Тема: Терпимость и терпение.
1.Актуализация знаний. Ребята, мы уже много знаем о нормах морали. О каких понятиях мы говорили на прошлом уроке? Я предлагаю поиграть в игру « Я хочу задать вопрос». Вы можете задать вопрос по данной теме любому однокласснику. | Слова Вежливость. Добро и зло. Дружба и порядочность. Честность и искренность. Терпение и труд. |
2.Определение темы урока. Ребята, сидящие в паре, возьмите друг друга за руку. Итак, не отпуская рук, вам предстоит сделать бумажный кораблик. (На слайде схема в помощь тем, кто не знает технологии изготовления). Чья пара выполнит работу, поднимет кораблик свободными руками над головой Трудно было в паре работать? Что ощущали? -Благодаря чему вы смогли выполнить задание? -Какое качество вы проявили? Кто догадался, какая тема урока? Что бы вы хотели узнать по этой теме? Отметьте на шкале ваши знания по данной теме. | Запись темы урока в тетрадь Тема: Терпение и терпимость. • Что такое терпение и терпимость? • Как терпение и терпимость проявляются в поступках людей? • Как воспитать в себе терпение и терпимость? |
Как можно решить эту проблему? Что такое терпение? Давайте обратимся к словарю Ожегова Это многозначное слово: 1) Способность терпеть. 2) Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле Что такое терпимость? Словарь Ожегова Давайте обратимся к словарю. Терпимость – это умение человека доброжелательно воспринимать других людей с особенностями их внешности и поведения, недостатками и собственными взглядами, с которыми мы не всегда согласны -Чем терпение отличается от терпимости? Как называется терпимость в зарубежных странах? Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”. Что такое толерантность? Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. | Работа со словарём в группах Высказывания детей Например, о таком терпении составлены пословицы: Запастись терпением. Потерять всякое терпение. |
- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Можете ли вы назвать события, угрожающие миру? - Множество людей, после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Украины. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни. - Почему происходят войны? - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Мы должны проявлять милосердие! -Следует ли различать слова терпимость и терпение? Что такое терпение?(выдержка, самообладание). | - Война, теракты ….
Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой, …
|
Закрепление понятий «терпение», «терпимость» В маршрутном листе у вас есть определение понятий «Терпение» и «Терпимость», обсудите и впишите эти термины. ________________________- умение человека воспринимать других людей. ________________________ - безропотно и стойко переносить страдание, боль, неприятное, нежелательное, тяжёлое. - Проверка работы по слайду | Работа в парах |
О таких качествах человека, как терпимость и терпение составлено очень много пословиц. Составьте пословицы, объясните значение каждой из них. (В маршрутном листе) (Проверка по слайду ) Без терпения – вытерпишь и в большом. Терпение и надежда-нет умения. Научишься терпеть в малом, вместе идут. И сейчас каждой паре предстоит вместе потрудиться. | Самостоятельная работа с определениями «терпение», «терпимость» Работа над пословицами Работа в парах |
Работа по маршрутному листу. Рубрика «Мы новый мир построим сами!» - Обсудите и выберите те советы, которые помогут сделать наш класс, нашу школу, город, страну пространством терпимых отношений. Вычеркните лишнее. Зачитайте. * Помогать друг другу, быть дружнее, защищать слабых. * Не общаться с людьми, не похожих на меня. * Стараться понять друг друга, не ссориться. * Грубо разговаривать с людьми другого вероисповедания. * Стараться самому стать лучше, уважать друг друга. * Не слушать других, только самому вести разговоры. *Быть терпимым к другой нации, вероисповеданию, внешности, привычкам. | листы клей-карандаш полоски-высказывания Вывод: |
Закрепление. _А сейчас я предлагаю вам обсудить в группах и выбрать, какими качествами характера обладает толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым? 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа Милосердие Честность Чуткость Забота Агрессивность Терпимость Доверие Деликатность Смелость Злость Раздражительность Чуткость Равнодушие Сотрудничество Сопереживание Эгоизм Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делят акцент между «своими» и «чужими». Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. | Работа в группах |
Итог - ТЕРПЕНИЕ НАЗЫВАЮТ ВЫСШИМ ПОДВИГОМ ПОТОМУ, ЧТО ОЧЕНЬ ТРУДНО НАУЧИТЬСЯ ТЕРПЕТЬ Просмотр видео: « Всё оставляет свой след» Беседа: Какая проблема возникла у молодого человека? Какая главная мысль этой притчи? Легко ли было добиться поставленной цели? Терпимость – это когда прощают чужие ошибки; когда не замечают их - Поднимите свой кораблик те, кто на уроке нашёл для себя много полезных советов, кто знает, как проплыть по морю жизни. Отметьте на шкале знаний сколько вы теперь знаете о терпении и терпимости. - Оцените работу вашей пары. | ВЫВОД: Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. ТЕРПЕНИЕ ПОМОГАЕТ БОРОТЬСЯ С НЕДОСТАТКАМИ. Для этого отметьте «галочкой» верные утверждения |
Физкультминутка
| |
Анализ ситуаций. Проанализировать ситуации. Найти нужные решения. - А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае? Ситуации. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три «2». Кто-то говорит, что он «неумеха», не будем с ним дружить!» Твои действия. Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель? Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей? Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать? | Правила работы в группе. 1.Уважай собеседника. 2. Старайся понять то, о чем говорят другие. 3. Отстаивай свое мнение тактично. 4. Ищи лучшие аргументы. 5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого. 6. Стремись учитывать интересы других. |
Рефлексия.(задание по группам) У вас на столах лежат ладошки- символ толерантности. Попробуйте на них написать синонимы к слову толерантность. Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, сострадание. (запись слов- синонимов на карточках-ладошках) Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям. - Что мы узнали на уроке? / Почему толерантность или терпимость приводит к миру?/ | |
9.Задание на дом - Раскрасьте жёлтым цветом те лучики, если этим качеством вы обладаете, а красным цветом те лучики, какому качеству вам хотелось бы научиться. | |