Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеурочного занятия «Образ матери в творчестве А. Ф. Шитикова»»
Методическая разработка внеурочного занятия
Бессонова Людмила Павловна
Михайловский филиал МБОУ «Щекинская СОШ»
Рыльский район Курская область
Тема внеурочного занятия: «Образ матери в творчестве А. Ф. Шитикова»
Форма внеурочного занятия: творческая мастерская.
Класс: 4.
Цели: учащиесяпознакомятся с биографией А. Ф. Шитикова; познакомятся со стихотворениями, посвященными маме; будут учиться анализировать стихотворные тексты, осуществлять поиск информации для выполнения учебной задачи; продолжат работу по осуществлению взаимодействия в группе; научатся изготавливать сердечко из бумаги способом оригами.
Оборудование: хрестоматия для чтения в начальной школе «Соловушка», – Курск, 2016; компьютер; проектор; портрет А. Ф. Шитикова; аудиозапись Ф. Шуберт «Аве Мария», мелодия из фильма «Профессионал»; листы красной бумаги А4.
Ход занятия.
Подготовительный этап.
– Добрый день, ребята! Я рада новой встрече с вами. Давайте пожелаем друг другу успехов на уроке.
Работа над притчей.
– Я хочу вам сейчас предложить прослушать притчу «Мой ангел».
– Если вы её правильно поймёте, вставите пропущенное слово, то сможете ответить на вопрос:
– Кем был ангел?
Звучит музыка Ф. Шуберта «Аве Мария» (чтение на фоне музыки)
Мой ангел
За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: – Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен буду делать?
Бог ответил: – Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит. Ребенок спросил: – Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык? Бог ответил: – Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед. Ребенок спросил: – Как и когда я должен вернуться к тебе? Бог ответил: –Твой ангел скажет тебе всё. Ребенок спросил: – А как зовут моего ангела? Бог ответил: – Неважно как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его: …
«Мама».
– Назовите пропущенное слово и дайте ответ на вопрос.
– Молодцы! А может ли мама быть ангелом?
– Почему вы так думаете?
Основной этап.
– Ребята, прочитайте предложение на доске: «Сиянье звезд – отца и мамы»
– Как вы понимаете значение этих слов?
– Предположите, кому они могут принадлежать?
– Эти слова принадлежат перу замечательного курского поэта Алексея Федосеевича Шитикова. (На доске портрет писателя)
– «Сиянье звезд – отца и мамы» – название его автобиографического стихотворения. Эти слова станут эпиграфом нашего занятия.
– А хотели бы вы узнать, о чем думает писатель, вспоминая о своей маме?
– Чем он хочет с нами поделиться?
– Ребята, сформулируйте тему урока.
– Посмотрите на слайд, прочитайте тему урока. (Образ матери в творчестве А. Шитикова)
Работа в группах
– Ребята, сейчас поработаем в группах.
Задание первой группе:знакомство с биографией А. Ф. Шитикова.
– Вам необходимо восстановить текст о жизни поэта и представить его. Помощь найдете в справочном разделе хрестоматии «Соловушка»
1) Алексей Федосеевич после школы работал плотником, кочегаром, слесарем. После окончания пединститута учительствовал в Сибири. Когда вернулся в Курск, работал в молодежной газете репортером. Там же пристрастился к стихам.
2) Печататься произведения Шитикова стали с конца 50-х годов 20-го века. В 2019 году поэту исполнится 80 лет.
3) А вот на «человеческую и творческую судьбу» поэта большое влияние оказали мать – Дарья Лазаревна, старшие брат-фронтовик и сестра. Тяжело было солдатской вдове растить детей. Но несмотря на все трудности каждый из них получил высшее образование.
4) Алексей Федосеевич родился 15 ноября 1939 года в селе Становое Поныровского района Курской области. Алёша был «младшеньким» в семье.
5) Отец его погиб в 1944 году, защищая Латвию. Алексей смутно помнил его, знал о нём по рассказам близких, но духовными качествами старался во всём походить на него.
Задание второй группе:составление кластера «Мама»
– Продолжите фразу, которую вы видите на слайде: моя мама самая… Представьте свою работу. (Дети записывают определения на пустых карточках, составляя кластер)
красивая
активная
трудолюбивая
весёлая
умная
моя мама самая
ответственная
терпеливая
серьёзная
талантливая
милая
Знакомство со стихотворением «Жаворонок».
Чтение учителем.
– Давайте прочитаем первое стихотворение А. Шитикова «Жаворонок» (первичное чтение учителем)
– Какое настроение от услышанного? Почему?
– О каком событии вспоминает поэт?
– Какой автору вспоминается мама?
– Сколько эмоциональных частей можно выделить в тексте?
– Какими чувствами наполнена первая часть? Вторая?
– Как нужно читать это стихотворение?
– Выразите свои чувства, эмоции при самостоятельном чтении.
Чтение стихотворения учащимися.
Знакомство со стихотворением «Память».
– Ребята, прежде чем мы познакомимся со вторым произведением, давайте объясним значения некоторых слов.
Словарная работа
Рядно – грубая ткань, мешковина.
Попона-дерюжка – покрывало из толстой льняной пряжи.
Стан – ткацкий стан – устройство для изготовления льняных, конопляных тканей в домашних условиях.
Челнок – деталь ткацкого станка; постоянно перемещается туда и обратно по основе (вручную или автоматически), создавая ткань.
Бёрда – принадлежность ткацкого стана, род гребня, для прибоя утока.
Чтение учителем стихотворения.
– Какова тема стихотворения?
– Чем занималась мама долгими зимними вечерами?
– О чем она предупреждала сына? Найдите и зачитайте.
– Как мама заботилась о своем сыне? Прочитайте.
– Найдите и прочитайте колыбельную, которую пела мама.
– С каким чувством автор вспоминает о маме? Докажите словами из текста.
– В каких словах выражена главная мысль?
– Подготовьте выразительное чтение.
Повторное чтение учащимися.
Творческая мастерская
– Молодцы, ребята! Захотелось ли вам дотронуться до мамы, заглянуть в её глаза?
– Материнская любовь делает сердце человека чистым и большим. Свое огромное сердце мама дарит всем родным и близким людям. Я предлагаю вам сделать сердечко и подарить маме как символ любви и благодарности. (Звучит мелодия из фильма «Профессионал»)
1.
Основа для этого сердечка оригами – обычный квадрат бумаги. Квадрат складываем пополам – по вертикали. Разворачиваем.
2.
Теперь складываем по горизонтали. Получаем полоску (квадрат, сложенный пополам) у которой посередине видна линия предыдущего сгиба.
3.
Теперь мы поднимаем правый угол этой полоски – не доходя полсантиметра до линии центра (сгиба).
4.
То же самое делаем с левым углом.
5.
Переворачиваем поделку – так чтобы она лежала верхушкой треугольника вверх.
6.
Теперь поднимаем края опущенных створок вверх – вровень с боковыми сторонами треугольника.
7.
Снова опускаем только что поднятые края створок. Мы их поднимали только для того, чтобы получить линии сгибов.
8.
Теперь мы оба угла треугольника (левый и правый) загибаем острым краем к началу этой линии сгиба (которую мы только что получили).
9.
Получаем верхние треугольные ушки.
10.
Теперь нужно поднять уголки – торчащие ниже под ушками.
11.
Загнуть эти уголки вверх. А потом спрятать под верхние ушки.
12.
Остались последние штрихи. Мы видим, что поделка напоминает пятиугольник с острыми углами по сторонам. Нам нужно сгладить эти острые углы, и поэтому мы их заминаем слегка пальцами.
13.
Теперь переворачиваем нашу поделку-сердце лицевой стороной вверх.
14.
Внизу у острого кончика сердца у есть отверстие. В него надо подуть – чтобы наше сердце распрямилось. Сердечко готово.
– Вы сделали сердечки, которые подарите дома мамам. Поблагодарите маму за заботу и ласку.
3. Рефлексия
– Ребята, с произведениями какогопоэта мы познакомились?
– О чем же думает поэт, вспоминая о своей маме?
– Чем он хочет с нами поделиться?
– Чему научили вас прочитанные стихи?
– Давайте подведем итог работе на уроке, сочинив синквейн на тему «Мама».
Мама.
Забота и ласка.
Милая, приветливая, терпеливая.
Воспитывает, помогает, поучает.
Мамочка – солнышко!
– Ребята, не забывайте чаще говорить маме заветные слова «Мама, я тебя люблю!» и доказывать добрыми поступками эти чувства. Спасибо за работу!