Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературного чтения по рассказу Н. Сладкого "Еловая каша"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Яшкульская многопрофильная гимназия имени Хаглышевой Е.К.»
Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения
в начальной школе
Подготовила: Наранова В. У.
учитель начальных классов
2017-2018г.
Цель: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке , способствующими формированию универсальных учебных действий.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках литературного чтения в начальной школе; показать практическую значимость использования данных приёмов работ на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация.
Ход занятия
-Сегодня я хочу познакомить вас с произведением Николая Сладкова.
-Можете ли вы по фамилии автора предположить жанр и тематику произведения?
-Что мы сегодня будем с вами читать?
-Рассказ.
-Давайте обратимся к тексту. Прочитайте.
У всех день рождения − радость. А у клестят − беда. -Давайте прочитаем первое утверждение еще раз. - Можем ли мы согласиться с этим? Выскажите свою точку зрения. А как вы думаете, что автору позволяет так утверждать? (собственный опыт). -Давайте прочитаем второе утверждение. Как вы думаете, почему день рождения у клестят может быть бедой? (ответы) -Давайте проверим наши предположения, читая текст далее. Читаем. Ну что за радость вылупиться зимой? Мороз, а ты голышом. Один затылок пухом прикрыт. У всех птиц родители как родители, детей летом выводят, когда тепло и сытно. Одним клестам законы не писаны. Угораздило же высидеть клестят зимой, да ещё двадцать девятого февраля! Что это за день рождения, который бывает один раз за четыре года? Прямо хоть плачь: ни зелени, ни гусеничек; снег, холод... -Давайте найдем в тексте слова, которые подтверждают слова автора о том, что ДР у клестят беда.
-Какое образное выражение использует рассказчик, отмечая особенность клестов выводить птенцов не по правилам?
-Одним клестам законы не писаны.
-Какие эмоции, ощущения, переживания возникли при чтении текста?
-Давайте узнаем, а что же родители? А родители хоть бы что! Вон папа-клёст − сидит себе на ёлке и песни поёт. А у самого пар из клюва, будто трубку курит! -Как ведут себя родители? -Переживают ли они за своих деток? -Они спокойны.
-Скажите, а с чьих слов мы с вами узнали о жизни клестят? (автора или клестов). В тексте есть прямое указание на того, чьи это слова.
Это я так про клестят думаю.
-Как вы считаете, почему автора заинтересовала эта тема? (ответы)
-Продолжим чтение. Прочитайте часть текста, выделенную рамочкой.
Только вижу, что сами клестята живут не тужат! Клестята кашу едят. Хороша каша из еловых семян! Каши наедятся − и спать. Снизу гнездо − как пуховая перинка, сверху мама − как перяное одеяльце. А изнутри каша греет. Ёлка клестят баюкает, ветер им песни мурлычет.
-Какой пищей питаются клесты после рождения?
-Как согреваются птенцы в гнезде?
-Какие эмоции, ощущения, переживания возникли при чтении этого абзаца?
Информация о клестятах в энциклопедии
- Какой будет дана информация о клестятах в энциклопедии?
- В научной форме.
- У нас информация о клестятах в рассказе дана в художественной форме.
-Продолжим читать рассказ и прочитаем ту часть текста, которая идет после рамочки. Немного дней прошло − выросли клестята. Ни горлышки не застудили, ни носы не отморозили. Да толстые такие, что в гнезде тесно. И неугомонные: чуть из гнезда не вываливаются.
-Изменился ли теперь наш взгляд на жизнь клестят, наши ощущения поменялись?
- Да.
-Давайте вернемся в начало текста и еще раз прочитаем второе предложение.
А у клестят − беда.
-Можем ли мы теперь согласиться, что ДР у клестят беда, после всего что мы узнали из текста?
-А автор тоже думает, что у клестят беда? (ответы)
- А почему тогда он начинает свой рассказ с такого утверждения? (вовлечь, заинтересовать).
-Удалось автору достичь этой цели?
-Но это еще не конец рассказа.
Это, наверное, всё от забот маминых и от еловой каши. А ещё от яркого солнышка и морозного ветра. Нет, день рождения − всегда счастливы Пусть даже зима и мороз. Пусть даже двадцать девятого февраля. Всё равно!
-Обратите внимание, как автор расположил предложения в этом абзаце.
-Почему?
-Наверно, он хотел привлечь наше внимание к каждой мысли.
-Скажите, пожалуйста, а вы обратили внимание, что мы читаем рассказ без названия?
-Вы бы как озаглавили его?
-Вот такие разные у нас возникли варианты. А вот автор назвал свой рассказ «Еловая каша».