kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Малька провинилась" Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе + презентация к уроку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Малька провинилась" В.Белова разработана соучетом требований ФГОС. Презентация содержит сведения о биографии В.Белова и задания к анализу текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Малька провинилась" Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе + презентация к уроку»

Технологическая карта урока составлена учителем начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 5 г. Феодосии Республики Крым» ЛАВРИНЕНКО ЕЛЕНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ.

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе («Школа России») выдержана в соответствии с программными требованиями.

Технологическая КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В. и. БЕЛОВ «Малька провинилась» дата: 20.02.2019

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для ознакомления с биографией В.И.Белова, с рассказом В.Белова «Малька провинилась»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в парах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности

Планируемые результаты

Предметные:

научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста

Метапредметные:

познавательные: сравнивают мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;

коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные:

проявляют положительное отношение к учебному предмету, осознают его значение; проявляют интерес к учебному материалу, пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке,проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация в программе Power Point; дидактический раздаточный материал.


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

УУД

I. Организация начала урока

– Прозвенел звонок на урок. Пусть этот урок несет нам радость общения. (Создание ситуации успеха)

Прежде, чем начать работать,

Мы друг другу улыбнёмся.

С настроеньем преотличным

Мы в работу окунёмся!

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Коммуникативные: учатся слушать и понимать других, планируют сотрудничество.

Личностные: понимают значение знаний, имеют желание учиться

II. Проверка

домашнего задания

-Вспомните, какой темой объединены произведения, с которыми знакомились на прошлых уроках?

-Люби живое

.-Кто был главным героем прошлого урока? Назовите произведение и автора.

-Листопадничек из сказки Соколова-Микитова «Листопадничек.»

Возьмите лежащие перед вами листочки, в которые вы впишите правильные, по вашему мнению, ответы на вопросы теста.

1.Как называют охотники осенних зайчат:

А)осенничками Б)русачками В)листопадничками

2. Зачем убежал из родного гнезда маленький зайчонок?

А) искать сочную вкусную травку

Б) искать журавлиные тёплые страны

В) искать друзей в лесу

3. Звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок.

А) Бобры Б) Лисицы В) Выдры

4. Маленький зайчонок стал нянькой для

А) долговязых журавлят

Б) маленьких зайчат

В) пушистых бобрят

5. Как зайчонок попал на болото?

А) прилетел с журавлями

Б) перешёл через лес

В) выплыл на берег и побежал

6.По всему лесу Листопадничек прослыл:

А) сильным и умным

Б) храбрым и отчаянным

В) смелым и отважным

-А теперь поменяйтесь листочками и проверим работу друг друга.

В конце урока вы сдадите мне ваши листочки и каждый получит оценку за работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя





























Взаимопроверка


Регулятивные: планируют, контролируют оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определяют наиболее эффективный способ достижения результата


Коммуникативные: учатся слушать и понимать других, планируют сотрудничество.


Личностные: понимают значение знаний, имеют желание учиться.


III. Самоопределение к деятельности.



- Вспомните ещё раз сказку «Листопадничек». Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой?

Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете

- О какой любви говорилось в этой сказке?

О любви детей к родителям

- Любовь матери к своему ребёнку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- На этот вопрос нам надо ответить в конце урокаВ нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

Нужно прочитать, что зашифровано на доске, и объяснить,  как вы  прочитали.

«М про А ви Л ни Ь ла К сь А»

(на экране название произведения «Малька провинилась»

Сегодня мы познакомимся с рассказом В.И.Белова «Малька провинилась»

-Что значит «провинилась»?

Провинилась – сделала что- то не так, чувствует свою вину.

- Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

- Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

Узнать о жизни … (В.И.Белова).

Познакомиться с произведением … («Малька провинилась»).

Учиться … (Выразительно читать и анализировать текст).













Определяют тему урока




Отвечают на вопросы учителя




Ставят учебные задачи



Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.



Регулятивные: умеют высказывать свое предположение




Коммуникативные: обмениваются мнениями, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в коллективе, уважают мнение одноклассников




III. Изучение нового мате-

риала.


Знакомство с творчеством В.Белова



















Первичное восприятие

текста. . Словарная

работа



-Как вы думаете, кто на фотографии?

Писатель Василий Белов родился в семье крестьян 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области. Отца И. Белова убили на фронте в 1943 году и мать писателя Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей.

Окончил деревенскую школу, получил специальности слесаря, моториста и электромонтера. Первые стихи Белова, называвшиеся "На страже Родины", опубликовала газета Ленинградского военного округа, где он служил в 1952–1955 годах. После военной службы Василий Белов закончил Литературный институт имени Горького в Москве в 1964 году. После окончания института стал постоянно жить в Вологде, но не забывал своей деревни. Работалось ему здесь легко и плодотворно. Василий Белов – один из основателей жанра «деревенская проза». Герои его книг – люди удивительные, добрые и по-народному мудрые. Произведения писателя написаны ярким языком, проникнуты искренней любовью ко всему живому, к отчему дому. Василий Иванович писал о деревне, о простом человеке – труженике, о судьбе женщины – матери, о деревенских ребятишках,
о животных, о природе.

В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

Работа над текстом. Чтение текста хорошо читающими учащимися.

(Чтение 1 части)

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит


( Чтение 2 части)

- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

- Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!


- В каждой местности есть такие слова и выражения, которые придумали жители данной местности. Эти слова употребляются только в разговорной речи и называются просторечными. Понять их смысл можно только при чтении произведения. Такими словами и являются «шельма, блудня, батявка». Можно ли по звучанию определить, что это ругательства?


( Чтение 3 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?


( Чтение 4 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

- Ладно, пускай живут.


Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.


( Чтение 5 части)

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах.


( Чтение 6 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.


( Чтение 7 части)

Спросил у Лидии:

- Куда это Малька каждый день бегает?

- Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.


Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

- Понравился ли рассказ?

- Кто нам рассказывает этот текст?

- Как вы догадались?

- Где происходят события, описанные в рассказе?

- Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?


Физминутка

Не жалея сил и ног

Через страх бежал щенок!

Мимо грозного Полкана,

Мимо башенного крана

( И немножко мимо кошки),

Мимо тени на стене…

Мой щенок бежал ко мне!

Внимательно слушают.






















Определяют совместно

с учителем толкование слов.



Честит - ругает


Шельма нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня - ушедшая из дома и вернувшаяся после долгих скитаний.

Батявка - образовалось от праславянского "батать" - искать, бегая. Слово имело оттенок неодобрения, означало "лентяй", "бездельник". В этом рассказе «батявка» - гуляющая, болтающаяся без смысла.





Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник - человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.
























Деловито - не отвлекаясь, толково, серьёзно, озабоченно.






Всё впустую - всё зря, ничего не достигая.








Высказывают свое мнение









Выполняют физкультминутку

Познавательные: осуществляют структурирование знаний, извлечение информации из иллюстрации, текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания




Регулятивные: планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определяют наиболее эффективный способ достижения результата;




Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, учитывать разные мнения




Личностные: договариваться с людьми, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

IV. Продолжение работы над темой.


Анализ произведения














































Я поняла, что рассказ всем нам понравился. Постараемся понять, что помогло испытать при чтении разные чувства и живо представить героев. Беседовать будем с помощью вопросов.


-Кто главный герой этого рассказа?

- Давайте дадим характеристику главному герою.


- Назовите главного героя рассказа.

В кластере пишем МАЛЬКА.


- Кто такая Малька? (

В кластере пишем СОБАКА.


- Почему ей дали такую кличку?


Найдите в тексте рассказа и зачитайте, как автор оказался свидетелем описываемых событий?

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.


-- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

Какая Малька? Опишите её.(породистая собака или дворняжка)

В кластере пишем МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.


- За что ее ругала Лидия? Прочитайте.

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят.

В кластере пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.


Прочитайте, как ругала ее Лидия?

- Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала?  Найдите и прочитайте это место.

Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают


- Как хозяйка поступила со щенками? (отдала)

- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (скучала)


- Прочитайте, что однажды увидел автор? Чему он удивился?

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу.


- Куда и зачем каждый день бегала Малька?

Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка

В кластере пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.


- Как поступала с ней хозяйка?

Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

- Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

(через лаву, в другую деревню)


Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша.

- Как нужно читать эти строки, с каким чувством? (С восхищением).


В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША

- Какими словами, из составленной нами характеристики, можно выразить основную мысль рассказа?






Выполняют задания, отвечают на вопросы.


Познавательные:

осуществляют структурирование знаний, извлечение информации из текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания



Регулятивные: умеют высказывать свое предположение



Коммуникативные: обмениваются мнениями, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в коллективе, уважают мнение одноклассников




Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.




Регулятивные: умеют высказывать свое предположение




Коммуникативные: обмениваются мнениями, задавать вопросы с целью получения необходимой информации, могут работать в коллективе, уважают мнение одноклассников



Работа в парах


Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно собрать пословицы, соединив их начало и конец:

Всякой матери свое дитя мило.

Материнское сердце не знает покоя.

При солнышке тепло, при матери добро.

Птица радуется весне, а мать — деткам.

Для матери ребёнок до ста лет детёнок.

-Обсудите со своим соседом по парте, что объединяет эти пословицы?

- Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?












Высказывают свое мнение

Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

Регулятивные: планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определяют наиболее эффективный способ достижения результата;

Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, учитывать разные мнения

Личностные: осознают свои возможности в учении



V. Итог урока.

Рефлексия

- Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.


- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока?

Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

- Чему люди могут научиться у Мальки?

- Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

- Какой рассказ прочитали? О ком он?

А на сколько внимательны вы были на уроке мы проверим с помощью теста.


1. Кто автор рассказа о Мальке?

А) И. Соколов-Микитов

Б) В. Белов

В) М. Пришвин

2.Куда пошёл писатель?

А) за хлебом

Б) за квасом

В) за молоком

3.Что он услышал?

А) как хозяйка ругала собак

Б) как хозяйка ругала своих детей

В) как ссорились хозяин и хозяйка

4. В чём провинилась Малька?

А) украла кусок мяса

Б) принесла двух щенят

В) плохо стерегла дом

5. Куда хозяйка отнесла второго щенка?

А) в соседнюю деревню

Б) в город

В) в избушку лесника

6. Как люди ходили из одной деревни в другую?

А) через лес

Б) через болото

В) через речку

7. Зачем Малька бегала в соседнюю деревню каждый день?

А) охотиться

Б) кормить своего щенка

В) искать своих щенят

8. Найдите строки, которые не имеют отношения к Мальке

А) "Каждый день за два километра в чужую деревню ... бегает кормить своего сынка"
Б) "Рычала на него и лягалась задними пушистыми лапами"
В) "Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу."
9. Какие чувства автор испытывает по отношению к Мальке

А) раздражение

Б) восхищение

В) гнев


Обобщающее слово учителя:

Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства.

Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете «равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий пыльный кустик у дороги», или собака, стремящаяся покормить свое дитятко, несмотря на трудности и преграды.


- На столах у вас лежат сердечки, если вам было интересно на уроке и вы усвоили материал – поднимите красное сердечко, если было скучно и непонятно – синее..








Отвечают на вопросы.








Делают выводы и обобщения.

















































Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Познавательные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; отличают новое от известного;




Регулятивные: планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определяют наиболее эффективный способ достижения результата;

оценивают собственную деятельность на уроке;




Личностные: проявляют интерес к предмету


VI. Домашнее

задание

- Наш урок подходит к концу. Какое задание вы могли бы предложить для домашней работы?

Пересказать рассказ от имени Мальки или Лидии (по выбору)


Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением.


У меня живет собака,
Милый маленький щенок.
Улыбака и кусака,
И пушистенький комок.
Много с ним вопросов разных:
И прогулки, и еда –
Но зато чудесный праздник
Он приносит нам всегда!
Я люблю его, ребята,
И хочу вам дать совет:
Если в доме есть собака,
Вы – счастливый человек!


- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Регулятивные: умеют высказывать свое предположение

Личностные: осознают свои возможности в учении



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Лавриненко Елена Анатольевна

Дата: 21.07.2020

Номер свидетельства: 554926

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) ""Малька провинилась" Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе + презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(80) "malka_provinilas_tekhnologicheskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia_v_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "554925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1595330764"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства