Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему: «Использование настольных игр на уроках и внеурочной деятельности в начальных классах»»
Мастер-класс на тему:
«Использование настольных игр на уроках
и внеурочной деятельности в начальных классах»
Нижевязова Дарья Дмитриевна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
Цель мастер-класса:
Научить педагогов применять разные виды настольных игр на уроках, как средство мотивации и активизации деятельности учащихся, как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.
Задачи:
- познакомить с разными вариантами настольных игр, применяемых нами на уроках и внеурочной деятельности;
- показать возможности использования настольных игр для достижения поставленных учебных задач;
- продемонстрировать проект игры по русскому языку «Грамотей-ка» на знание правил орфографии и развитие речи учащихся 1-2 классов.
Оборудование:
Видеопроектор, ноутбук, разработки настольных игр (домино, лото, мемо-карточки, настольная игра)
Целевая аудитория:
Мастер-класс будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования и воспитателям ГПД.
Этапы работы:
Мотивация аудитории. Актуальность.
Наверно, каждый знает, что такое настольные игры. И сейчас в мире настоящий «бум» настольных игр, магазины просто завалены различными играми: от самых простых «ходилок» до сложных стратегий. Именно в игре ребенок впервые получает возможность работы в команде (со взрослым, с другом, с братом или сестрой), положительные опыт от победы и учится проигрывать.
Кроме того, настольные игры помогают активизировать все группы учащихся, как сильных, так и средних и слабоуспевающих. Именно во время игры в малых группах учащиеся имеют возможность раскрыться как члены коллектива, нередко определяются и новые лидеры. И если в обычном учебном процессе ребенок часто неактивен, апатичен, то в игре легко включается в работу и работает наравне со всеми.
Постановка целей и задач работы.
Основная цель настольных игр – это, несомненно, мотивирование учащихся, включение в процесс всех категорий учащихся. Стоит отметить, что использование игровых технологий позволяет нам, педагогам, разнообразить работу на уроке, что, в свою очередь, помогает удержать внимание учащихся на проблемах, изучаемых на уроке, и добиться наилучшего результата.
Для этого мы применяем различные варианты настольных игр, которые разрабатываем сами или в соавторстве с учителями начальных классов.
А цель нашей работы сегодня – научиться применять настольные игры в своей повседневной деятельности, увидеть их потенциал и активно его использовать в своей педагогической практике. А чтобы работа была более продуктивной, просим вас активно включаться в процесс.
Непосредственное знакомство с играми.
Мы познакомим вас с теми играми, которые применяются на наших уроках. И начнем мы с самых простых игр.
Все вы узнали домино. Домино позволит нам проверить знания учащихся, а также закрепить их. Одним из вариантов такого домино служит «арифметическое домино». Но для вас немного мы усложняем задачу и предлагаем сыграть в домино на тему «Сказки». Здесь вам предлагается соединить произведение с его автором.
Еще одним хорошим вариантом игры на уроке является лото. Слоговое лото, которое очень легко создать даже в формате MS Word, позволит учащимся научиться читать сначала открытые слоги, потом закрытые, а далее и слова целиком. Таким образом, очень трудоемкий процесс обучения чтению становится для детей интересной игрой.
Дальше мы можем создавать лото по другим предметам. Так учащиеся легко запомнили названия птиц и насекомых, старинные музыкальные инструменты, геометрические фигуры, сказочных героев, таблицу умножения. Итак, мы предлагаем вам сыграть в лото и вспомнить названия диких и домашних животных.
Перейдем к еще одной довольно простой, но очень полезной игре: мемо-карточки. Эта игра не только позволяет учителю повторить с учащимся определенную тему, но и развить их память и внимание. Здесь учащимся предлагается открывать карточки и находить парные за определенный промежуток времени.
Данную игру можно сделать интерактивной либо распечатать обычные карточки. Эту игру можно провести на любом этапе урока (в качестве актуализации, для первичного закрепления, мотивации или рефлексии) и практически по любой теме. Эта игра помогает закрепить с учащимися состав чисел, написание римский цифр, таблицу сложения, синонимы, антонимы и фразеологизмы.
Очень интересно проходят уроки с использованием игры-ходилки, когда учащиеся бросают кубик, ходят на нужное количество клеток и выполняют задания, чтобы иметь возможность сделать следующий ход. Этот прием очень хорошо использовать, когда нужно закрепить полученный материал или подготовиться к самостоятельной работе. Доходя до финиша, дети не только решают разные виды задания, но и собирают какое-то слово, правило или пословицу, которая помогает им сделать вывод по уроку, или отвечает на вопрос, поставленный учителем в начале занятия.
Таким образом, учитель решает сразу несколько ключевых задач: мотивирует учащихся, направляет их работу в нужное русло, ведет их от простого к сложному, обобщает полученные знания и подводит к выводу по уроку (занятию). А значит, работает строго по ФГОС. Данную заготовку игры можно создать практически в любой программе (Power Point, Smart Notebook и др.) и использовать на любом уроке и по любой теме.
А сейчас предлагаем познакомиться с данной игрой и проверить свои познания не только в орфографии, но и в знании пословиц и поговорок, скороговорок, сказочных персонажей, показать свои умения решать ребусы и анаграммы. Именно разные виды задания помогают учащимся развивать орфографическую зоркость. Играть в нее можно как индивидуально, так и в парах и малых группах. Для более продуктивной игры я предлагаю вам разделиться на команды и поиграть со мной.
Подведение итогов работы. Рефлексия участников мастер-класса.
Это лишь малая часть игр, которые делают работу учителя более разнообразной, а процесс обучения более интересным. Ведь можно создавать карточные игры практически по любой теме окружающего мира (природа, животный мир, насекомые, комнатные растения), русского языка (пословицы, афоризмы, антонимы и синонимы, вежливые слова), математики (геометрические фигуры, комбинаторные задачи).
Таким образом, использование настольных игр на уроках и в кружковой деятельности позволяет сделать будничные шаги по изучению материала интересной и увлекательной дорожкой к знаниям.
А что вы вынесли для себя из этого мастер-класса? Попробуйте ответить на несколько вопросов:
Для чего применять настольные игры на уроках?
На каких уроках можно использовать данную технологию?