| I. Самоопределение к учебной деятельности а) организационный момент б) речевая разминка в) проверка д/з | Слайд -1 Учитель – Дети, рано утром некто, хорошо вам известный, попросил меня поздравить вас с днём весеннего равноденствия и передать вам кое – что. - Хотите узнать, кто это был? Учитель: - Отгадайте загадку: Переносье с белым кругом, Важно я хожу за плугом Огороду, полю врач Глянцеватый, чёрный …. Дети дополняют: - грач Слайд - 2 Учитель: - Верно, это был грач. Он очень беспокоился, что вы пропустите, не заметите что – то важное и просил передать вам фотографии, но вы сами должны сказать, что он увидел с высоты своего полёта. Учитель: - Как можно назвать то, о чём поведал нам грач? Что это? Учитель: - Верно. Недаром говорят: Слайд -3 Учитель: - Прочтём хором: Увидел грача – весну встречай. Учитель показывает карточки, на которых написано, как надо читать эту фразу: ТИХО – ГРОМКО МЕДЛЕННО – БЫСТРО ГРОМКО – ТИХО УДИВЛЁННО РАДОСТНО Учитель: - Кто готов прочитать наизусть выученные дома стихотворения? Учитель: - Что объединяет эти стихотворения? | Предполагаемые ответы детей: Дети: - Да, хотим. Дети отгадывают загадку дети находят в пространстве класса фотографии и сообщают, что на них запечатлено: Дети: ледолом, ледоход, половодье, таяние снега, проталины, первоцветы, прилёт птиц. Дети: - Это приметы весны. Дети хором читают фразу: «Увидел грача – весну встречай» с учётом показанных карточек Дети читают наизусть стихотворения, выученные к уроку. Дети: -Они о весне. - В них описан приход весны. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действия смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
| II. Актуализация опорных знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. а) АОЗ б) определение темы урока и постановка цели в) фиксирование затруднения в пробном учебном действии (работа в группах) | Работа в группах На столе у каждой группы учащихся карточка №1 На карточке написана фраза: «Снег уже теперь не тот…» Учитель: Грач провожал меня до школы, он шёл, прыгал, иногда перелетал немного вперёд и повторял одну и ту же фразу: (учитель произносит фразу 3 раза , меняя логическое ударение: - Снег уже совсем не тот … - Снег уже совсем не тот … - Снег уже совсем не тот … Я спросила: - «Что это значит?» Он как-то хитро посмотрел на меня и ответил: - «А это Вам ребята объяснят, они всё знают, только Вы у них обязательно спросите». - Дети, вы согласны рассказать нам по секрету, что значит эта фраза? - Дать вам время подумать? Учитель: -работаем с карточкой №1. -прочитайте фразу, обсудите её, как вы понимаете это суждение? Ответы можно писать на карточке. (Для детей, которые затрудняются при выполнении задания, учитель предлагает ответить на вопросы: - что происходит со снегом весной? - Какой он по состоянию, по цвету?) Учитель: - Дети, определите тему урока, поставьте цели. Учитель обобщает и уточняет ответы детей: Учитель: - верно, мы познакомимся со стихотворением С.Я. Маршака «Снег уже теперь не тот…» (Открывает на доске портрет С. Я. Маршака) Научимся описывать приход весны- создадим картину весенней природы. Учитель: -Чем пользуется художник при написании картины? Учитель: - Музыкант? Учитель: - какой инструмент будем использовать мы? Учитель: - определим задачи: Учитель: - Что мы умеем? (по мере ответов детей на доске появляются карточки с надписями) Учитель: - Чему научимся? | Что мы умеем? -анализировать -составлять предложения -строить текст -выразительно читать | Чему научимся? - словами создавать картину весенней природы; - применять в речи средства художест- венной выразительности | Карточка №2 (на столах) На карточке написаны приметы весны – каждой группе разные приметы, если дети хотят, могут использовать свою примету. 1гр. - таяние снега, появление проталин 2гр.- ледолом, ледоход, половодье 3гр. - первоцветы, набухание почек 4гр. - прилёт птиц. Учитель: Дети, возьмите карточку №2; - прочитайте приметы (примету) весны; - составьте предложение (можно несколько предложений) по примете весны; - запишите его (их) на карточке. Учитель: - прочитайте предложения. (От каждой группы выходит ученик. Дети читают предложения друг за другом, получается текст.) Учитель: - удалось ли создать картину весенней природы? | Дети работают в группах: - берут карточку №1, читают задание, рассуждают, предлагают варианты ответов, выбирают на их взгляд точные, записывают их на карточке. - слушание ответов по группам. Предполагаемые ответы детей: - снег был белый, лёгкий, пушистый, мягкий, а стал рыхлый, зернистый, тяжёлый, появились проталины. - пришла весна, снег стал таять Предполагаемые ответы детей: - тема-весна - мы познакомимся ещё с одним стихотворением о весне Цель – описать приход весны, рисовать словесную картину весенней природы. Дети: - красками Дети: - нотами Дети: - слово Дети: - учиться подбирать слова, строить (конструировать) предложения, - использовать средства художественной выразительности, - составлять текст. Дети: -анализировать -составлять предложения -строить текст -выразительно читать Дети: -словами создавать картину весенней природы; - применять в речи средства художест- венной выразительности Дети: - работают в группах: выбирают примету, обсуждают содержание, выясняют её смысл, подбирают слова, составляют предложение, записывают его или запоминают. Дети: Выходят и читают предложения. Дети: предполагаемые ответы: текст составили, а полной картины не получилось | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование |
| III. Выявление причин затруднения | Учитель: -давайте сравним нашу картину с картиной МАСТЕРА Чтение учителем (можно прослушать аудиозапись) стихотворения С. Я. Маршака «Снег уже теперь не тот…» -Понравилось ли вам стихотворение? -Чем? 1) Вспомним средства художественной выразительности: (Дети работают со словарём) слайд -6 Даны определения из словаря С. Ожегова. - метафора - олицетворение - сравнение Учитель 2) Найдем средства художественной выразительности в стихотворении Работа с учебником стр. 115 Анализ стихотворения Учитель: - Какими словами МАСТЕР описал таяние снега? (уже не тот, потемнел слайд -7) - Как он сообщил о ледоломе? (треснул, будто раскололи – метафора и сравнение) слайд -8 - Как передал чистоту воздуха, прозрачность? (Небо стало выше слайд – 9) - Какими словами передана радость оживания природы? (зачирикал веселей) - Каким словом он назвал тропинки? (Стёжки –просторечье) -С чем сравнил серёжки на вербах? слайд - 10 ( с серебром –сравнение) - Какую метафору он применил к ним? (светятся – метафора) Учитель: - подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения - прочитайте выразительно. Учитель: Получилась ли картина природы у МАСТЕРА? Почему? | Дети: - слушают стихотворение, - отвечают на вопросы - Работают со словарём С. Ожегова - анализируют - находят средства художественной выразительности - готовят текст стихотворения для выразительного чтения - читают выразительно стихотворение - делают вывод | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |