Мастер - класс Реализация современных технологий в учебном процессе (А. Л. Барто "Вовка - добрая душа")
Мастер - класс Реализация современных технологий в учебном процессе (А. Л. Барто "Вовка - добрая душа")
Требования современного образования нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться". Такую задачу ставит технология критического мышления. Один из популярных приёмов этой технологии является - "Ромашка Блума".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс Реализация современных технологий в учебном процессе (А. Л. Барто "Вовка - добрая душа")»
Реализация современных технологий в учебном процессе
(«Ромашка Блума» как один из приёмов технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения)
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады встрече с вами и надеемся на вашу помощь и сотрудничество на мастер-классе.
Уважаемые коллеги, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хорошую и плодотворную работу.
На современном этапе в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект
Требования современного образования нацеливают на принцип "учить не науке, а учить учиться".
Такую задачу ставит технология развития критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 этапа (стадии). Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов. КМ предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1. Вызов - подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы.
2. Этап осмысления – предполагает ввод новой информации.
3. Рефлексия – творческое развитие, осознание уже вновь приобретенной информации.
А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Сегодня мы хотим вам продемонстрировать один из популярных приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Этот прием называется "Ромашка Блума" или «ромашка вопросов и ответов». Он достаточно популярен в мире современного образования. Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован не только учителем начальных классов, но и учителем любого предмета. «Ромашка Блума» помогает научить детей задавать вопросы. А нужно ли их учить задавать вопросы? Перефразируя высказывание Элисон Кинг, можно утверждать, что «умеющие задавать вопросы, умеют мыслить».
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?" Вопрос следует начать со слова – придумай….
5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?"
6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.
Варианты использования "Ромашки Блума" на уроках
Возможны два варианта:
• Вопросы формулирует сам учитель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать учащимся примеры, способы работы с ромашкой.
• Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.
Мастер - класс на тему «А.Л. Барто «Вовка – добрая душа»
Цели: 1) предметная - обучение выразительному чтению;
2) развивающая - развитие критического мышления.
Цель: создать условия для развития навыков выразительного чтения и чтения по ролям, определения настроения стихотворения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
развивать коммуникативные навыки при коллективном обсуждении выступлений ребят;
формировать способность оценивать собственные знания и умения по литературному чтению;
формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
оценивать результат собственной учебной деятельности;
формулировать цель, задачи учебной деятельности с помощью подводящего диалога учителя;
осознавать и принимать учебную задачу
Познавательные универсальные учебные действия:
учить формулировать учебную задачу, отвечая на проблемный вопрос
добывать новые знания:
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Доносить свою позицию до других людей вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
строить осознанно высказывание в устной форме.
Предметные результаты:
научить определять основную мысль произведения и его настроение
развивать технику выразительного чтения и чтения по ролям
I. - Доброе утро! Придумано кем-то
Просто и мудро при встрече здороваться!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длиться до вечера!
Дорогие ребята! Предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!» повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
-желаю (соприкасаемся большими пальцами)
-успеха (указательными)
- большого (средними)
-во всем (безымянными)
- и везде (мизинцами)
- здравствуйте (ладонями).
Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Поэзии, и сегодня нас ждет встреча с творчеством известной поэтессы. Посмотрите на слайд, кто автор этих книг? – А.Л. Барто - одна из самых известных детских поэтесс.
(1 минута)
- А. Барто очень верила в доброту и чуткость детей. Произведение, с которым мы сегодня познакомимся, рассказывает о таких добрых детях.
- Давайте узнаем название произведения, с которым нам нужно познакомиться. Расставь слово в нужной последовательности.
«Вовка – добрая душа»
Итак, тема нашего занятия «А.Л. Барто «Вовка – добрая душа»»
II. – Детские стихи Агнии Барто знают и взрослые и дети. Проверим как вы их знаете.
(3 минуты)
- Я предлагаю вам разделиться на 6 групп. Для этого продолжите начатое мной стихотворение:
1) Наша Таня… (вызвать и пусть выберет себе в группу 2-х человек)
2) Уронили мишку…
3) Зайку бросила хозяйка…
4) Идёт бычок…
5) Весна, весна ..
6) Спать пора! Уснул…
- Я сегодня предлагаю вам поработать по ромашке Блума. Всем вам роздано стихотворение А. Барто «Вовка – добрая душа» и лепестки, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Каждая группа будет работать по своим вопросам.
На работу отводится 5 минут. Вопросы пишем на листочках, по одному вопросу на каждый лепесток.
Затем один представитель от группы познакомит всех с результатом вашей работы.
III. Представители от групп зачитывают результаты своих исследований. Крепят вопросы на ромашку.
(3 минуты)
IV. Итог занятия.
- Чему нас учит это стихотворение? (доброте)
- Правильно, ребята. И не забывайте, что
Добрым быть, совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются и взрослые и дети.
А в конце нашего занятия давайте составим синквейн слова «доброта»
Я напомню вам, как составляется синквейн, схему-опору вы видите на слайде.
1. Тема (выражена 1-м существительным).
2. Описание темы в 2-х словах (обычно используются прилагательные).
3. Описание действий в рамках данной темы, программы (3 глагола).
4. 4 слова, предложение, выражающее отношение к теме.
5. Одно слово, синоним, эмоциональное, образное обобщение темы.
(3 минуты)
2. Чтение синквейнов. (3 минуты) А вот какой синквейн составила я.
Надеюсь, сегодня вы не ленились
И новому вместе с героем учились.
Ладошки все вместе сейчас поднимите
И цвет настроения мне покажите.
Хотите быть похожим на Вовку – зеленая, нет – красная.
Спасибо за работу! И всегда делитесь своей добротой!
Закончить свой мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:
«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»
Я благодарю вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности. Успехов вам и вашим ученикам.