- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой) |
1. | Самоопределе ние к деятельности. /2 мин/ Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне | Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Необычный день у нас, и гостями полон класс. Что гостям сказать нам надо? - Видеть вас мы очень рады! Прозвенел звонок – начинается урок. Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья. В этом классе все друзья? Да! Я, ты, он, она, - вместе дружная семья? Да! Посмотри-ка на себя, На соседа справа, на соседа слева. В этом классе все друзья? Да! Я, ты, он, она – вместе дружная семья! Повернитесь друг к другу, пожелайте удачи, добра… улыбнитесь. - Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть успешным, жизнерадостным, здоровым? - Улыбаясь друг другу, какие эмоции вы получили? Учитель предлагает занять свои рабочие места. - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделали 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? Итак, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока. Девиз нашего урока: « С малой удачи начинается большой успех». - Как вы понимаете данное высказывание? - Вы с ним согласны? Не будем терять времени. ( Слайд 2) | Стоят в круге. Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. Хором дополняют реплику учителя. Диалог в круге. - Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д. Садятся за парты. Объясняют смысл высказывания. | Личностные УУД: самоопределение |
2. | Актуализация знаний . /5 мин./ Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий. | Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) - Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить. -Какую закономерность вы установили, исследуя первое выражение.? -Предлагаю, прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения. 1)6·9= 54 2) 26·3 3) 139·0 4) 264·10 5) 92· 100 6) 532·300 ( По мере поступления ответов на экране появляются результаты рассуждения) (Слайд 3) | Участвуют в диалоге. - Можно посчитать треугольники. - Можно выявить закономерность. 1) табличное умножение 2) внетабличное умножение ( разбиваем на разрядные слагаемые) 3) умножение на нуль 4) увеличение числа в 10 раз, приём умножения на 10 5) приём умножения на 100 6) затрудняются | Познавательные УУД: - Общеучебные; - Логические; Коммуникативные УУД: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
3. | Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. /5 мин/ Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | 1. Ведёт побуждающий диалог. - Почему вы затруднились назвать произведение в 6 треугольнике? Побуждает к осознанию темы и цели урока. - Как вы думаете, какова же тема нашего урока? - Я предлагаю вам два варианта решения данной проблемы. 2. Стимулирует к деятельности. Предлагает два варианта: - Первый : Сама покажу вам приём умножения. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами. - Какой вариант выберете вы и почему? | Участвуют в диалоге. - Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы (умножение на числа, оканчивающееся нулями) Формулируют тему урока. -Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями. Дети предпочитают « открывать» новое знание сами. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: - целеполагание; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли; |
4 | . « Открытие» детьми нового знания. /9 мин./ Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | 1. Организует деятельность. - Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. -Так и вы можете научиться умножать такие числа, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. (Слайд 4) - У кого есть предположения, как можно его вычислить? - Хорошо, если вычислим на калькуляторе, получим готовый ответ, мы пополним копилку наших знаний? - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? - Какой закон математики вы применили? ( Слайд 5) - Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Какой способ мы можем ещё использовать? - Умеем мы это правильно делать? - Дайте более точную формулировку темы нашего урока. - Какую учебную задачу вы поставите перед собой? ( Слайд 6) 2.Предлагает записать пример столбиком самостоятельно и решить его. - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? - Откройте учебники на стр.9, внимательно рассмотрите образец и сравните со своим решением. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение так, как показано в учебнике. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания. - Открытые вами знания позволили закончить выполнение задания, сформулированного в начале урока? ( Слайд № 7) - Сейчас объясним приём умножения на доске. 3. Вызывает к доске ученика, верно решившего пример. - У кого другая запись? 4. Организует работу в парах по составлению алгоритма умножения. - Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения. - Что такое алгоритм? - Сейчас мы его составим. У вас на партах карточки, на которых напечатаны действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, вы разложите карточки в нужном порядке. Выводит алгоритм на экран. (Слайд 8) | Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. -Нет. Объясняют приём умножения. 532·300= 532·(3·100)= 532·3·100=159600 - Сочетательный закон. - Не всегда. - Решение столбиком. -Нет. Дети формулируют тему и учебную задачу урока. - Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. - Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями. Пытаются решить пример самостоятельно. - В учебнике. Дети открывают учебники и сравнивают своё решение с образцом. Называют произведение в треугольнике. Объясняют приём умножения. - Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе. - Пошаговое выполнение действий. Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке. Одна пара зачитывает. 1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне. 2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули. 3.К полученному результату приписываю нули. 4.Читаю ответ. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; |
5. | Первичное закрепление с проговарива- нием. /5 мин./ Цель: Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | 1.Организует работу по закреплению нового знания. Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске. ( с.9 №41 – 1 строчка) К доске вызывает сначала « сильного» ученика, затем «слабого». - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Даёт инструктаж по выполнению задания. - У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры. ( 735 ·500 6307 · 40) Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. - Передайте карточку соседу. Выводит ответы к заданию на экран. ( Слайд 9) - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | Два ученика работают у доски, остальные в тетради. - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание. Взаимопроверка по готовым ответам с доски. - Ответы детей / Мой прогноз совпал с результатом, был уверен и правильно выполнил. - Мой прогноз не совпал с результатом, я был уверен, что справлюсь, но допустил ошибку./ | КоммуникативныеУУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения; |
6. | Взаимоконтроль с проверкой по эталону. /3 мин./ Цель: -Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. - Проверить способность к умножению многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями. | | | Регулятивные УУД: Прогнозирование; Самоконтроль; Коррекция; Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество; |
7. | Физминутка 1 мин | Музыкальная пауза | | |
8. | Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./ Цель: - закрепить умение решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону. Внимание на экран. ( Слайд 10) Перед вами 4 задания. - Какое из них далеко от темы нашего урока? А) 736·300 6 324· 50 Б) 6 895+ 72 456 + 658 В) 784 · 600 + 2 907 · 30 Г) х· 4= 432·30 Осталось 3 задания. - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить.. Выполните его. / Учитель проходит по классу, наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет фишки – уровень сложности выбранного задания)/ - Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей. - Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом. ( слайд 11-13) 2. Организует работу над задачей. - Вернёмся к учебнику. Задача № 43. - Прочитайте задачу. - О чём говорится в задаче? - Что известно? - Как звучит вопрос задачи? - Как удобнее записать условие задачи? - Правильно, в виде таблицы. /В ходе работы составляется таблица/ (Слайд 14) | Кол-во в 1 кор. | Кол-во кор. | Всего штук | карандаши | 12шт. | 40 к. | ? ? 560 шт. | фломастеры | ? шт. | 10 к. | | - Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? - Посмотрите на первую строчку. Что можно узнать, используя эти данные? - А сейчас посмотрите на 3 столбик. Ваши предположения, что можно узнать, используя данные 3 столбика? - Внимание на 2 строку таблицы. Используя эти данные, можем ответить на вопрос задачи? | Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б. - Лишнее задание Б, так как оно не подходит к теме нашего урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел. Формулируют уровень сложности заданий и конкретизируют их. А – выполнить умножение столбиком В- вспомнить порядок действий и вычислить. Г- решить уравнение. Выбирают и выполняют задание. Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки. Сверяют решение с образцом на слайдах. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задачи. 1 ученик записывает решение задачи на доске. | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; -интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. / 3 мин./ Цель: - Оценить результаты собственной деятельности; - Осознание метода построения границ применения нового знания. | Благодарит ребят за работу. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постаралась. Вам понравилось, друзья? - Вспомните девиз нашего урока. - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. - Какая тема нашего урока? - Какую учебную задачу мы ставили перед собой? - Чему новому научились? - Достигли мы успеха? На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли: домашнее задание. Давайте поспешим, друзья. Записать задания. А дома… Приложить прошу Максимум старания. (Слайд 15) Проводит инструктаж домашнего задания. С 9 № 42 – обязательный для всех № 47 – предлагаю тем, кто не боится трудностей. Оценивание работы учащихся - Я прошу подняться тех детей, которые считают, что их объём работы на уроке можно оценить. - Почему ты так считаешь? ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК -Перед вами лежат ладошки. Раскрасьте те пальчики, на которых написаны слова, соответствующие вашему настроению. - Вот какое крепкое рукопожатие у нас получилось. Это УСПЕХ сегодняшнего урока. - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? Подошёл к концу урок, Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок. (Слайд 16) | проговаривают девиз урока. Дети вспоминают поставленную цель и учебную задачу урока. - Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями. - Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями. - Научились письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями. -Достигли. Записывают задание в дневники. Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на уроке. Раскрашивают « ладошки» и крепят на доску. Высказывают своё мнение. | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания; Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания; |