kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: Справедливость и милосердие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: разработка занятия для 4 класса по теме «Справедливость и милосердие», урок «открытия новых знаний», построен таким образом, чтобы дети были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: Справедливость и милосердие»

Методическая разработка по предмету: Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Климова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ№6», г. Коряжма.

Аннотация: разработка занятия для 4 класса по теме «Справедливость и милосердие», урок «открытия новых знаний», построен таким образом, чтобы дети были активными участниками учебного процесса для достижения поставленных целей и раскрытия темы урока.

Основные термины и понятия: милосердие, счастье, справедливость, дружба,

Тема: Справедливость и милосердие

Цель: ученики получат возможность познакомиться с понятиями «справедливость» и «милосердие».

Задачи: учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков; организовывать работу для самостоятельного пополнения учащимися знаний в области социального поведения и духовно-нравственных ценностей; учиться делать выбор поступков и действовать в соответствии с системой общечеловеческих нравственных ценностей; развивать  самостоятельное мышление, умение добывать информацию из дополнительных источников, умение работать в группах, в парах.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика.» (Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва) 4 класс,  карточки для групповой работы и работы в парах, толковые словари С.И. Ожегова, В.И. Даля, клубок ниток.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.  Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

Игра «Паутинка».

У учителя в руках клубок ниток.

Я передаю ученику и говорю « Доброе утро, Слава! Я очень рада тебя видеть сегодня в хорошем настроении».

Слава держит нитку и передаёт клубок дальше со словами: « Привет,….». Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».

-Посмотрите, сколько дорожек дружбы протянулось у нас друг к другу. А теперь давайте свернём эту паутинку аккуратно в клубок, чтобы дорожки дружбы превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся. Надеюсь, что у нас будет одна дорога, идя по которой мы многому научимся вместе.


— Послушайте две притчи и подумайте, о каких человеческих качествах в них идёт речь?

Притча о справедливости

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура — Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
          Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили — век доживать!

— Как поступили хозяева по отношению к Шарику?

— Значит, о чём идёт здесь речь?

Притча о милосердии

Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.

Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия.

Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:

Да, я смогу изменить очень многое … для этой звезды!

Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает. А надо не ждать, а учиться проявлять милосердие в мелочах.

— Зачем мальчик возвращал морские звёзды в море?

— Что двигало им?

— Почему человек удивился поступку мальчика?

— Какое качество проявил мальчик?

—  Определите тему урока. Сформулируйте цель.

Настраиваются на урок.

Оценивают поступки героев. Выделяют понятие «справедливость».

Оценивают поступки героев. Выделяют понятие «милосердие».

Определяют тему и цели урока.

(Мы будем говорить о справедливости и милосердии.) Цель у каждого ученика своя.


II.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

— Ребята, а   что такое «милосердие», «справедливость»?

— Почему некоторые из вас затруднились ответить?  — Значит, какой проблемный вопрос сегодня стоит перед нами?

Что такое «милосердие», «справедливость»? (запись на доске)

Учащиеся высказывают своё мнение.

III. Поиск путей решения   проблемы. Открытие новых знаний.


— Предлагаю вам поработать в группах. Сигнал готовности покажет тот, кто будет представлять результат совместной работы, найдите ответы на наши вопросы в словарях.

1 группа: Найдите определение в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

2 группа: Найдите определение в словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

3 группа: Составит пословицы.

— У вас на столах лежат  пословицы и поговорки, но их нужно собрать в единое целое. У вас есть первая половина пословиц , а вы подберите вторую половину.

1 часть: Будь милостив

На словах милости просит,

Где справедливость,

Сила дружбы

Действовать справедливо

2 часть: в удаче всегда легче, чем в несчастье.

а за голенищем нож носит.
в справедливости.

там и правда.

к младшим и слушайся старших.

— Объясните своими словами смысл пословиц.

4 группа: Подбирают синонимы.

Проверка работы групп.

Вывод: -Ребята, что же означают слова справедливость и милосердие?

— Что общего в этих словах?

Физкультминутка.

Работа в группах с различными источниками информации.

Поиск понятий в словарях справедливость и милосердие.

(СПРАВЕДЛИВОСТЬ — это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия. Справедливый – правильный,

сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Толковый словарь Даля В.И.)

(МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

«МИЛОСЕРДИЕ – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».)

Составляют пословицы.

Объясняют смысл пословиц.  

Высказывание учащихся. 

(Справедливость: честность, заслуженность, верность, законность, правильность, правда, достойность, истинность

Милосердие: добросердечие, доброта, помощь, бескорыстие, сердечность, участливость, сердоболие)

Высказывание детей.

IV. Решение проблемы. Открытие новых знаний.


Можно ли заставить человека быть справедливым и милосердным?

— Справедливость   и милосердие свойственны всем людям?

— В вашей школьной жизни, вы тоже часто оказываетесь перед выбором поступка. Встречаем ли мы в школьных ситуациях эти понятия: «справедливость» и «милосердие».

— Вспомните, пожалуйста, кто из вас когда-либо проявил милосердие по отношению к другим.

Работа с текстом. (с. 34)

— Интересно, какая ситуация возникла у наших героев?  

— Судя по рисунку, где будут происходить события?

— А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как справедливость и милосердие?

— Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши?

— В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по справедливости?)

— Какое понятие в этом случае будет уместно?

— Почему Рустам не согласился с Антошкой?

— В чём запутались ребята?

— Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

Работа с текстом «Золотое правило». (с. 35)

— Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

— Давайте прочитаем название текста.

— Скажите, какое значение у слова «золотой»?

— Что может быть золотым?

Организуется комментированное чтение текста.

— Кто сформулировал «золотое правило нравственности»?

— Каким единственным словом он обозначил своё учение?

— Почему это правило названо золотым?

— Кто раскрыл для нас секрет золотого правила?

— Как звучит золотое правило?

— Почему оно считается золотым?

— Как пользоваться золотым правилом нравственности?

— А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

Высказывание детей. (Человека нельзя заставить быть справедливым или милосердным. Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Это важные ценностные качества человеческой души.)

С. 34 – чтение по ролям

Высказывание детей.

Чтение с комментарием.

Формулируют  основные выводы.

VI. Выполнение продуктивного задания


— Давайте попробуем применить новое знание на практике. Работать будете самостоятельно, можно обсудить в паре

задания в тетради. Каждый из Вас получает листочек, где написана та или иная проблема. Вам надо найти различные способы помощи людям или животным в той или иной ситуации. Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

Вы узнали, что рядом живёт одинокая бабушка....

У одного из ваших друзей обнаруживается серьёзное заболевание...

Мальчик забыл в автобусе ранец с учебниками...

Вы нашли у своего дома маленького котёнка....

Ветром сломало дерево…

Хулиганы отобрали у одноклассника завтрак...

Продавщица положила в сдачу большую банкноту, чем требовалось...

В берёзовой роще рядом с домом ободрана кора со многих деревьев...

У старушки в общественном транспорте выпал кошелёк...

Ты знаешь, что соседская девочка-инвалид часто смотрит в окно, но боится выйти во двор...

Вы пришли домой из библиотеки и обнаружили, что книжки, которые вы взяли уже старенькие, их сильно потрепало временем...

В вашем городе по улицам ходит больной, но безобидный человек, который громко и несуразно разговаривает сам с собой...

У старушки на соседней улице побило градом прекрасную клумбу цветов, которой все любовались...

— А зачем мы изучаем эту тему?

— Где пригодятся знания?

Задание выполняется в тетради

Формулируют  основные выводы.

VII. Итог урока. Рефлексия.


Я научился..

Мне понравилось..

Теперь я знаю…

Мне понравилось, как отвечал….

— Урок хочется закончить пословицей: «Худо тому, кто добра не делает никому».

— Помните об этом, дети!

Продолжают предложения. (Устно)

VIII. Домашнее задание

Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

Мама …

Папа …

Брат/сестра …

Бабушка/дедушка …

Список литературы:

  1. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1999. - 102 c.

  2. Ожегов И.С., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.:»АЗЪ», 1996.

  3. 2. Учебник: Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. «Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика» 4 класс























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Климова Татьяна Анатольевна

Дата: 03.10.2022

Номер свидетельства: 614307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства