III. Изучение нового мате- риала. Знакомство с творчеством В.Белова Первичное восприятие текста. . Словарная работа | -Как вы думаете, кто на фотографии? Писатель Василий Белов родился в семье крестьян 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области. Отца И. Белова убили на фронте в 1943 году и мать писателя Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей. Окончил деревенскую школу, получил специальности слесаря, моториста и электромонтера. Первые стихи Белова, называвшиеся "На страже Родины", опубликовала газета Ленинградского военного округа, где он служил в 1952–1955 годах. После военной службы Василий Белов закончил Литературный институт имени Горького в Москве в 1964 году. После окончания института стал постоянно жить в Вологде, но не забывал своей деревни. Работалось ему здесь легко и плодотворно. Василий Белов – один из основателей жанра «деревенская проза». Герои его книг – люди удивительные, добрые и по-народному мудрые. Произведения писателя написаны ярким языком, проникнуты искренней любовью ко всему живому, к отчему дому. Василий Иванович писал о деревне, о простом человеке – труженике, о судьбе женщины – матери, о деревенских ребятишках, о животных, о природе. В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась». Работа над текстом. Чтение текста хорошо читающими учащимися. (Чтение 1 части) Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?» ( Чтение 2 части) - Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно? Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться: - Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную! - В каждой местности есть такие слова и выражения, которые придумали жители данной местности. Эти слова употребляются только в разговорной речи и называются просторечными. Понять их смысл можно только при чтении произведения. Такими словами и являются «шельма, блудня, батявка». Можно ли по звучанию определить, что это ругательства? ( Чтение 3 части) Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос. - Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны… - Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами? ( Чтение 4 части) Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала: - Ладно, пускай живут. Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна. ( Чтение 5 части) Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. ( Чтение 6 части) Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. ( Чтение 7 части) Спросил у Лидии: - Куда это Малька каждый день бегает? - Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко. Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может. - Понравился ли рассказ? - Кто нам рассказывает этот текст? - Как вы догадались? - Где происходят события, описанные в рассказе? - Почему вы так думаете? - Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете? Физминутка Не жалея сил и ног Через страх бежал щенок! Мимо грозного Полкана, Мимо башенного крана ( И немножко мимо кошки), Мимо тени на стене… Мой щенок бежал ко мне! | Внимательно слушают. Определяют совместно с учителем толкование слов. Честит - ругает Шельма - нечестный человек; мошенник, плут. Блудня - ушедшая из дома и вернувшаяся после долгих скитаний. Батявка - образовалось от праславянского "батать" - искать, бегая. Слово имело оттенок неодобрения, означало "лентяй", "бездельник". В этом рассказе «батявка» - гуляющая, болтающаяся без смысла. Кутенок - щенок, собачонка. Шаромыжник - человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик. Деловито - не отвлекаясь, толково, серьёзно, озабоченно. Всё впустую - всё зря, ничего не достигая. Высказывают свое мнение Выполняют физкультминутку | Познавательные: осуществляют структурирование знаний, извлечение информации из иллюстрации, текстов, осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: планируют, контролируют, оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определяют наиболее эффективный способ достижения результата; Коммуникативные: умеют выражать свои мысли, учитывать разные мнения Личностные: договариваться с людьми, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |