-Давайте проверим готовность к уроку(наличие тетради, учебника, пенала, обратить внимание на посадку) – На предыдущих уроках окружающего мира вы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса. А что расположено внутри тепловых поясов? (Природные зоны.) 1.Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.) 2.Можем ли мы природ. зоны считать экосистемами? (да.) 3. Нужно ли человеку вмешиваться в жизнь экосистемы? (Нет. Экосистема может существовать сколько угодно долго без вмешательства человека.) 4.Порботайте в парах и назовите природные зоны России от степной к Северному полюсу. 5.Ребята, кто из вас может сказать, а почему природные зоны в такой последовательности распределяются на планете? Что их определяет? (Солнце, закон природной зональности.) 6. Ребята, скажите, солнце очень горячее? (Да.) 7.Если мы будем находиться близко к Солнцу, что может произойти? (Нам будет очень жарко.) 8. Так, чем ближе к Солнцу, тем теплее? (Да.) 9.Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее? (Да.) - Хорошо. Я сейчас покажу вам картинку, назовите, что это? (Гора.) – Рассмотрите её, обратите внимание на цвета. – Покажите самое холодное место на картинке. (Вершина горы.) – Не вы ли говорили, что чем ближе к Солнцу, тем теплее? Какие вопросы у вас возникают? – О чём мы будем сегодня говорить? – Кто скажет тему урока?(Горная экосистема) -Какую поставим цель? (узнать как можно больше о горной экосистеме) -А на какие вопросы будем искать ответы? 1. Почему земля нагревается сильнее, чем воздух? 2.Почему на вершине горы холодно? 3. Какие животные и растения обитают в горах?(План) -Я хочу, чтобы вы самостоятельно прочитав текст на с.42, ответили на вопросы: 1. Почему земля нагревается сильнее, чем воздух?(пример с окном) 2.А где холоднее? (На вершине.) 3.Так какой можно сделать вывод? (Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха понижается.) -Откройте учебник на с.43, рассмотрите иллюстрацию вверху. -Где самая низкая температура?(на вершинах) и т.д. -Как меняется природа при подъёме в горы? (На карте природных зон горные районы закрашены особым цветом. Только в высоких горах не сходя с места можно сразу увидеть и степь, и тундру, и даже вечные снега. Они опоясывают каждую гору на определенной высоте- ВЫСОТНЫЕ ПОЯСА) -Скажите, меняется ли растительный мир в горах с подъёмом вверх? Каким образом? Найдите ответ на с.44 -А что влияет на растительность? (Разное количество осадков, иногда и разное количество солнечного тепла и т.д.) -Итак, из-за солнечного тепла изменяются: климат, почва, растительный и животный мир. Такое изменение на равнинах мы называем природная зона. Те же самые изменения происходят и в горах. Проблемная ситуация 1.Растениям трудно жить среди скал. Здесь почва образуется медленно. Вода быстро стекает по склону и уносит с собой питательные вещества. Но растения упорно цепляются за скалы. -Что же это за растения? Посмотрите на экран. 2.В горах обитают многие из тех животных, что живут на равнинах: медведи, суслики, куропатки. Но есть и особые виды. Они сумели лучше приспособиться к жизни в горах. -Узнать об особенностях горных животных мы можем из учебника на с. 45. -Сначала назовите этих животных. (Выведены на экран) -А теперь расскажите об их особенностях. -Всё внимание на экран. В горах есть свои производители и потребители Следующее задание: назовите "едоков" (животные) -Итак, давайте подведём итоги урока. -Какая была тема? -Какую ставили цель? Достигли? -На какие вопросы должны были ответить? 1.Почему земля нагревается быстрее, чем воздух? 2.Почему на вершине горы холодно? 3.Какие животные и растения обитают в горах? (Кратко проработать вопросы) -Откройте дневники, записываем д.з. §25 +ДОП. с.46-47 (статья о природных катастрофах в горах) -Много ли новой информации узнали на уроке? Внимание на доску. Продолжите одну из фраз: -Итак, на этом наш урок окончен, всем спасибо за внимание. Если останется время: видео о природных катастрофах. |