Групповая форма работы на уроке русского языка в 3-м классе
Цель урока: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном.
Задачи урока:
Образовательные:
Активизировать знания об имени прилагательном как части речи.
Отработать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных.
Обеспечить усвоение учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного.
Устранить пробелы по орфографии.
Развивающие:
Развивать словарный запас учащихся.
Развивать умения составлять повествовательный текст с элементами описания, использовать в речи имена прилагательные.
Развивать память, мышление, восприятие.
Воспитательные:
Воспитывать у учащихся чувство коллективизма, ответственности за себя и других при работе в группах.
Создание атмосферы радости совместного труда.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе, к родному языку.
Ход урока
I этап. Организационный.
а) Методика «Мозговой штурм».– Сегодня у нас урок обобщения. Но тему урока вы назовёте сами.– Для этого посмотрите на рисунки и дайте каждому предмету характеристику – какой он.
б) Сообщение темы урока.
– К какой части речи относятся все эти слова?
– Скажите, по какой теме урока мы с вами проведём сегодня обобщающий урок?
II этап. Орфографическая пятиминутка.
– Прежде, чем приступить к теме, проведём разминку.
– Прочитайте стихотворение с пропущенными орфограммами и подумайте, какие буквы необходимо вставить на месте пробелов.
Как-то раз с б льшого клёна
Оторвался лист з лёный…
З кружилась г л ва
У з лёного л ста.
Вет р нёс его и нёс,
Бросил тол ко на м сту.
В тот же ми в сёлый пё
Шмыг к з лёному л сту,
Лапой хват з лёный лист…
Вет р вмиг с л стом з лёным
Над з млёй взметнулся снова…
Я п шу в с ду под клёном
Стих о том л сте з лёном.
– У вас на столах буквы. Возьмите их и вставьте на место пропущенных орфограмм.
Ребята берут буквы, выходят к доске и каждый вставляет вместо пробела по одной орфограмме.
– Какие виды орфограмм вы вставили? (безударная гласная в корне и в приставке, сочетание жи-ши, смягчительный мягкий знак, парная согласная на конце слова).
– Давайте выпишем несколько слов с этими орфограммами.
III этап. Обобщение изученного.
1. Методика «Ковёр идей». I этап – понимание проблемы.
– О чём говорится в стихотворении? (о кленовом листе).
– Давайте разделимся на листья-группы:
1 группа – кленовые листья;
2 группа – дубовые листья;
3 группа – липовые листья.
Учащиеся выбирают себе по 1 листику-карточке, тем самым образуются три рабочие группы.
– Какое слово постоянно повторяется в стихотворении? (зелёный).
– К какой части речи относится? (имя прилагательное).
– В стихотворении пёс хотел подружиться с листом, но зелёный лист не захотел с ним общаться, т.к. пёс ничего не знает об имени прилагательном.
– Вы хотите, чтобы они подружились?
– Что надо для этого сделать? (научить собаку, рассказать ему всё об имени прилагательном).
– Попробуем это сделать. У нас возникла проблема:
– Давайте все вместе попробуем её решить.
– У вас на столах листочки. Напишите всё, что вы знаете об имени прилагательном.
Каждая группа выполняет одно и то же задание.
После группы защищают свои работы около доски.
2. Методика «Ковёр идей». II этап – решение проблемы.
– Что стало бы с нашей речью, если не было бы имён прилагательных?
– Какое имя прилагательное постоянно повторяется в стихотворении? (зелёный)
– Замените слово «зелёный» другими прилагательными, подходящими по смыслу.
Каждой группе выдаётся 1 часть стихотворения.
1 группа:
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный (кленовый)…
Закружилась голова
У зелёного (летевшего) листа.
2 группа:
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг к зелёному (упавшему) листу,
Лапой хвать зелёный (кленовый) лист…
3 группа:
Ветер вмиг с листом зелёным (кленовым)
Над землёй взметнулся снова…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном (весёлом).
После работы в группах ребята вывешивают свои работы на доску и зачитывают обновлённое стихотворение.
Итог данного этапа:
– Чему вы научили пса? (вывесить таблицы-опоры).
– С какой частью речи связано имя прилагательное?
3. Методика 6x6x6. I этап.
а) Деление на группы.
– Посмотрите на свои листочки. Что нарисовано на обратной стороне?
– Что общего в этих словах? (существительные единственного числа).
– Чем отличаются? (имеют разный род).
– Сейчас мы разделимся на группы по родам:
1 группа – солнце (ср. род);
2 группа – ландыш (м. род);
3 группа – трава (ж. род).
б) Родовые окончания имён прилагательных.
– У вас на столах лежат карточки. Найдите имена существительные вашего рода и запишите словосочетания, используя имена прилагательные.
– Не забудьте выделить окончания имён прилагательных.
– Что ещё узнал наш пёс? (вывесить таблицы-опоры).
– В каком числе стоят имена прилагательные?
– Как определить окончание имени прилагательного? (по вопросу)
4. Методика 6x6x6. II этап – трёхстороннее сотрудничество.
а) Деление на группы.
– Сейчас мы объединимся в группы трёхстороннего сотрудничества. Те знания, которые вы добыли в своих группах раннее, помогут вам выполнить следующее задание, но уже в новых рабочих группах.
– На ваших карточках-листочках записаны цифры:
1 группа – цифра 1;
2 группа – цифра 2;
3 группа – цифра 3.
б) Множественное число имени прилагательного.
Работа с текстом учебника Л.М. Зелениной – стр.117 упр. 36.
чтение текста;
объяснение пропущенных орфограмм;
задание: выпишите словосочетания прилагательных с существительными, поставьте вопрос и выделите у имён прилагательных окончания.
1 группа – из 1,2 предложения;
2 группа – из 3, 4 предложения;
3 группа – из 1,5 предложения.
– Определите род и число имён прилагательных. Что особенного вы можете сказать? (во множественном числе род не определяется).
– Какие окончания стоят во множественном числе? (вывесить таблицу-опору).
в) Член предложения – определение.
– А теперь поиграем в нашу любимую игру и составим предложения.
– Скажите, к какому времени года можно отнести все слова, услышанные вами на уроке? («Весна»)
– Перед вами длинные полоски бумаги. Вам необходимо по 1 слову вписывать в предложение и передавать другой группе. Эта группа вписывает ещё 1 слово и так далее, пока не составим 3 разных предложения.
Ребята с места зачитывают составленные предложения.
– А теперь разберите по членам предложения и скажите, каким членом предложения является имя прилагательное.
Ребята делают вывод: Имя прилагательное является второстепенным членом предложения – определением и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
IV этап. Творческая работа.
Методика «Ковёр идей». III этап – индивидуализация деятельности.
– Вы сегодня многому научили пса.
– Посмотрите, появился наш зелёный кленовый лист. Он рад, что вы научили пса определять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания.
– Наш урок подходит к концу. Давайте, чтобы им не было совсем скучно, заселим дерево множеством листочков.
– Мы сегодня много говорили о прилагательном. Вы придумали много имён прилагательных.
– К какому времени года можно отнести все эти прилагательные? («Весна»)
– Напишите небольшой текст-описание на тему «Весна» (3-5 предложений). Начните со слова «Наступила…».
Ребята записывают свои тексты на индивидуальных зелёных листочках. После работы вывешивают на дерево. Несколько работ зачитывается.
V этап. Итог. Выявление самооценки.
– Ребята, скажите, смогли бы вы красочно описать весну, если бы в нашей речи не было имён прилагательных?
– Для чего необходимо использовать в речи имена прилагательные?
– Понравился вам урок?
– Если вы считаете, что вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, повесьте ваши листочки высоко на дерево. Если у вас что-то не получалось, вы чувствовали себя неуверенно на уроке, повесьте свои листочки пониже.