Методическая разработка урока путешествия по теме: "У адыгов обычай такой!"
Методическая разработка урока путешествия по теме: "У адыгов обычай такой!"
Задача: помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
Цели: • познакомить учащихся с историей адыгов, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества; • воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями; • развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока путешествия по теме: "У адыгов обычай такой!"»
Урок-путешествие «У адыгов обычай такой»
Задача: помочь учащимся понять, что без дружбы между народами и без добрых дел не построишь крепкий мир.
Цели: • познакомить учащихся с историей адыгов, с произведениями адыгейских писателей и устного народного творчества; • воспитывать и прививать у учащихся любовь к малой родине, умение гордиться своими обычаями, традициями; • развивать такие нравственные качества учащихся, как уважения к старшим, доброта, трудолюбие, честность, дружба, любовь к ближнему, терпение, смелость, мужество, умение видеть прекрасное рядом с собой;
ХОД УРОКА:
Звучит песня Исхака Машбаша «Адыги»
Вступительное слово учителя.
Фи махуэ ф1ыуэ! Добрый день, ребята! Сегодня наш урок пройдет в классе как обычно и все таки наши классные стены раздвинутся и мы совершим путешествие в замечательную страну, которая существует уже много-много веков и славится своими традициями, обычаями, песнями, гостеприимством. Страна эта – Кабардино-Балкария! Граничит с Карачаево-Черкесией на западе, Ставропольским краем на севере, с Республикой Северная Осетия-Аланияна востоке и юго-востоке и с Грузией на юге.
Рассказ об адыгах.
1 ученик. Адыги – это маленький народ большой Земли. Адыги – это большой народ своей страны. Адыги – это народ, который вошел в истории мира, как самый свободолюбивый, гордый, отважный народ. 2 ученик. Адыги издревле проживают в самом красивом уголке России, на Северном Кавказе. Вот какую легенду сложил адыгейский народ.
Два мальчика.(Один в национальном костюме)
3 ученик. Когда бог распределял землю между людьми разных национальностей, адыги пришли последними. Бог, успевший к этому времени уже распределить землю, спросил удивленно адыгов: 4 ученик. - Почему вы до сих пор не приходили? 3 ученик. - Мы принимали гостей, а по адыгскому обычаю «Хьэщ1эр псом япэщ» (Гость прежде всего) 4 ученик. - «Если они настолько щедры, что, отложив все свои дела, даже получение земли, ухаживали за гостями, то они достойны самых лучших земель в мире», - подумал Бог. - За ваш прекрасный обычай гостеприимства я щедро отблагодарю вас, отдам те земли вам, которые я себе оставил, - сказал Бог адыгам. – На этой щедрой земле вы никогда не будете испытывать недостатка и всегда с достоинством будете принимать своих гостей. 3 ученик. - Так адыги получили землю. (Вставка «Природа Кавказа»)
Учитель. Действительно, это очень богатый, цветущий уголок земли, где густые леса, , бурные реки, пышная растительность, чистый воздух, величественные кавказские горы со снежными вершинами. Путешественники восторгались этой красотой. И как писал француз Ферран: «Ни от этого ли происходит цветущая красота черкесов и черкешенок». Черкесы очень красивый народ, снискавшие достойную славу среди других народов. Увидев красивую девушку говорили: «Она прекрасна как черкешенка», увидев красивого ловкого юношу «восклицали»: «Он прекрасен как черкес».
Звучит стихотворение К. Бальмонта «ЧЕРКЕШЕНКЕ»
Я тебя сравнить хотел бы с нежной ивою плакучей, Что склоняет ветви к влаге, словно слыша звон созвучий.
Я тебя сравнить хотел бы с юным тополем, который Весь смолистый, в лёгкой зыби, к небесам уводит взоры.
Я тебя сравнить хотел бы, видя эту поступь, дева, С тонкой лилией, что стебель клонит вправо, клонит влево.
Я тебя сравнить хотел бы с той Индусской баядерой, Что сейчас-сейчас запляшет, чувства меря звёздной мерой.
Я тебя сравнить хотел бы… Но игра сравнений тленна. Ибо слишком очевидно: Ты средь женщин несравненна.
И под стать этой красоте адыги создали прекрасные обычаи, обычаи- правила норм поведения. Где младший уважает старших, где старший оберегает младшего. Где доброта, гостеприимство, человечность – главные добродетели.
Исхак Машбаш Адыги 1 ученик. Адыги на земле моей живут, Их издревле черкесами зовут, Смеются солнцу, добрых ждут дождей. Живут адыги на земле людей. 2 ученик. А ты о них не знаешь ничего – Ни песен их гортанных, ни традиций. Когда в ауле человек родится, То дерево сажают в честь него. 3 ученик. И выстрелами миру возвестят, Что человека нового растят. Адыги на земле моей живут, Их издревле черкесами зовут.
4 ученик. Как старый кедр, Он мудр и щедр. Как солнце, кругл Он гостю - друг. Есть хлеб и соль – Садись за стол - Он, как родник, Людей роднит.
Звучит песня «У адыгов обычай такой». Слова Киримизе Жанэ, музыка Гошнау Самоговой.
(1 куплет в исполнении учащихся)
Если где – то в кругу молодых Держит речь седовласый адыг, - Ты не вздумай его перебить, Уважай его возраст седой,- У адыгов обычай такой. Да,да,да! Да,да,да! У адыгов обычай такой! (Да, да, да, да,да да Хэбзэ дахэу тэ тиlэр джащ фэд. Адыгэм яхабзэр джаш фэд)
Учитель. На первом месте адыгский народ чтит правила норм поведения.
1 ученик. Будь щедр, как сад, будь добр, как дом, И на добро ответь добром. Но глуп, кто любит всех подряд,- Так в Адыгее говорят.
2 ученик. В беде любому помоги, Не лги врагу, себе не лги, Ложь – не спасенье, а яд, - Так в Адыгее говорят.
3 ученик. С лица смывает грязь вода, С души – не смоет никогда, Не сможет грязи смыть наряд,- Так в Адыгее говорят.
4 ученик. Оставь свой след в чужой судьбе. Пускай же в память о тебе Деревья весело шумят,- Так в Адыгее говорят.
5 ученик. Все на земле имеет вес. Слова свои сначала взвесь, Тогда они и прозвучат,- Так в Адыгее говорят.
6 ученик. Отчизну матерью зовем. Что выше есть и что святее! Нигде не забывай свой дом Каких бы не искал путей.
7 ученик. И мать, и Родина – одна – От колыбели нам дана. Они навек в сердцах царят,- Так в Адыгее говорят.
Учитель. Не будет ошибкой сказать, что любое хабзэ (закон) начинается в семье. Адыги очень серьезно относятся к судьбе родившихся детей. Красивые, мужественные люди в начале жизни были маленькими, ничего не знающими о том мире, куда они пришли. И мудрый народ создал замечательный обычай «Гущэхэпхэ» (укладывание- завязывание ребенка в люльку) и второй обычай, определяющий будущую судьбу малыша «Лъэтеувэ» (первый шаг). Как важен он на пути к миру. Именно о нем пишет поэт Киримизе Жанэ. Первые шаги.
Со всего аула Прибежал народ: От стола до стула Девочка идет! Счастливы родители, Горд и счастлив дед: Все соседи видели Как идет Айщет. Путь совсем не малый От стола до стула: Девочка устала, На руках уснула.
Учитель. А вот основа жизни адыгов - это труд. И о нем родилась на адыгской земле сказка. (Три ученика участвуют) . Сценка.
Ведущий. У одного богатого отца был сын – лентяй. О труде он не имел никакого понятия: ел и пил готовое, одевался в одежду, сшитую чужими руками, при том был очень расточителен. Отец отвез его в дальний аул и отдал одному кабардинцу в работники за один золотой в год. Отец. - Салам алейкум! Будь добр, помоги моему горю. Приучи сына к труду. Кабардинец. - Алейкум салам! Оставляй его добрый человек.
Ведущий. Но за год сын-лентяй ничему не научился. Зачем богатым родителя сын-работник? Но договор он выполнил. Через год говорит юноше : Кабардинец. - На тебе золотой, ступай домой, отдай отцу заработанные деньги. Ведущий. Приезжает сын домой, отдает отцу золотой, а сам песню напевает.
Отец. - Посмотрим, какова цена золотого (бросает монету в реку), а сын песню напевает.
Ведущий. На другой год отец отдал сына на работу другому хозяину. И все повторилось, как в первый год.
Отец. - Посмотрим какова цена золотого. (бросает снова монету в реку, а сын все напевает)
Ведущий. - На третий год отец отвез сына в дальний аул, отдал его в работники, но за работу не назначил никакой платы.
Хозяин. - Надо зерно на мельницу свезти, мешки загрузить в арбу, прополоть кукурузу, в горы за дровами съездить, распилить и наколоть, уложить, а вечером отдохнешь.
Ведущий. - Так прошел год. Сын-лентяй привык к работе, на руках натер большие мозоли.
Хозяин. - Вот тебе два золотых. Заслужил ты их честным трудом, отпускаю тебя домой с чистой совестью.
Ведущий. - Пришел сын к отцу и отдал ему два золотых. И как только он сделал движение, чтобы бросить их в реку, как сын бросился к нему и сказал:
Сын. - Не бросай, отец, эти золотые в реку: они достались мне тяжелым трудом!
Учитель. Так из поколения в поколение учат труду в адыгейских семьях. И это стало традицией.
Аскер Гадагатль Да будет так!
…Вырос умным хлопцем сын – На душе светло! На земле хозяин он – Сыну повезло. Пусть прославят дети род Делом своих рук! Пусть трудом умелых рук Радуют народ!
1 ученик. Адыги на земле моей живут, Их издревле черкесами зовут, Смеются солнцу, добрых ждут дождей Живут адыги на земле моей.
2 ученик. …Думы мои Про Отчизну мою, Вы и светлы, И задорны, И строги. С нею расту, Про нее пою, С нею никогда Не собьюсь я с дороги. Учитель. Но маленькая Кабардино-балкария не смогла бы расцвести и дать своему народу силу, мужество и гордость, если бы не Россия. Россия, как щедрая мать собрала под свое крыло малые народы, она бережет их культуру, традиции, обычаи, язык. У каждого на свете есть , наверное, Любимый уголок земли, такой Где листья по-особому на вербе Склонились над задумчивой водой. Где небо выше и просторы шире И так привольно и легко дышать, Где ко всему в прекрасном этом мире По-детски чисто тянется душа.. Наша с вами малая родина – Кабардино-Балкария, чудесный, благодатный край. Край снежных гор и золотых хлебных полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут много национальностей, и все они стремятся сделать нашу республику ещё лучше, богаче и красивее. Стихотворение : Какая разница, ты русский иль татарин……..
Более 450 лет адыги и русские мирно и дружно живут под одним небом. У Агнии Барто есть небольшое стихотворение и, хотя оно имеет конкретного адресата, мальчика Вовку, каждое слово в нем передает суть отношений, которые помогают мирно жить всем народам, независимо от того на каком языке они говорят. Эта мысль заключена в словах «добрая душа», а суть этой души – открытость.
Агния Барто Вовка – добрая душа
Добрым быть совсем-совсем непросто, Не зависит доброта от роста. Не зависит доброта от цвета, Доброта – не пряник, не конфета.
В России всем хватит места, голубого неба, яркого солнца, и это должен понять каждый, так мы сохраним мир и дружбу в нашей большой семье.
Аскер Гадагатль Адыгея моя
Адыгея, Родина моя! Уголок страны привольной нашей. Глянешь -вся в цвету твоя земля, По просторам Родины любимой. (звучит гимн России, Адыгеи)
Учитель. Вот и подошло к концу наше путешествие, на протяжении которого мы каждым словом пытались понять, как сделать нашу жизнь счастливой, насыщенной и богатой добрыми делами. И слова, написанные на плакате подводят нас к решению этой задачи. «Хабзэмыщ1э емык1ухьщ» - Тот, кто не знает законы, позорит не только себя, но и свой народ.
Живет адыгский народ. Растит детей, сады сажает снова. Он в мудрости и щедрости красив, И в этом его правда и основа. «Национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет их. Мы отправляемся к другим народам, чтобы увидеть их индивидуальность, «непохожесть» и в этой «непохожести» увидеть вечную красоту»
Мне бы очень хотелось, чтобы вы, ребята, выразили на листе бумаги те чувства, мысли, которые переполняли вас во время этого путешествия. И это будет домашним заданием. (ваши работы могут быть в виде рисунков, сочинений на тему «Моя малая родина»)
Спасибо вам всем огромное. До новых встреч. Удачи, успехов вам всем!