|   III. Изучение нового мате-  риала.        Знакомство с творчеством В.Белова                                                                          Первичное восприятие    текста. . Словарная    работа           |    -Как вы думаете, кто на фотографии?  Писатель Василий Белов родился в семье крестьян 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области. Отца И. Белова убили на фронте в 1943 году и мать писателя Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей.  Окончил деревенскую школу, получил специальности слесаря, моториста и электромонтера. Первые стихи Белова, называвшиеся "На страже Родины", опубликовала газета Ленинградского военного округа, где он служил в 1952–1955 годах. После военной службы Василий Белов закончил Литературный институт имени Горького в Москве в 1964 году. После окончания института стал постоянно жить в Вологде, но не забывал своей деревни. Работалось ему здесь легко и плодотворно. Василий Белов – один из основателей жанра «деревенская проза». Герои его книг – люди удивительные, добрые и по-народному мудрые. Произведения писателя написаны ярким языком, проникнуты искренней любовью ко всему живому, к отчему дому. Василий Иванович писал о деревне, о простом человеке – труженике, о судьбе женщины – матери, о деревенских ребятишках,   о животных, о природе.  В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».  Работа над текстом. Чтение текста хорошо читающими учащимися.   (Чтение 1 части)  Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.  «Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»      ( Чтение 2 части)  - Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?  Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:  - Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!      - В каждой местности есть такие слова и выражения, которые придумали жители данной местности. Эти слова употребляются только в разговорной речи и называются просторечными. Понять их смысл можно только при чтении произведения. Такими словами и являются «шельма, блудня, батявка». Можно ли по звучанию определить, что это ругательства?      ( Чтение 3 части)  Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.  - Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…  - Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?      ( Чтение 4 части)  Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:  - Ладно, пускай живут.      Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.      ( Чтение 5 части)  Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах.        ( Чтение 6 части)  Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.       ( Чтение 7 части)  Спросил у Лидии:  - Куда это Малька каждый день бегает?  - Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.      Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.  - Понравился ли рассказ?  - Кто нам рассказывает этот текст?  - Как вы догадались?  - Где происходят события, описанные в рассказе?  - Почему вы так думаете?  - Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?      Физминутка  Не жалея сил и ног  Через страх бежал щенок!  Мимо грозного Полкана,  Мимо башенного крана  ( И немножко мимо кошки),  Мимо тени на стене…  Мой щенок бежал ко мне!   |    Внимательно слушают.                                                                                      Определяют совместно    с учителем толкование слов.          Честит - ругает      Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.  Блудня - ушедшая из дома и вернувшаяся после долгих скитаний.  Батявка - образовалось от праславянского "батать" - искать, бегая. Слово имело оттенок неодобрения, означало "лентяй", "бездельник". В этом рассказе «батявка» - гуляющая, болтающаяся без смысла.                  Кутенок - щенок, собачонка.  Шаромыжник - человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.                                                                                              Деловито - не отвлекаясь, толково, серьёзно, озабоченно.                      Всё впустую - всё зря, ничего не достигая.                              Высказывают свое мнение                                  Выполняют физкультминутку   |     Познавательные: осуществляют структурирование знаний, извлечение информации из иллюстрации, текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания                  Регулятивные: планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определяют наиболее эффективный способ достижения результата;                  Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, учитывать разные мнения                 Личностные: договариваться с людьми, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).   |