«Творческая деятельность младших школьников на уроках литературного чтения».
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
У МК«Школа России» 1 класс
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ СОШ №1 села Покойного
Халикова Мадина Рамазановна
2021 год
Тема: Творческая деятельность младших школьников на уроках
литературного чтения.
Здравствуйте! Уважаемые коллеги и члены жюри! Я рада приветствовать вас на своем мастер классе. Но для начала покажите мне свои ладони, говорят по ладоням можно рассказать судьбу человека. Но я этого делать не буду А теперь похлопайте так громко, насколько вы вообще способны. Спасибо большое. Но на самом деле вы несколько мне не аплодировали, мы сейчас с вами немного разминали те, очень важные точки, которые расположены у нас на ладошках. Мы взбодрились и готовы к последнему завершающему мастер - классу.
Я не случайно начала мастер – класс с такой разминки, любую деятельность, любой урок, я стараюсь начать с психологического настроя детей. Ведь психологический настрой, психологическое состояние, здоровье детей неотъемлемая часть творческого процесса. И если я уже заговорила о здоровье, то позвольте мне вспомнить изречение Гиппократа «Чистота залог здоровья!» Вот какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это высказывание? (…ответы коллег)
Говоря про чистоту, все в основном подразумевают чистоту тела, забывая о чистоте помыслов, о чистоте души и чистоте взаимоотношений. Взаимоотношений нас с окружающим миром, с друзьями, с близкими, с семьёй, с коллегами и конечно же с нашими учениками. Мы все подвержены стрессовым факторам и учителя, и дети. Но мы взрослые и нам легче противостоять каким-то трудностям, то детям сделать это гораздо сложнее. И если ребенок психологически не настроен на урок, то о каком творчестве вообще может идти речь?
У меня творчество, паллет души ассоциируется с легкостью и динамичностью шелкового платка. Так, что же нам порой мешает настроиться на творческий лад?.. Обида, всем нам знакомое чувство, на то что ученики не выполнили д/з или по контрольной не тот результат который вы ожидали. Следующее - гнев, раздражительность, на то что ситуация вышла из-под контроля, что устал, что что-то не получилось.
В итоге, что мы получили? Как видите никакой легкости то и нету, пропала легкость. Что с этим делать?
Только от нас с вами зависит, что мы будем выбирать. Возможно, заменяя обиду, гнев и раздражительность, на заботу и поддержку мы с вами сможем развить творческий потенциал, творческое мышление у младших школьников.
Ведь как богат порой наш русский язык, когда мы хотим покритиковать, указать на ошибки, что что-то не так. И наоборот, какими простыми фразами мы пользуемся, чтобы похвалить ученика на уроке. Я предлагаю сыграть вам в игру-аукцион. Разделимся на две команды, команда 1 и 2. Ваша задача сейчас назвать те фразы и те при помощи, которых мы можем похвалить ученика. Та команда, которая назовет заключительное слово, та и победила. Начинает команда 1. (…)
На самом деле вижу, что запас слов поддержки достаточно большой, победила дружба.
Ну а теперь давайте перейдем непосредственно к теме моего мастер-класса. Хочу рассказать о том, как я провожу работу по развитию творческих способностей своих учеников на примере русской народной сказки «Гуси лебеди», которую мы изучаем в 1 классе ещё в период обучения грамоте. То есть, когда дети только учатся составлять предложения по иллюстрациям и строить из них текст. И на внеурочной деятельности, я решила познакомить детей с содержанием сказки. Но все мы практики и понимаем, что ребенку трудно просто сидеть и слушать сказку, поэтому я внесла в урок элементы творческой игры.
И так начнем: Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. (2 слайд)
Собрались раз отец с матерь… (куда?) в город, на ярмарку
И наказывают Маше беречь братца (Что значит наказывают?)
Правильно просят, говорят, как надо делать. Не даром говорят, родительский наказ всё равно, что царский указ.
А вам родители дают наказы? Что они говорят? Нравится вам их выполнять? Всегда получается их выполнять? (нет)
Вот и Маша посадила братца на травку под окном и побежала на улицу, к подружкам. (3 слайд)
Не успела оглянуться, как вдруг… что случилось? (пропал братец)
Ахнула она, кинулась туда, сюда — нигде Ванюшки не видно.
-Какое чувство испытала она? (страх, испуг, ужас) когда мы боимся у нас расширяются глаза, приподнимаются брови, открывается рот, какое лицо стало у Машеньки, покажите? Мы даже можем схватиться руками за лицо, покажите. От страха, можно даже заплакать, что же сделала Машенька? (заплакала) а потом? (Пошла братца искать), а зачем это? (мама поругает ) а еще потому, что она его очень любила. Сама виновата, сама и найти братца должна.
Выбежала Маша в чистое поле, глянула по сторонам. Видит — метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за тёмным лесом. (4 слайд)
Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли её братца.
А какими должны быть лебеди, чтобы унести братца? (сильными). Давайте придадим им силу с помощью геометрических фигур.
Вы попробуйте собрать лебедя из деталей танграма. (5 слайд)
Для детей, которые самостоятельно не могут выложить, нужно подготовить цветные образцы на бумаге.
У кого получилось, молодец. Похвали себя, это так здорово уметь за себя порадоваться.
Кто не сделал, может спокойно продолжать.
Бежала, бежала Маша, видит — стоит в поле… печка. (6 слайд) Маша к ней и что она говорит?
— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
А печка?
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
А Маша?
— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...
А давайте покажем, как она это сказала. ()
Как вы думаете, какая она здесь? (…)
Многие детки говорят гордая, но гордая это когда она что-то сделала и получила от этого удовольствие и теперь может собой погордиться. Здесь, наверное, больше подойдет слово горделивая, горделивый человек это тот, кто хвастается, но не своими успехами. (надменная, заносчивая, высокомерная)
Печка ей не сказала. Что делать, побежала девочка дальше.
Бежит, бежит и кто ей встретился дальше? (яблонька) (7 слайд) Маша к ней и …
— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
А яблонька?
— Поешь моего лесного яблочка — скажу.
А Машенька?
— У моего батюшки и садовые не едятся... Давайте мы покажем, как она стоит.
Посмотрите, она не поздоровалась, не обратилась к ней с вежливой просьбой. Она сразу спросила, а потом еще заносчиво сказала. Раз она не употребляет вежливых слов, то какая она? (невоспитанная, грубая)
Да, грубо сказала Машенька, яблонька ей и не ответила. А вам приятно отвечать грубым людям?
Вот побежала Маша дальше и видит: течёт молочная речка — кисельные берега. (8 слайд) Маша к ней и как она стала, покажите. Посмотрите друг на друга, приятно на такую смотреть? И что она…
— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
Как речка ответила?
— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.
И снова Маша
- Ооо, у моего батюшки и сливочки не едятся!
Каприза, да?
И речка ей не ответила. Почему так получилось, что ни печка, ни яблонька, ни речка не стали отвечать девочке? (Она была заносчивая, капризная, грубая, горделивая)
Вот если бы вам пришлось общаться с такой девочкой, вы бы хотели с ней дружить? (нет)
Действительно у таких людей никогда не будет друзей.
Ну а что же произошло дальше? Маша все же нашла Ванечку, он сидел у избушки Бабы-яги и играл с золотыми яблочками. (9 слайд) Тут она схватила братца, покажите как (обхватывают себя руками) и побежала. (10 слайд) Давайте покажем как, встали и побежали.
А Баба- яга увидела, рассердилась, покажите, и закричала, гуси-лебеди летите и Иванушку назад воротите. (11 слайд) Что значит воротите? Верните, именно так.
Бежит бедная Маша с Ванечкой на руках, страшно ей, вот-вот ее гуси лебеди догонят и увидела она… речку?
И говорит ей, послушайте, речка матушка, спрячь меня с братцем. Что изменилось? (стала нежнее, вежливее, ласковее)
Речка ей говорит, поешь моего кисельку и что же Маша… поела?
Да, она покорно съела киселек, когда нам очень нужна помощь, когда нам предлагают помощь, мы становимся покорными и послушными.
Давайте поможем им и из салфетки сделаем укрытие для них. Работают с салфеткой. Какие разные у всех берега. (12 слайд) Пролетели гуси, выбралась Маша с Иванушкой и … поблагодарила речку, за то, что она их спрятала и побежали они дальше.
И встретили яблоньку, опишите яблоньку. Снова Маша была вежлива и приветлива, и не отказала яблоня ей в помощи. (13 слайд)
Давайте её за это нарисуем, но не обычным способом, как мы привыкли, а двумя руками. Сначала в воздухе, потом на листочке. Возьмите в обе руки по карандашу и определите точку в верхней части листа, с которой вы начнете рисовать яблоньку, затем одновременно обеими руками ведите плавные закручивающиеся линии вниз.
-Дорисуйте яблочки.
Скажите, так почему же Маша согласилась съесть лесное яблочко…? Конечно, чтобы спасти братца. Ведь это по её вине гуси лебеди его унесли. Это называется ответственность.
Ответственность- это значит, что тебе доверили какое-то важное дело. И если с ним начнутся проблемы, то ты должен будешь их решать. Поняла Машенька свою ответственность?
И вот бежит она дальше, родимый дом уже близко, а гуси- лебеди не отстают, совсем близко. И вот увидела она … печку и как обратилась к ней?.. Сударыня печка, спрячь нас от гусей-лебедей. И снова печка попросила девочку съесть ржаной пирожок и открыла печь своё устье, отверстие где выпекают пирожки. (14 слайд) Забрались туда Маша с Иванушкой и гуси – лебеди их не нашли и улетели обратно. Выбрались они из печки и что сделала Маша…? Поблагодарила. Благодарность - это не просто уметь сказать хорошие слова. Благодарность - это чувство признательности к кому-нибудь за оказанную помощь, умение принять эту помощь. Скажите, будут родители благодарны Машеньке? (15 слайд)
Скажите, какой была девочка, когда бежала за братцем в след за гусями? (грубая, испуганная, заносчивая…) А когда бежала обратно? (вежливая, ответственная, благодарная, а еще она научилась покорности…)
А чему учит нас эта сказка? Сказка «Гуси-лебеди» учит любви к родным и близким, ответственности, благодарности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу.
Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой.
Скажите, хорошая девочка Маша? (да, нет) А что значит быть хорошим человеком? (добрым, смелым, вежливым, проявляющий уважение и чуткость)
На хороших и плохих людей делят их поступки. А главное, если ты даже и поступил неправильно, нужно вовремя исправить свою ошибку.