмеялись мы и думаем: вот подует ветер, закружится, зажужжит наша быстрая вертушка. Ото всех дворов сбегутся к нашему дому ребятишки. Будет и у нас тогда своя компания.
— Как вы думаете, по этому отрывку можно угадать, какое настроение было в тот момент у папы и Светланы? (Радостное, мечтательное, ожидание встречи с новыми друзьями.)
— А почему у них было такое хорошее настроение, кто им в этом помог? (Вертушка, которую они смастерили)
— Правда, замечательная вещь — эта вертушка. Она поднимает настроение, и у всех, кто на нее смотрит, становится просто весело на душе.
II. Сообщение цели урока.
Рассмотрим готовую поделку.
— Из какого материала она сделана?
— Верно, из бумаги. А чтобы вертушка закружилась, ей нужно движение ветра. Сейчас и мы с вами попробуем смастерить такую поделку, которая приводится в действие движением воздуха.
- Вертушка - поделка особая. Она называется — объемная, потому что при ее изготовлении листы бумаги не приглаживаются, а плавно загибаются и скрепляются в середине. При этом сама поделка действительно приобретает объем.
-На этом уроке наша цель - научиться делать объемную поделку из бумаги, а именно, вертушку.
Познакомимся с составными деталями будущего изделия.
-Из каких частей состоит вертушка?
- Верно, вертушка состоит из двух основных деталей — собственно вертушки и ручки, на которой она держится.
- Из чего сделаны эти основные детали? (Из бумаги.)
— Чем соединены они между собой? (Металлическим гвоздиком.)
— Да, гвоздик пронзает насквозь саму вертушки и палочку, к которой она прикреплена. На самом острие гвоздика надет кусочек школьной резинки — ластика, чтобы гвоздик не выпал и поделка не рассыпалась. Этот кусочек резинки играет роль закрепителя.
III. Физкультминутка
Девочки и мальчики, хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики, прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут, топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Мелкие прыжки — раз, два, три.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
IV. Проведение практической работы
— Все изготовление поделки можно разбить на несколько этапов. Первый из них — работа с бумагой, из которой выполняются ее основные части. Для вертушки понадобятся два квадрата бумаги. Первый — для изготовления палочки-ручки, на которую прикрепляется вертушка, второй — для самой вертушки. Палочку можно сделать из плотной белой бумаги. А саму вертушку лучше сделать из цветной,
( можно использовать, оберточную) тогда игрушка получится более нарядной.
Учитель показывает изготовление первой детали – палочки-ручки.
- Сначала выполним палочку-ручку. Для этой детали лист бумаги любого цвета, может быть не только квадратным, но и прямоугольным. Лист бумаги приложите одним краем к карандашу и туго намотайте на карандаш, смажьте конец листа бумаги клеем и плотно прижмите — прикрутите. После этого карандаш из середины будущей ручки можно вынуть.
Ученики самостоятельно выполняют палочку - ручку под руководством учителя.
Изготовление второй детали – вертушки . Работа идет параллельно, педагог показывает, дети повторяют.
- Пусть пока эта деталь сохнет, а мы займемся изготовлением вертушки. Теперь нам понадобится только квадратный лист бумаги. Что это за фигура такая — квадрат? (Четырехугольник с равными сторонами и углами.)
— Верно. Вот как сказано о квадрате в одном стихотворении:
Угадай - кто он такой?
Каждый угол в нем - прямой,
Все четыре стороны - одинаковой длины,
Вам его представить рад. Как зовут его?
- Сейчас, вы будете, использовать в работе ножницы. Что нужно помнить при работе с ними. Ученики повторяют технику безопасности при работе с ножницами.
1.Работай ножницами только на своем рабочем месте.
2. Следи за движением лезвий во время работы.
3. Ножницы клади кольцами к себе.
4. Подавай ножницы кольцами вперед.
5. Не оставляй ножницы открытыми.
6. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
7. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
8. Используй ножницы по назначении.
Разметить и вырезать квадрат 10Х10.
- Чтобы доказать, что ваш листок бумаги - квадратный, согните его дважды по двум диагоналям и подровняйте выступающие края. Так вы получите нужную форму для поделки. (учитель показывает, ученики повторяют)
- После этого квадрат бумаги надо разрезать ножницами в нужных местах. Обратите внимание — от складывания квадрата по его диагоналям образовались следы от складывания, которые проходят от противоположных углов. Вот и надрезы ножницами следует выполнить от каждого из углов к центру по этим диагоналям, немного не доходя до середины. (учитель показывает, ученики повторяют)
- Теперь мы приступаем к важной части работы. Каждый уголок квадрата надо поочередно загнуть (без заглаживания, - но плавно) к центру и прикрепить капелькой клея. (учитель показывает, ученики повторяют)
V. Физкультминутка
Текст Движения
Солнце, я бегу по парку Легкий бег на носках.
Мне и весело, и жарко. Машут ладонями на себя.
Ветер закрутил вертушку Активно дуют сложенными в трубочку губами.
Самодельную игрушку. Делают круговые движения руками от плеч.
Сборки поделки из нескольких деталей.
- Вы уже прикрепили концы бумажного квадрата клеем к его центру. Рассмотрим другие способы соединения между собой деталей из разных материалов. Заготовку вертушки с загнутыми уголками следует прикрепить к палочке гвоздиком. Для того чтобы гвоздик вошел в плотную бумажную палочку, в ней надо проделать дырочку специальным инструментом, который называется шило.
VI. Знакомство с новым инструментом. Введение правил техники безопасности при работе с шилом.
— Сегодня мы познакомимся с новым рабочим инструментом, который называется шилом.
Посмотрите, как выглядит шило. У него деревянная или пластмассовая ручка и металлический стержень. Этот инструмент предназначается для проделывания отверстий в различных материалах - в пачке бумаги, в картоне, в коже, в дереве. Иногда для того чтобы такое отверстие было легче проделать, шило даже нагревают. Например, чтобы проколоть какой-то пластмассовый предмет. Если прокалывать обычную пластмассу, она может треснуть, а нагретое шило проходит плавно, и дырочка получается аккуратная.
— Кто знает, в каких профессиях может использоваться шило? (В работе сапожных мастеров, которые пришивают подошвы; в работе мастеров; которые чинят старые книги, прокалывая шилом толстые пачки бумаги)
— Для того чтобы правильно проколоть шилом нужное нам отверстие и при этом не пораниться, надо запомнить несколько правил.
Сначала отметьте место будущего отверстия, сделав на вашей бумажной палочке точку карандашом.
Бумажную палочку, в которой мы будем прокалывать дырочки, предварительно положите на толстую подкладку - картон, (А также можно положить на фанерку или сложенный в несколько раз лоскут плотной ткани).
Теперь посмотрите, как надо работать шилом. Но сначала запомните правила техники безопасности.
• Шило надо брать в руку так, чтобы его ручка упиралась в середину ладони, а ваш указательный палец лежал вдоль его металлического стержня.
• Не подносите палец близко к острому концу шила.
• Нажимать на шило надо плавно, не делая резких движений, а словно вкручивая его в деталь.
• Не следует проталкивать шило в отверстие целиком — лишь его острый конец.
— Поставьте конец шила в нужном месте — там, где вы наметили проделать дырочку на ручке вертушки. Сначала нужно это место обозначить несильным нажимом или, как говорят специалисты, наживить будущую дырочку. Иными словами, сделать на нужном месте сначала неглубокое отверстие, просто вмятину. Наживили?
Снимите шило и посмотрите, на правильном ли месте окажется ваше будущее отверстие.
Если место выбрано правильно, то теперь сделайте отверстие насквозь. Снова установите шило на нужном месте — теперь оно уже будет стоять в отверстии более прочно. Нажимайте на ручку шила и осторожно вращайте эту ручку вправо и влево. Не следует давить на ручку слишком сильно, иначе отверстие может оказаться больше, чем нужно. Шило должно входить в отверстие только своим острым концом. Вовсе не следует стараться, чтобы оно все вошло до конца.
Конец шила проколол палочку насквозь? Значит, вы уже сделали нужное отверстие. Достаньте шило, отложите палочку пока в сторону. Займемся основной деталью вертушки - той, что с загнутыми концами.
В центре вертушки, там, где соединены все ее четыре конца, надо проколоть такое же отверстие шилом. (педагог показывает, дети повторяют)
VII. Продолжение практической работы
Осталось совместить дырочку, которая сделана в вертушке, с отверстием в ее ручке. Возьмите в руки гвоздик. Помните: гвоздик надо брать за шляпку, а не за острие, чтобы не уколоться. Обратите внимание на то, что длина гвоздика должна быть такой, чтобы он мог проткнуть толщину первой детали, пройти насквозь через деталь-палочку и выйти своим острым концом с ее противоположной стороны. Совсем маленький гвоздик, так называемый сапожный, для этой цели не подойдет.
Итак, теперь надо с помощью гвоздика собрать всю конструкцию поделки. Сначала гвоздик проденьте острым концом в центр вертушки. Осторожнее, при этом важно не смять объемные лопасти вертушки, а то она не будет выглядеть так, как надо. Затем насквозь проткните его сквозь палочку через отверстие, уже проделанное заранее шилом.
Чтобы гвоздик не выпал, с противоположной стороны его конец надо закрепить кусочком отрезанным от ластика и надетой на острие (еще можно использовать кусочки пластилина, пробки).
VIII. Демонстрация готовой поделки
- Игрушка готова. Единственное, что теперь понадобится, чтобы привести ее в действие, - порыв ветра. Впрочем, роль ветра может без особого труда исполнить и каждый из нас. Для этого надо либо просто подуть на игрушку, либо побежать с ней. Встречный поток воздуха приведет ее лопасти в движение, и она закрутится.
- А можно придумать что-нибудь еще более интересное. Попробуйте дома попросить кого-то из ваших домашних — взрослых — подобрать для вашей вертушки несколько деревянных палочек. Тогда можно сделать вертушку многоярусную. Короткие палочки следует прикрепить лесенкой на одну длинную, основную, а на концы каждой короткой перекладины прикрепить по вертушке. Вот будет замечательное зрелище, когда подует ветер, и они все завертятся!
А еще все вертушки можно сделать разноцветными. Если подобную игрушку выставить на балконе, то все, кто ее увидят, хором скажут: «Вот здорово!»
IX. Итог урока.
- С какими новыми орудиями труда и материалами вы сегодня познакомились? (Новое орудие труда шило, новые материалы — гвоздь, кусочек резины или ластика.)
— Чем отличается эта поделка из бумаги от предыдущей – аппликации, которую делали на предыдущем уроке? (Тем, что вертушка — поделка объемная.)
Проверка выполнения задания.
Выставление оценок.
Выставки поделок.
Уборка рабочего места.
— Надо убрать все мелкие обрезки бумаги, смахнув их в ведро для мусора. Клей и ножницы уберите в портфели. Особое внимание обратите на шило — спрячьте его так, чтобы не забыть про него, дома сразу достаньте его из сумки и уберите на место.
Сохранение поделки. А свою вертушку каждый может нести прямо за ручку, пусть на улице на нее дует ветерок, и вы сами убедитесь, какую полезную и приятную поделку вы создали.