Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами"»
Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами.
Цели: учить решать уравнения с неизвестным вычитаемым, обозначать фигуры буквами; развивать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого; обозначать фигуры буквами; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Индивидуальная работа
(Несколько учеников получают карточку с заданием.) — Реши цепочку примеров.
8
+ 26
-14
+ 65
-53
-16
Ответ: 16.
(Четыре ученика у доски решают уравнения.)
х—45 = 18 67 + х = 81 х + 9 = 71 х-56 = 8
2. Устный счет
— Назовите три числа, которые в сумме дают число, записанное в скобках.
35, 18, 21, 17, 19 (73). (35 + 21 + 17 = 73.)
44, 10, 12, 36, 40 (92). (44 +12 + 36 = 92.)
35, 27, 28, 26, 30 (88). (35 + 27 + 26 = 88.)
— Вычислите устно и покажите ответы с помощью карточек.
• Из суммы чисел 65 и 14 вычесть 17. (62.)
• Разность чисел 47 и 34 увеличить на 8. (21.)
• На сколько нужно увеличить 43, чтобы получилось 80? (На 37.)
• Я задумала число, прибавила 27 и получила 54. Какое число я задумала? (27.)
• Из какого числа вычли 19 и получили 43? (62.)
• Найдите разность самого большого двузначного числа и самого маленького однозначного числа. (98.)
(Проверка индивидуальной работы у доски.)
— Какие компоненты неизвестны в уравнениях?
— Как найти неизвестное слагаемое?
— Как найти неизвестное уменьшаемое?
III. Самоопределение к деятельности
— Решите задачу.
У Оли было 15 тетрадей. Несколько тетрадей она отдала Коле, и у нее осталось 8 тетрадей. Сколько тетрадей Оля отдала? (На доске схема.)
- Что неизвестно в задаче? (Часть.)
- Как найти часть? (Из целого вычесть другую часть: 15—8 = = 7 (т.).)
- Что в задаче является уменьшаемым? (Олины тетради -15 штук.)
- Что является вычитаемым? (Тетради, которые Оля отдала Коле.)
- Что будет разностью? (Тетради, которые остались у Оли, — 8 штук.)
- Сделайте вывод: как нашли вычитаемое? (Из уменьшаемого вычли разность.)
- Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Решать уравнения на нахождение неизвестного вычитаемого.)
- Проверьте свои предположения. Прочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 9 учебника.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
№ 1 (с. 9).(Устное выполнение.)
- Закончите вывод. (Если из уменьшаемого вычесть разность, получится вычитаемое.)
№2 (с. 9).(Устное выполнение.)
№ 3(с.9).(Коллективное выполнение с подробным объяснением и записью на доске.)
Самостоятельное решение уравнений
Вариант 1Вариант 2
45-х = 37 80-х = 50
74-х=14 58-х=38
(Два ученика записывают решение на откидной доске. Проверка. Самооценка.) Решение:
45-х = 37 74-х=14 80-х = 50 58-х = 38
х = 45-37 х = 74-14 х = 80-50 х=58-38
х = 8 х = 60 х = 30 х = 20
Работа по учебнику
№4 (с. 9).(На доске и в тетрадях составляется таблица, затем учащиеся самостоятельно заполняют ее. Проверка. Учащиеся по цепочке называют ответы. Самооценка.)
к
20
19
40
80
к+19
к -19
№5 (с. 9).(Фронтальная работа с комментированием.)
№6 (с. 9).(Самостоятельное выполнение. Тем, кто испытывает затруднения, учитель дает карточку-помощницу с краткой записью задачи.)
Юра—16 г. ?
Витя-?, на 6 г.
(Проверка. Самооценка.)
V. Физкультминутка
Я на скрипочке играю:
Тили-тили-тили.(Показать, как играют на скрипочке.)
Скачут зайки на лужайке:
Тили-тили-тили.(Прыжки на месте.)
А теперь на барабане:
Бум-бум-бум,(Хлопки в ладоши.)
Трам-трам-трам!(Потопать ногами.)
В страхе зайки разбежались по кустам.(Присесть.)
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте теоретический материал на с. 10.
— Какими буквами обозначаются точки на чертеже?
— Как назвать отрезок?
— Как назвать многоугольник?
№ 1 (с. 10).(Коллективное выполнение.)
№2 (с. 10).
— Прочитайте задачу. (На доске схема.)
- Посмотрите на схему и скажите, что в задаче будет целым, а что — частями. (Целое — все яблоки, части — яблоки, которые упали и остались.)
- Сколько всего было яблок? (12 яблок на одной яблоне и 8 — на другой.)
- Что нужно найти? (Часть.)
- Как найти часть? (Из целого вычесть другую часть.)
- Запишите решение задачи выражением. ((12 + 8) — 16 = = 4(яб.).)
VII. Рефлексия
Работа по учебнику
№ 3 (с. 10).(Самостоятельное выполнение. Проверка. Ответы записаны на доске: а = 11, Ъ = 34, х— 10.)
- Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
- Какой вид уравнений вспомнили сегодня?
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Как назвать геометрическую фигуру буквами?
- Кто может сказать, что решение уравнений у него не вызывает затруднений?
Домашнее задание
Учебник: № 7, занимательные рамки на полях (с. 9).