Список используемой литературы _____________________________16
Введение
Декоративно – прикладное искусство – одно из средств художественного воспитания. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Каждый образ в народном творчестве имеет своё значение, символ: Птица – это символ радости, счастья, это души предков, поэтому птицы всех видов основа всех росписей. Конь – главный символ солнца и оберег, символ богатства и достатка. Медведь – символ могущества, пробуждения природы. Баран, корова - могущество и плодородие. Козёл – добрая сила.
Раньше считалось, что если подарить народную игрушку ребёнку, она принесёт ему здоровье и силу, будет оберегать его. Знакомые образы узора входят в нашу жизнь с детства и остаются там навсегда, формируя эстетический вкус ребёнка.
На уроках Декоративно-прикладной композиции ребята расширяют навыки рисования, включая в творческий процесс мотивы народных росписей. Благодаря этому реализуются основные задачи образовательного процесса, которые касаются знакомства с культурным наследием родного края.
В моей работе собраны методические рекомендации по работе с детьми при ознакомлении с городецкой росписью, материал представлен поэтапно, на основе этих рекомендаций можно дать урок по любой росписи. В приложении представлены конспекты занятий по разным росписям и в разных техниках с детьми , которые я проводила в октябре месяце. Этот месяц в моих конспектах представлен в виде цикла занятий по декоративно –прикладному искусству. Успех занятия по рисованию на тему «Городецкая роспись» с детьми 6–8 лет во многом зависит от того, насколько тщательно оно будет продумано. И, конечно, эта миссия полностью ложится на плечи преподавателя.
1.1. Выбор красок для росписи «Городец».
Прежде всего, стоит уточнить: для росписи используются только краски, никакие карандаши, фломастеры или маркеры не смогут имитировать оригинальные мотивы. Выбор между
акварелью и гуашью склоняется в сторону второй. Дело в том, что отличительной чертой городецкого промысла являются яркие, устые мазки для узора. Акварелью такого эффекта не добиться.
Если говорить о цветах красок, то это: красный; розовый, зелёный; синий; оранжевый. Для благоприятного сочетания ярких оттенков используются белый и чёрный цвета.
1.2.Сложность рисования элементов городецкой росписи.
Рисунок в этой технике имеет свои особенности, которые заключаются в разделении изображения на 2 или 3 яруса (третий ярус используется в больших панно):
1. Верхний — это местоположение основного сюжета (сцены застолья, массовые гуляния, выезды на охоту);
2. Поясок — ярус, который разделяет верх и низ (здесь изображаются цветы или цветок с листьями, которые расходятся в разные стороны);
3. Может быть и нижний ярус, который посвящён сценам сражений, придающим рисунку грандиозность .
Занятия декоративным рисованием — неотъемлемая часть процесса обучения в подготовительном классе. Однако далеко не все дети обладают выраженными способностями к
изобразительному искусству. Вот почему для освоения элементов росписи берутся, как правило, простые сюжеты: бутон; розан; купавка или роза; ромашка, а также различные травки, завитки, листья, всё то чем богата наша растительность.
1.3.Какие этапы работы используются.
Каждый этап работы над узорами Городца носит определённое своеобразие в технике выполнения:
1.Подмалёвок. Этот этап предполагает прорисовывание главных элементов рисунка одним цветом.
2.Тенёвка. Взяв другой цвет краски, наносим полу дуги, придающие рисунку образ сказочного цветка.
3.Оживка. Работа над мелкими деталями изображения: края и прожилки листьев и лепестков, сердцевина цветка.
Заключительный этап, подразумевающий работу белой и чёрной красками.
1.4.Заинтересовать детей.
Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Для работы с детьми этот принцип особенно актуален. Тем более, если дело касается работы над рисунком в определённой технике. Поэтому пальму первенства среди мотивирующих приёмов занимают образцы городецкой посуды. Однако не всегда есть возможность показать ребятам эти предметы «вживую», так что стоит рассмотреть и другие способы заинтересовать детей.
2. Планы составления конспектов занятий.
За время проведения серии уроков дети должны не только познакомиться с теоретическими аспектами (историей традиции), но и на практике попробовать себя в роли городецких мастеров.
Прежде чем распределять время, которое будет затрачено на каждый этап урока, необходимо сформулировать цели и задачи каждого урока:
- знакомство с историей возникновения росписи;
-обучение писать отдельные элементы городецкой техники
-закрепление навыков работы с красками и кистью.
К задачам относятся:
- продолжение работы над развитием умения строить композицию рисунка;
- обучение работы с элементами техники
- воспитание эстетического восприятия народного искусства.
Урок 1.
Знакомство с городецкой росписью.
Тема: «Роспись доски»
Структура урока:
Вид урока: Ознакомительный
Цель: Знакомство с народными промыслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с мотивами, основными этапами росписи.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с видом декоративно – прикладного искусства – городецкая роспись, её простейшим элементам.
2. Научить обучающихся поэтапному рисованию центральной фигуры декоративной росписи птицы - Городецкого петуха».
3. Формировать навыки работы в области художественной городецкой росписи.
Развивающие:
1. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
2. Развивать у детей умения смешивать краски для получения нового цвета.
Воспитывающие:
1. Воспитывать интерес к декоративно – прикладному творчеству, уважение к труду и красоте русских мастеров.
2. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Тип урока: Обучающий, практический.
Планируемые результаты обучающихся:
Предметные:
освоение вида декоративно-прикладного искусства, формирование основ художественной культуры, приобретение опыта, создание художественного образа, применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно – творческой работы.
Личностные:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, уважительное отношение к труду взрослых,
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.
Метапредметные:
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов, организация своей деятельности.
Регулятивные :
Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выполнят новые практические действия в процессе занятия самостоятельно Соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные :
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные :
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников и педагога. Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Для учителя: иллюстрации с изображением городецкой росписи; варианты картинок или изделий других росписей, схема рисунка поэтапного рисования фазана.
План урока:
1.Беседа об истории развития городецкого промысла и основных
элементах росписи.
2.Постановка художественной задачи.
3. Выполнение упражнений по написанию городецкого петуха.
4. Выполнение практической работы: выполнение росписи.
5. Анализ детских работ, нацеливание на продолжение деятельности
Ход урока:
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)
Беседа
1.1 Введение в тему: Показываю детям изделия разных росписей:
Педагог:
- В одном старом поселении ,который назывался Городец , жил мастер. Он очень любил свою жену, а она любила цветы и решил мастер украсить посуду которую делал из дерева красивыми цветами .И так понравилась эта посуда жителям городца, что стали все украшать свою посуду разными узорами. Так и появилась посуда-«Городец».
Городецкая роспись — большое явление в русском народном творчестве. Как область искусства оно исследовано очень мало. И ещё я вам открою секрет, совсем скоро будет праздник мам и бабушек.
Я предлагаю вам сделать для них подарок , побыть чудо – мастерами и расписать
досочки на кухню, именно в городецкой росписи, а мы с вами не умеем, а хотите научится?
1.2. Объяснение нового материала:
История городецкой росписи
Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.
Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. Изделия из дерева украшали особой росписью. Городецкой, по имени городка в котором она зародилась. Особенности городецкой росписи
Городецкая роспись — это роспись по дереву. Но мы с вами начнем учиться рисовать городецкие элементы на бумаге.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки, есть в городецкой росписи кони и птицы, такие, как петух, которого мы сегодня будем рисовать.
Городецкая роспись символична. Птица в городецкой росписи - символ семейного счастья. Посмотрите на городецких птиц — у них всегда толстый животик. Птица в городецкой росписи имеет острохарактерный силуэт: у нее гибкая линия шеи и груди, хвост — в виде крыла бабочки, нитевидные клюв и ноги. Традиционна такая расцветка птицы: туловище — черное, хвост — красный, крыло зеленое или розовое.
Два из этих трех цветов имеются в наборе гуашевых красок: черный и красный, а городецкая розовая — намешивается.
Городецкие птицы изображаются в два этапа: сначала тремя красками кистью делают подмалевок — это туловище, крыло и хвост птицы, а потом на нем рисуют белой краской оживки. На рисунке показаны наиболее характерные варианты оживки городецкой птицы. Оживки делаются на птице белой краской — с помощью тонкой художественной кисти. Здесь вы можете использовать весь арсенал городецких оживок: и дуги, и штрихи, и капельки, и точки.
Штрихи бывают очень разными по длине и ширине, а выполняются они так: кисть держат в пальцах отвесно и, едва касаясь бумаги концом кисти, проводят линию тонкую в начале и конце с большим или меньшим нажимом посередине. Штрихами сделаны оживки на крыле и хвосте птицы, на шее и внизу живота.
Капельки делаются методом примакивания. Делаются капельки так: боком кончика художественной кисти (с белой краской) легко и плавно прикасаются к бумаге, на которой при этом остается след в виде капли. Как ставятся точки знают все.
II. Практическая часть (выполнение упражнений по написанию элементов городецкой росписи.).
Преподаватель показывает на доске способ рисования птицы.
Вовремя выполнения преподаватель проходит по рядам и следит за тем, чтобы ученики правильно рисовали птицу, при необходимости оказывает индивидуальную помощь. По окончании практической работы производится уборка рабочего места.
III. Анализ и оценка работ учащихся (учащиеся демонстрируют свои работы)
На следующем уроке мы распишем наши дощечки цветами, а на праздник подарим бабушке или маме, договорились?
- Про какую роспись вы сегодня узнали?
-Какие элементы есть у этой росписи?
-Какие краски используют мастера?
-Что вам на уроке понравилось?
Урок 2.
Основные элементы росписи
Тема: «Украшение доски цветами»
Цели урока: Продолжение работы с детьми по ознакомлению с красотой городецкой росписи, обучение написанию отдельных элементов городецкой росписи (купавки, розаны, бутоны).
Задачи: Обучающие
1. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи на доске. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи – купавки, бутоны, розаны, листья.
2. Продолжать учить работать с красками поэтапно.
Развивающие:
1. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
2. Развивать познавательную активности детей, творческую фантазию, художественный вкус. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.
Оборудование:
Для преподавателя: образцы городецкой росписи, открытки, репродукции.
Для обучающихся: Доски, кисти, баночка, гуашь, салфетки.
Ход урока.
Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дети!
Ребята сегодня мы продолжим знакомство с городецкой росписью.
Городецкая роспись - яркая, лаконичная, её отличают свободные мазки с белой и чёрной графической обводкой и характерный рисунок растений, животных. Назовите, какие вы запомнили элементы росписи?
Дети: Элементы росписи это: конь, птица, купавка, розан.
Педагог: Правильно, как правило, все элементы городецкой росписи имеют красный, розовый, синий, голубой, зелёный, и чёрный цвет.
На прошлом занятии мы с вами нарисовали птицу петуха.
Постановка художественной задачи.
Преподаватель: А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи купавку и розан так, как это делают народные мастера. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки –поменьше.
Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется подмалёвок. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких обозначается ажурный венчик розана и купавки. Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами.
Следующий этап – определение центра цветка. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются
Практическая работа.
В процессе самостоятельной работы преподаватель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
Анализ детских работ, оценивание.
Обучающиеся, выполнившие работу, размещают ее на доске
Преподаватель: Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки.
Какие элементы городецкой росписи мы умеем рисовать?
Ответ: Розан, купавка, ромашка, птица петух.
Заключительное слово учителя.
Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен.
Урок 3
Птицы «Городецкая роспись»
Цель урока: продолжать работу по обучению кистевой росписи на
примере элементов городецкой росписи.
Задачи урока: Обучающие:
1.Познакомить с вариантами композиционного размещения элементов Городецкой росписи;
2. Формировать знания о растительном узоре, симметрии, ритме, статике, динамике в узоре;
3. Учить детей правильно делать оживку на цветах и птицах.
Развивающие:
1. Развивать художественный вкус, творческое воображение
2. Воспитывать у детей умения аккуратно работать с красками, убирать своё рабочее место.
Оборудование для учащихся: доски гуашевые краски, кисти, баночки с водой, тряпочка.
Оборудование для преподавателя:
Иллюстрации по теме, наглядные пособия.
Преподаватель начинает урок с беседы.
- Ребята, сегодня мы продолжим работать над подарком своим мамам и бабушкам. На прошлом занятии мы нарисовали гирлянды из цветов. Сегодня мы нарисуем в центре красивых птиц. Выберите для себя по образцам ,какие элементы вы используете в своей работе. И помните про этапы выполнения!
Сначала придумайте образ и попробуйте на листе бумаги нарисовать. Потом скопируйте на свою досочку.
Практическая часть:
Во время работы преподаватель проходит по рядам и следит за тем, чтобы ученики правильно
составляли узор, при необходимости оказывает индивидуальную помощь. Особое внимание педагог уделяет оживкам .
Для этого необходимо, чтобы дети взяли тонкую кисточку и белую краску и проводили для оживки тонкие линии.
По окончании практической работы производится уборка рабочего места.
Анализ работ детей:
-Сегодня мы с вами закончили работу над своим подарком, какие красивые и разнообразные букеты у вас получились.
А какая оживка! Прекрасные получились работы.
Педагог привлекает детей выбрать работу, которая понравилась больше всего, кроме своей и объяснить, чем она понравилась
Заключение
Для того чтобы знания, полученные во время уроков по теме «Городецкие мотивы», прочно закрепились в сознании детей, необходимо практическое применение полученной информации. В связи с этим преподавателю придётся потрудиться над подготовкой и планированием занятия, то есть сформулировать цели, задачи, выбрать мотивирующий компонент и просчитать каждый этап работы над рисунком.
Городецкая роспись одна из самых трудных росписей и самая разнообразная по подбору красок, поэтому ей следует посвящать цикл занятий для лучшего изучения и освоения, что я и представила в своей работе.
Литература
1.Величко Н., Роспись: Техники. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ –
ПРЕСС, 1999.
2.Художественная роспись по дереву: Технология народных
художественных промыслов: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.
Заведений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
3.Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. – М.,