Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по изобразительному искусству 3 класс по теме "Мамин платок"»
Мамин платок.
Цели:повторить знания о разновидностях красок; познакомить с вариантами оформления народных платков; научить создавать орнаменты в заданной форме; познакомить с понятиями «холодные и теплые тона», «мотив», «акцент».
Вид деятельности:рисование красками на бумаге.
Планируемые результаты:школьники научатся различать внешний вид рисунков в разной технике; получат знания о специфике народных платков; придумают спои варианты раскрашивания платков.
Оборудование:две вазы, наборы искусственных цветов в теплой и холодной цветовых гаммах, краски, бумага, разноцветные платки, акварельные рисунки paзных художников и жанров.
Ключевые слова и понятия:платки, мотив, акцент, акварель, контраст.
Примечание.Для лучшего пояснения темы можно подготовить компьютерную презентацию.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово, работа с учебником
(Педагог демонстрирует разноцветные платки.) Посмотрите, какие нарядные вещи появились сегодня у вас на уроке.
— Как они называются? (Головные платки.)
— Выберите, какой платок вам больше нравится, и расскажите о нем. (Ответы школьников.)
Откройте учебник на с. 30, прочитайте текст о русских платках.
III. Беседа по теме урока
Русские художники любили рисовать разноцветные платки, которые подчеркивали женскую красоту. Посмотрите на репродукцию картины художника В. Сурикова «Взятие снежного городка». Эта игра заключается в том, что через стену снежной крепости должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая стена крепости, но и люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Всюду шум, улыбки, весела. И разноцветными пятнами в разных местах картины мелькают женские платки.
(Демонстрация репродукции.)
Что за праздничный денек
Взятый снежный городок.
Посмотри-ка сам, дружок
Тут платок и там платок.
Этот — словно василек.
Этот — розы лепесток.
Нам не зря дарят веселы-
Тут платок и там платок.
И. Aгапова
Сегодня вы попробуете нарисовать вариант росписи женского платка с помощью красок.
IV. Работа в тетради
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Мамин платок». Вот еще два новых понятия, которые вам сегодня встретятся - «мотив» и «акцент». Запишите их определения.
Мотив - часто повторяющийся элемент оформления. Мотив может быть цветочным, листьевым, пейзажным, городским, даже портретным.
Акцент - наиболее яркая часть изображения. Чаще всего акцент бывает в центре картины, и он подчеркивается особой освещенностью, выделением нужных фигур.
V. Повторение пройденного материала
- Какие вы знаете цвета радуги?
- Какую поговорку надо запомнить, чтобы выстроить цвета радуги в том порядке, в каком они возникают в природе? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
- Какому цвету соответствует первая буква каждого слова? (Ответы школьников.)
Полный набор цветов радуги называется «Цветовой спектр». Повторите это словосочетание и запомните его.
Перед тем как вы займетесь выбором цвета для создания платков, вспомним, что все цвета и их оттенки подразделяются на две группы — холодные и теплые.
- Какие тона относятся к холодной гамме? (Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый.)
- Какие тона относятся к теплой гамме? (Красный, оранжевый, желтый, розовый, малиновый.)
Чтобы проверить, не путаете ли вы, к какой группе относится тот или иной цвет, предлагаю выполнить игровое задание. У меня есть две вазочки и цветы разных оттенков. Необходимо разложить эти цветы в вазочки. В одну вазу надо положить цветы теплых оттенков, в другую - холодных. Пусть каждый из вас подойдет к столу, выберет свой цветок и поставит его в нужную вазочку. А все остальные будут анализировать, правильно ли выполнено задание. Прошу тех, кто будет раскладывать цветы, вслух называть название тона и комментировать, какой он - теплый или холодный.
(Школьники по очереди выходят к столу и выполняют задание.) Раскраска головного платка, выбор цвета для нее должны передавать облик хозяйки платка, ее характер и даже внешность. Давайте подумаем, какие тона - холодные или теплые — понадобятся для следующих знакомых нам образов.
— Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для Снегурочки?
— Какие оттенки вы выберете, чтобы нарисовать платок для русской матрешки?
VI. Актуализация понятия
Сегодня вы будете работать красками - создавать с их помощью орнамент, который можно было бы нанести на настоящий платок.
Какие краски вы для этого принесли? Вижу, что большинство из вас принесло сегодня акварельные краски.
— Что обозначает слово «аква» в составе названия этих красок? (Ответы школьников.)
Слово «аква» в переводе с латинского языка означает «вода». Акварель — это водяные краски, которыми рисуют, разводя их водой. Но словом «акварель» обозначают и сами рисунки, выполненные акварельными красками. Их рисуют обычно на белой бумаге мягкими волосяными кисточками с закругленными концами. Главное свойство акварельных рисунков - их прозрачность, мягкость, нежность, потому что акварель ложится на бумагу тончайшим слоем. Даже белила в акварели не используются, их заменяет белизна самого листа бумаги. Но при этом у художника, который рисует акварелью, есть свои сложности. Например, при создании такого рисунка нежелательно пользоваться карандашом для наброска - карандашный след будет просвечивать сквозь акварельную краску. Кроме того, надо стараться сразу накладывать нужный мазок кистью так, чтобы потом не исправлять его, потому что это порой бывает невозможно сделать.
В старину акварельные краски часто использовали для рисования пейзажей с изображением тумана, влаги, дымки. Так, например, работали английские художники, которые запечатлели затянутые туманами пейзажи Англии.
(Демонстрация репродукций.)
В XIX в. в России славились акварельные портреты художника А. Соколова.
(Демонстрация репродукций.)
В картинных галереях, где хранятся акварельные работы, с ними надо обращаться очень бережно. Даже и выставочных залах они лежат в специальных закрытых стеклом столах, а сверху их накрывают темными покрывалами. У акварелей есть одна особенность: они быстро выгорают, если находятся под светом. Поэтому и Третьяковской галерее картины маслом десятилетиями висят на стенах, а чтобы посмотреть акварели, надо поднять покрывало над столом, в котором они хранятся.
В Москве есть школа художника Сергея Андрияки, где учат рисовать акварелью. А сам руководитель школы часто проводит выставки своих работ, и всегда туда приходит много посетителей, чтобы полюбоваться его мастерством.
Занятия рисованием помогут вам познать мир изобразительного искусства, где существует много разных направлений, и каждое имеет свой собственный язык. Освоение этого языка дает возможность увидеть и понять красоту окружающей среды, предметов быта, поможет сделать жизнь более интересной и праздничной.
Роспись головных платков также имеет свой образный язык. Кому свойственна некоторая нереальность — например, цветы, которые изображают на платках, существуют только как вымысел художника, плод его фантазии. В этом языке используются такие художественные средства, как цвет, линия, ритм.
Важным моментом является то, что здесь присутствует декоративное рисование, главная задача которого — украшение. Изображение декоративного рисования может быть приближено к реальному или включать в себя элементы стилизации.
VII. Создание эскиза
Когда вы рисуете карандашом, то в самом начале работы необходимо сначала распланировать размещение объектов на листе бумаги, обозначить, где будет находиться центр узора или орнамента, определить оформление каймы платка, его углов.
Для рисования красками этот момент еще более важен. Но вы уже знаете, что карандашные линии будут проступать сквозь акварель. Поэтому перед тем, как начать работать красками, попытайтесь выстроить будущий рисунок «в уме». Можно в этом случае использовать такой прием: наметить места для каждой изображаемой детали очень легкой карандашной линией. А профессиональные художники применяют также и другой прием. Они делают карандашный рисунок на отдельном листе, а потом используют его в качестве эскиза и по его основе создают картину красками.
- Вам уже приходилось использовать такой прием? (Да, при оформлении юбки глиняной дымковской куклы.)
Вот и создавая узор для платка, предварительно сделайте его эскиз. А потом уже переносите его на подготовленную бумагу. С помощью эскиза создавать рисунок красками удобнее. Сначала подумайте, каков будет основной мотив нашей композиции и где вы расположите ее акценты.
(Школьники создают эскизы платков.)
VIII. Знакомство с новым материалом
Для усиления нарядности и содержательности рисунков в декоративном рисовании большое внимание уделяют линии.
Линия - одно из средств художественной выразительности рисования. Она используется как в набросках, черновых эскизах, так и в живописи, в декоративном рисовании. Линия служит границей, определяющей изображаемую форму. Это одно из самых древних средств выразительности, позднее к линии стали прибавлять тон, цвет. Художник использует линию для обозначения контура предметов, показа его объема и пространства вокруг. Линия имеет свои художественно-выразительные особенности.
— Какой может быть линия? (Плавной, спокойной, вертикальной и горизонтальной, сплошной и прерывистой, прямой и волнистой, пересекающейся и параллельной, легкой и тяжелой.)
Вот как много определений у линии! Используя разные виды линий, вы можете придумать свой рисунок, а линия поможет вам передать его особенности.
— Как в линии может проявиться контраст? (Сочетание широких линий при изображении цветка и тонких линий для показа его лепестков, прожилок листиков.)
Умело используя контраст, вы сможете решить нужные задачи. Вот еще несколько правил использования линий.
1. Толстые, жирные линии утяжеляют форму, создают впечатление массивности.
2. Вертикальные линии создают ощущение устойчивости.
3. Горизонтальные линии передают ощущение покоя.
4. Диагональные линии создают ощущение динамики.
5. Кривые линии передают ощущение замкнутости или певучести.
(Педагог сопровождает каждый тезис иллюстрациями.) Внимательно рассмотрите свой эскиз и усовершенствуйте его. Может быть, в каких-то местах вы сделаете более разнообразными линии, которыми он нарисован. Попробуйте создать уравновешенную по цвету и линиям композицию из нескольких крупных элементов, чтобы развить свое умение с помощью пиний создавать нужный декор.
IX. Самостоятельная работа
Ваши эскизы готовы, можно переносить их основу на лист бумаги, приготовленный для рисунка акварельными красками. Не надо стараться воспроизводить эскиз очень точно, скрупулёзно. Возможно, что-то получится мельче, что-то - наоборот, крупнее, какие-то детали изменятся.
Для рисования узора платка можно использовать две кисточки - большую и маленькую. Начинайте рисовать крупной кистью, позволяющей быстро положить основной цветовой фон. Лучше сначала изобразить все то, что требует использования большой кисти, а затем, когда фон несколько подсохнет, заменить ее маленькой для проработки деталей. Не набирайте на кисточку много воды, так рисунок будет дольше сохнуть. Закрашивайте фон не спеша, легкими движениями, выполняя движения кисточкой по рядам. Начните с верхнего ряда и постепенно спускайтесь все ниже, до самого края.
Не выбирайте для фона густой темный тон. Сделайте его светлым, легким. На таком фоне потом удобнее будет рисовать узор. Кроме того, надо, чтобы он успел подсохнуть.
(Школьники выполняют работу.)
X. Физкультминутка
Я вижу, уже многие успели сделать фон для будущего нанесения на него узора. Теперь он должен немного подсохнуть, чтобы второй слой красок не растекался по нему. Поэтому давайте проведем физкультминутку.
(Педагог читает текст с одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним повторяют школьники.)
Попрошу всех ровно встать,
Что скажу — всем выполнять. (Поднимаются из-за парт и выпрямляются.)
Руки кверху поднимите, (Поднимают вверх руки.)
Все вдохните — выдохните, (Делают вдох и выдох, руки на поясе.)
Наклонитесь — разогнитесь, (Наклоняются вперед и откидываются назад.)
Выпрямитесь — улыбнитесь, (Выпрямляются и улыбаются.)
На «раз-два» — быстро присядьте, (Делают полуприседание,)
И еще раз потянитесь. (Поднимают руки вверх и потягиваются.)
А теперь за парты сядьте (Усаживаются на столы.)
И узор к платку приладьте. (Завершают работу.)
XI. Завершение самостоятельной работы
Вам осталось изобразить на подсохшем фоне нужный рисунок. Для рисования мелких фрагментов, например, деталей цветочных узоров, удобнее будет работать маленькой кисточкой. Имейте в виду еще одну особенность акварельных красок: при высыхании они становятся светлее, бледнеют.
Чтобы краски не растекались, набирайте на самый кончик кисти небольшое их количество. Используйте в узоре не больше 3—4 цветов.
Обратите внимание на линии, о которых мы говорили. Чем сильнее вы будете нажимать на кисть, тем толще получится линия.
(Школьники продолжают самостоятельную работу.)
Не нужно торопиться выполнить всю работу полностью, вы можете доделать ее дома.
XII. Рефлексия
Сегодня вы учились выбирать определенную цветовую гамму, передавать в рисунке ритм цветовых фрагментов и разнообразных линий.
(Педагог проверяет выполнение заданий и выставляет оценки.)
— С каким видом изобразительной деятельности вы сегодня познакомились?
— В каких случаях надо использовать холодные тона в рисовании?
— В каких случаях надо использовать теплые тона в рисовании?
— Как вы использовали ритм в узоре платка?
— Какие виды линий вы использовали?
— В чем заключались задачи братьев-Мастеров при создании такой работы?
— Каковы особенности акварельных рисунков? А теперь сочиним синквейн на тему «Платок».
XIII. Уборка рабочего места, задание на следующий урок.
Аккуратно слейте воду для красок в общее ведро, которое дежурные потом выльют. Отложите рисунок в сторону, поскольку он еще влажный, и принимайтесь за приведение вашего рабочего места в порядок.
На следующий урок принесите бумагу, ножницы и принадлежности для рисования (карандаши или краски, по вашему желанию).