Цель урока: овладение универсальными учебными действиями как возможность самостоятельного успешного усвоения школьниками новых знаний, умений и компетентностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастерская творческого письма "Снежинка"»
Алексеева Л.В.
Урок русского языка
2-3 класс
Мастерская творческого письма
Тема: Сочинение «Красавица зима».
Цель урока: овладение универсальными учебными действиями как возможность самостоятельного успешного усвоения школьниками новых знаний, умений и компетентностей.
Тип урока: урок-сочинение, развитие речи
Вид урока: урок-мастерская.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обучение грамотной и выразительной передачи своего опыта эмоционального восприятия жизни, самостоятельности суждений, развитию устной и письменной речи.
Метапредметные:
Познавательные:
Формирование умения определять основную мысль и строить текст в определенной композиционной форме, умения извлекать информацию, представленную в художественных и музыкальных произведениях, понимать и передавать язык музыки и художественных произведений.
Коммуникативные:
развитие навыков сотрудничества в совместном решении учебной задачи.
Регулятивные:
формирование умений достигать результата, используя общие интеллектуальные усилия;
формирование умений понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Личностные:
овладение моделями учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
развитие познавательного интереса к окружающему миру, природе в целом.
Технологии обучения:
технология «Французские мастерские»
здоровьесберегающие технологии.
Принципы обучения:
деятельностного подхода,
сотрудничества.
Форма организации учебно-познавательной деятельности:
индивидуальная;
групповая.
Здоровьесбережение на уроке:
проветривание класса;
температурный режим (t +18-22);
хорошее освещение;
правильная посадка (мебель соответствует росту детей);
смена видов деятельности;
положительный психологический настрой;
физкультминутки
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Дополнительный материал по теме «Зима».
Ход урока.
1.Организация.
- Ребята, Сегодня на уроке у нас гости, посмотрите на гостей, подарите им свою добрую улыбку. Улыбнитесь друг другу. Настроимся на успешное занятие, создадим атмосферу добра и хорошего настроения.
- Сегодня у нас необычный урок, мастерская слова. Все вы станете мастерами. Кто из вас знает, что такое мастерская? Сегодня мы будем мастерить слова. Добро пожаловать в нашу мастерскую!
2. Индукция.
Хочу рассказать вам одну историю. Она произошла со мной вчера, когда я
возвращалась домой с работы. Стоял тихий вечер. Мой путь шёл через рощу. Я шла, любовалась зимними красками, наслаждаясь красотой природы, как вдруг прямо над головой услышала странный голос. Он испуганно шептал: «Ой, как страшно! Что делать? Все мои друзья куда-то летят! Не пойму, что происходит! Что же делать? Надо куда-то лететь? Но ведь я погибну, меня затопчут! А если я останусь здесь? Что же мне делать? Я подняла голову, посмотрела туда, откуда доносился таинственный шепот, но не увидела никого. Только нежные, хрупкие снежинки кружась, падали на землю, устилая её мягким ковром. Я еще немного постояла, прислушиваясь, но больше так ничего и не услышала…
Вот такая история ….
Какие чувства у вас возникли, когда вы её слушали?
Дети: Мне показалось удивительным то, что голос раздавался, но вы никого не увидели..
-Я тоже думаю, кто бы это мог быть?
-Да, странная история, я тоже удивился.
-А может это снежинки разговаривали?
-Да, может быть снежинка? Снежинки падают, она испугалась, что если упадёт, её затопчут…
-И одной плохо, одиноко…
Учитель: Мне очень понравились ваши ответы. Я тоже думаю, что наверно это была снежинка.
Ну а сейчас, скажите, мой рассказ - это быль или выдумка? На что он похож?
Дети: Он больше похож на сказку.
-Да ведь снежинки на самом деле не умеют разговаривать.
Учитель: Совершенно с вами согласна. На самом деле, когда я шла по роще, вокруг было сказочно красиво, и мне захотелось пофантазировать, вот я и придумала эту историю для вас. А давайте придумаем ей продолжение.
Дети: Давайте.
Учитель: Что могло произойти с этой снежинкой?
Ответы детей.
Учитель: Здорово. Молодцы. Мне нравится, что вам не захотелось, чтобы снежинка не погибла, и вы придумали, как сделать, чтобы его не затоптали прохожие. Ребята, а что такое снег? И почему он хрустит под ногами?
Дети: Снег – это множество снежинок, и когда мы на них наступаем, ломаются лучики снежинок. Из-за этого создаётся такой хруст.
Учитель: Вот поэтому, чтобы наша снежинка не сломалась, не погибла под ногами и продолжала жить, мы вырежем её из бумаги. Сколько концов имеет снежинка?
Дети: Если внимательно посмотреть, все-все снежинки шестиконечные.
Вырезание снежинки
(Физминутка. )
Учитель: Скажите, что можно увидеть, почувствовать в зимнем лесу?
Дети отвечают. Учитель обсуждает с ними их ответы.
Учитель выводит на экран репродукции картин и фотографии с видами зимней природы, сопровождаемые музыкой «Времена года» Чайковского. Затем ставит задачу перед детьми рассказать, о чем эта музыка, что в ней слышится, какое в ней настроение.
Учитель спрашивает детей, узнали ли они авторов картин, композитора? Если дети не могут ответить, он сам называет имя композитора и название музыкального произведения.
3.Самоконструкция.
-А сейчас я предлагаю поработать в группах. И вот вам задание: обведите трафарет снежинки по контуру, а затем подумайте и запишите внутри слова, которые пришли в вашу голову, посмотрев на снежинку. Первое слова, наверное, зима, т.к. снежинки бывают зимой. Продолжите писать дальше слова. Помогайте друг другу, работайте сообща.
Работа в группах.
Дети пишут слова, затем каждая группа представляет всем свои варианты, зачитывает слова.
Учитель слова записывает на доске: зима, снег, снежинки, мороз, деревья, лес, сказка…
Учитель. А теперь возьмите тот цвет фломастера, который ближе вашему настроению и обведите те слова, которые можно объединить темой «Зима».
Дети работают.
Учитель. А сейчас, используя эти слова, придумайте и запишите словосочетания, можно выйти за контур снежинки.
Дети работают.
4. Социализация
Учитель. Поделитесь, что получилось.
Дети (представители групп) читают словосочетания. Одновременно происходит оценка и коррекция. Если получилось нераспространённое предложение, а не словосочетание, дети указывают на ошибку, приводят доказательства своей правоты.
Учитель: Зима очень красивое время года. Ни один человек не может остаться равнодушным к зимним пейзажам. Не зря многие писатели, художники, поэты и музыканты, вдохновленные красотой зимней природы, сочиняли замечательные произведения: картины, стихи, рассказы, песни. И сегодня я предлагаю вам побыть писателями и создать своё произведение, в котором будут записаны мысли, чувства, ощущения, возникающие у вас, когда вы думаете о зиме, рассматриваете её пейзажи.
Чтобы описание зимней природы было точным и выразительным, мы должны собрать необходимый материал.
«Зимний» словарик уже готов (слова на доске)
-Используя данные слова, составьте несколько красивых распространённых предложений.
( Ребята говорят предложения)
Выбор «красивых» слов и словосочетаний из текстов стихов.
-У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подчеркните понравившиеся вам слова и словосочетания, которые отражают красоту этого времени года. (Приложение №1)
Приложение №1
В окно кто-то постучал. Подбегаю, смотрю и глазам не верю. Все белым-бело! Это выпал пушистый снег и окутал все вокруг. Стало так красиво и необычно. Родилась сказка.
Зима! Перед глазами одна картина сменяет другую. На одной белеет поле. Оно искрится под лучами солнца. На другой - волшебный лес. Деревья стоят в зимних шубах и шапках. Молодые елочки спрятались под снегом и превратились в диковинных животных. На третьей - речка с прозрачным льдом, где можно вдоволь покататься на коньках. А потом еще одна чудная картина. Идет пушистый снег. Он кружится, падает на землю и накрывает все мягким ковром. В такую погоду хочется помечтать. Закрываю глаза и попадаю в волшебную сказку. Снеговик берет меня за руку и ведет на лесную полянку. Под звуки небесной музыки танцуют девочки - снежинки. Так все чудно кругом! Но вот снеговичок говорит, что пора возвращаться. Мы снова дома. Я смотрю в окно и вижу зиму-волшебницу. Она такая же красивая, как в сказке. Снежинки порхают в воздухе.
Светло и чисто на душе. Радость переполняет сердце, хочется петь.
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Стоишь и любуешься их вершинами, унизанными ожерельями лиловых шишек. С восторгом смотришь, как, весело посвистывая, перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов (И.С.Соколов-Микитов).
2) Составление плана.
-Необходимый материал мы собрали. Что дальше нужно сделать, чтобы правильно составить рассказ?
(ответы детей)
-Да, нужно составить план текста. С чего начинается любое сочинение?
(Вступление)
-Эту часть нужно озаглавить. О чем будем рассказывать в этой части? ( Что наступила зима - любимое время года.) Как же озаглавим?
-О чём напишем в основной части? (Об изменениях в природе, о её красоте, о преобразованиях). Как назовём эту часть?
-Что нужно отразить в заключительной части? (Своё отношение к происходящему)
-Как можно назвать часть?
Получился план:
Приход зимы.
Зима - прекрасное время года.
Любимое время года.
Учитель: А сейчас мы с вами перейдем к написанию сочинения…. Но…любая работа должна выполняться с радостью, с улыбкой. Представьте, что внутри вас живёт маленькая улыбка, и вот она стала расти, и озаряет вас изнутри. Почувствуйте, как вместе с улыбкой в вас рождается хорошее настроение, вы улыбаетесь себе и всем вокруг.
Итак, мы начинаем работать .
Дети пишут сочинения.
5.Афиширование.
Сочинения вывешиваются на доске. Дети могут подойти, почитать, кто захочет, может прочитать вслух своё сочинение.
6.Разрыв.
Учитель: Какие месяцы по календарю считаются зимними? А когда же зима приходит в наши края в действительности? Предлагаю ответить на вопрос, какой темой можно объединить эти слова?
Хмурень, ревун, дождезвон, златоцвет, позимник, листопад, грязник, хлебник, капустник, свадебник, листогной, листокос, полузимник, бездорожник, грудень (осень, названия осенних месяцев в старину)
Разобьём по месяцам.
Учитель предлагает прочитать еще одну группу слов (Новый год, свадьба, урожай, ненастье, капустник, пироги), спрашивает, можно ли их объединить одной темой?
Если дети ответят, что можно было бы , если бы не «Новый год», учитель не соглашается, раньше Новый год отмечали осенью, и только в эпоху Петра Первого по его указу Новый год стали отмечать 1 января.)
7.Рефлексия.
Учительпредлагает учащимся высказать впечатления от урока
Выбирают символы-смайлики, высказываются, определяют своё отношение к уроку, выражают эмоции.