I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Игра «Паутинка». У учителя в руках клубок ниток. Я передаю ученику и говорю « Доброе утро, Слава! Я очень рада тебя видеть сегодня в хорошем настроении». Слава держит нитку и передаёт клубок дальше со словами: « Привет,….». Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка». -Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе. — Послушайте две притчи и подумайте, о каких человеческих качествах в них идёт речь? Притча о справедливости Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать! — Как поступили хозяева по отношению к Шарику? — Значит, о чём идёт здесь речь? Притча о милосердии Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе. — Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия. — Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями? Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес: — Да, я смогу изменить очень многое … для этой звезды! Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. А надо не ждать, а учиться проявлять милосердие в мелочах. — Зачем мальчик возвращал морские звёзды в море? — Что двигало им? — Почему человек удивился поступку мальчика? — Какое качество проявил мальчик? — Определите тему урока. Сформулируйте цель. | Настраиваются на урок. Оценивают поступки героев. Выделяют понятие «справедливость». Оценивают поступки героев. Выделяют понятие «милосердие». Определяют тему и цели урока. (Мы будем говорить о справедливости и милосердии.) Цель у каждого ученика своя. |
III. Поиск путей решения проблемы. Открытие новых знаний. | — Предлагаю вам поработать в группах. Сигнал готовности покажет тот, кто будет представлять результат совместной работы, найдите ответы на наши вопросы в словарях. 1 группа: Найдите определение в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. 2 группа: Найдите определение в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля. 3 группа: Составит пословицы. — У вас на столах лежат пословицы и поговорки, но их нужно собрать в единое целое. У вас есть первая половина пословиц , а вы подберите вторую половину. 1 часть: Будь милостив На словах милости просит, Где справедливость, Сила дружбы Действовать справедливо 2 часть: в удаче всегда легче, чем в несчастье. а за голенищем нож носит. в справедливости. там и правда. к младшим и слушайся старших. — Объясните своими словами смысл пословиц. 4 группа: Подбирают синонимы. Проверка работы групп. Вывод: -Ребята, что же означают слова справедливость и милосердие? — Что общего в этих словах? Физкультминутка. | Работа в группах с различными источниками информации. Поиск понятий в словарях справедливость и милосердие. (СПРАВЕДЛИВОСТЬ — это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия. Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Толковый словарь Даля В.И.) (МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. «МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».) Составляют пословицы. Объясняют смысл пословиц. Высказывание учащихся. (Справедливость: честность, заслуженность, верность, законность, правильность, правда, достойность, истинность Милосердие: добросердечие, доброта, помощь, бескорыстие, сердечность, участливость, сердоболие) Высказывание детей. |
IV. Решение проблемы. Открытие новых знаний. | — Можно ли заставить человека быть справедливым и милосердным? — Справедливость и милосердие свойственны всем людям? — В вашей школьной жизни, вы тоже часто оказываетесь перед выбором поступка. Встречаем ли мы в школьных ситуациях эти понятия: «справедливость» и «милосердие». — Вспомните, пожалуйста, кто из вас когда-либо проявил милосердие по отношению к другим. Работа с текстом. (с. 34) — Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? — Судя по рисунку, где будут происходить события? — А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как справедливость и милосердие? — Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? — В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по справедливости?) — Какое понятие в этом случае будет уместно? — Почему Рустам не согласился с Антошкой? — В чём запутались ребята? — Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? Работа с текстом «Золотое правило». (с. 35) — Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара? — Давайте прочитаем название текста. — Скажите, какое значение у слова «золотой»? — Что может быть золотым? Организуется комментированное чтение текста. — Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? — Каким единственным словом он обозначил своё учение? — Почему это правило названо золотым? — Кто раскрыл для нас секрет золотого правила? — Как звучит золотое правило? — Почему оно считается золотым? — Как пользоваться золотым правилом нравственности? — А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34? | Высказывание детей. (Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Это важные ценностные качества человеческой души.) С. 34 – чтение по ролям Высказывание детей. Чтение с комментарием. Формулируют основные выводы. |
VI. Выполнение продуктивного задания | — Давайте попробуем применить новое знание на практике. Работать будете самостоятельно, можно обсудить в паре задания в тетради. Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее! Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка.... У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание... Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками... Вы нашли у своего дома маленького котёнка.... Ветром сломало дерево… Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак... Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось... В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев... У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк... Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор... Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем... В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой... У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались... — А зачем мы изучаем эту тему? — Где пригодятся знания? | Задание выполняется в тетради Формулируют основные выводы. |