Актуализация знаний | (На слайде пословицы: Без брата проживешь, а без соседа нет. Близкий сосед лучше дальней родни. Жить в соседях быть в беседах. Нет большей беды, чем плохие соседи. Плохо жить, коль с соседями не дружить. Хороший сосед самый большой родственник.) -Что записано на слайде? Назовите общие слова. Кто такие « соседи»? Кого мы можем назвать соседом какого- нибудь государства? Чему пословицы учат? ( На доску вывешивается слово «соседи»). -С какими соседями нашей страны уже познакомились? -Давайте вспомним, что вы знаете об этих странах. | - На слайде пословицы о соседях. Они учат тому, что с соседями нужно дружить. - Это восточные соседи России- Япония и Китай. Рассказы детей о Китае и Японии. |
Целеполагание. | 1. Работа с картой. - Перед вами лежит карта . Чем она отличается от физической карты, от карты природных зон? -Верно. Карта с изображением государств называются политической. Перед вами часть политической карты Европы. Чтобы работать с картой, вспомните, где на карте расположены СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД и ВОСТОК ? Обозначьте заглавными буквами стороны горизонта на ваших картах. - Найдите на карте страну, которая является Северным соседом России. Назовите столицу. -В гости к этому соседу можно попасть из Санкт-Петербурга по Балтийскому морю. В этой стране жил и творил Великий сказочник-Г.Х. Андерсен. Назовите столицу. (На доске появляются слова «Финляндия» и «Дания», «Хельсинки» и «Копенгаген») -Итак, вы уже догадались, какая тема сегодняшнего урока? -Да. мы познакомимся с Северным и Западным соседями. 2. –Как вы думаете, что именно вы узнаете об этих странах на уроке? (Учитель выводит на доску: «Символика» «Географическое положение»; «Осбенности»; «Население») | -На ней изображены страны. Определяют и подписывают стороны горизонта. Работают с картой. Формулируют тему урока. - Соседи России – Финляндия и Дания. Под руководством учителя определяют задачи урока. | Фронтальная практическая работа под руководством учителя |
Изучение нового материала и самостоятельная работа. | 1. - У каждого государства есть собственная символика. Что это? - Выберите флаги Финляндии и Дании. ( Создание проблемной ситуации) Почему вы затрудняетесь ответить? - Для этого найдите в тексте и прочитайте описание флага Финляндии , герба. ( 1 вариант) -Выберите символы Финляндии. - Найдите в тексте и прочитайте описание флага Дании, герба. ( 2 вариант) -Выберите герб и флаг Дании. - Оставшиеся флаг и герб принадлежит Швеции. Найдите ее на карте. Можно ли назвать Швецию соседом России? Почему? 2. - Чтобы продолжить знакомство с этими странами я предлагаю объединиться в группы 3 группы будут готовить сообщение о Финляндии, другие 3 группы – о Дании. Каждая группа выберет файл с заданием. (В файлах лежат тексты о странах и таблички с заданием) - Прочтите тексты, найдите нужную информацию, выберите и подчеркните ключевые слова или словосочетания, на полосках бумаги запишите эти слова и прикрепите их на доску. Не забудьте выбрать выступающего. Потом выступают представители групп. На подготовку вам даю 10 минут. Команда которая будет готова раньше поднимает руку. 3. - К доске выйдут по одному представителю групп, изучавших географ. положение Финляндии и Дании. Послушаем их. (Презентация, подготовленная учителем) - А мы встречаем нашу следующую пару. Это ребята, изучавшие особенности Дании и Финляндии. (Презентация, подготовленная учителем). - А теперь послушаем ребят, подготовивших сообщение о населении эти стран. | Зачитывают описание флагов и гербов. Выбирают флаг, герб, соотносят со страной. - Нельзя, т.к. нет общих границ. Внимательно слушают инструктаж. Выбирают задание. Читают текст, анализируют его. Отмечают нужную информацию, подчеркивают ключевые слова, на полосках бумаги выписывают эти слова и прикрепляют их на доску. По ключевым словам характеризуют страны. Остальные учащиеся внимательно слушают. | Практическая (работа с текстами); работа по вариантам Групповая работа с текстами |
Закрепление | - Ребята, чем же похожи эти страны? Почему мы изучаем их вместе? - Чем они различаются? - Молодцы! Вы хорошо поработали. -Как вы думаете, какая из этих стран больше похожа на Россию? Почему? - Чтобы проверить, как внимательны вы были на уроке, пусть каждая группа придумает по одному вопросу к текстам и задаст его остальным. | - Находятся в Европе, население занимается рыболовством. - Финляндия, так как у нас похожий климат – суровые зимы и тайга. У нас тоже есть свой Дед Мороз. | фронтальная беседа Самостоятельная работа |
Подведение итога урока. | -Чтобы закрепить, что вы запомнили на уроке вы поработаете в парах . Разгадайте кроссворды. - Ребята, а в какой стране вам больше понравилось? Почему? -Как вы думаете, для чего мы изучаем соседей России? -Где вы сможете применить эти знания в жизни? | Разгадывают кроссворды. Личное мнение учащихся и его аргументация. | с.р. в парах Фронтальная |