Сквозная тема: | Мой родной край. |
Школа: Преображенская |
Дата: «____»____________20___г. | ФИО учителя: Маюрова И.Ф. |
Класс: 2 «Б» класс. | Количество присутствующих: отсутствующих: |
Лексическая тема: | Каким будет твой край в будущем? |
Тема урока: | М. Пришвин «Ребята и утята». |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
2.1.5.1 строить высказывание, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей, полученных при восприятии информации. 2.2.7.1 определять изменения в поступках героя/в пейзаже в процессе развития. 2.3.2.1 писать творческие работы разных жанров по образцу – загадки/сказки – или по готовым рифмовкам – считалочки/стихи (с помощью учителя). |
Развитие навыков: | 1.5 Высказывание мнения по аудио/видеоинформации. 2.7 Сравнение элементов художественного произведения. 3.2 Создание творческих работ разных жанров. |
Критерии успеха (Предполагаемый результат): | Все учащиеся смогут: Узнать об особенностях литературной загадки. Большинство учащихся смогут: Используя опорные слова, описать чувства героев. Определить, изменились ли поступки героев в процессе развития сюжета. Сочинить загадку по образцу. Прогнозировать по заголовку рассказа его окончание. Рассказать по схеме о произведении. Восстановить последовательность событий в тексте. Пересказать текст по картинному плану. Некоторые учащиеся смогут: Построить высказывание по заголовку и опорным словам. Интервьюировать одноклассников. Создать постер. |
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: литературная загадка, сочинение загадок, описание чувств героя, выразительное чтение, сознательное чтение, словарь терминов. Используемый язык для диалога/письма на уроке: русский. Вопрос для обсуждения: - Каким станет твой край в будущем? |
Привитие ценностей | Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни. |
Межпредметные связи | |
Навыки использования ИКТ | На данном уроке учащиеся используют ИКТ- слайдовая презентация |
Предварительные знания | Текст-описание, заголовок текста, структурные компоненты текста. Подбор другого заголовка. Образ-персонаж. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Подробный пересказ. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.Стихотворение. Картины природы в лирическом стихотворении. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение. Образ-переживание.Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение, олицетворение,эпитет. Настроение.Основная мысль. |
Ход урока |
Этапы урока, t | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока 0-1 мин | Создание положительного эмоционального настроя. Игра «Малыши». Представьте, что вы маленькие… (котята, телята, утята, гусята, …) на прогулке. | Музыкальный фон |
1-5 мин | Актуализация знаний. - Сейчас мы прочитаем скороговорку: Стала утка на пруду Учить своих утят; Утята плавать на виду У мамы не хотят. Ужасно утка мучится: “ Ну что из них получится?” - Прочитайте вопросительное предложение. Прочитайте его, выдерживая интонацию. - А теперь прочитаем медленно, быстрее и быстро. Молодцы. - Сегодня познакомимся ещё с одним произведением М. Пришвина (К) Учитель предлагает подумать, что чувствуют детеныши животных, когда они гуляют без мамы? (Г) Объяснить чувства малышей. (П) О ком мы будем вести речь на уроке литературного чтения? Целеполагание. |
Слайд №1 |
Критерии успеха | Цель нашего урока – научиться: -строить высказывания, используя опорные слова для объяснения своих идей, чувств, мыслей; - определять изменения в поступках героя в процессе развития сюжета; - писать творческие работы. | |
Середина урока 5-12 мин | Работа над сквозной темой раздела на уроке. (К) Возьми интервью у одноклассников, родителей, учителей «От кого зависит будущее (растений, животных, планеты и т.д.)?» Развитие связной речи. (П) Составить рассказ «Каким будет твой край в будущем?» Ф.О. Учитель просить поднять правую руку, если удалось выполнить устно творческую работу. | |
12-14 мин | Динамическая пауза. | |
14-17 мин | Работа по учебнику. (П) Расшифруй слово, используя алфавит. Цифра соответствует порядковому номеру каждой буквы в алфавите. 9, 1, 4, 1, 5, 12, 1 (Ответ: загадка). (К) Понятие – литературная загадка. (И) Сочинить загадку про утку по образцу. Может ______________________ , В небе _________________ летать. Мне скажи через минутку. Что за ________ ? Знаешь? ….. Учитель предлагает запомнить свою придуманную загадку. | Учебник Слайд №2 |
17-27 мин | Работа над литературным произведением: М. Пришвин «Ребята и утята». (К) Вспомнить творчество М. Пришвина. – Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. – Какого человека можно назвать неравнодушным? – Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. – Прочитайте заглавие рассказа. – Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? – Кто видел маленьких утят? – Где? – Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин. (Г) Подготовка к чтению слов. (К) Словарная работа. Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (3слайд) Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (4слайд) Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (5слайд) Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (6слайд) Кузница – помещение, где работают кузнецы. (П) Прогнозирование сюжета рассказа по иллюстрации. (Д) Учитель читает вслух рассказ правильно и выразительно. (И) Ученики выбирают незнакомые для понимания слова. Проверка восприятия. – Понравился рассказ? – Какой рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? – Почему вы так считаете? – Чему он учит? – От чьего имени ведётся рассказ? (автор) – Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? – Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь. (Г) Чтение вслух правильно, сознательно и выразительно. (К) Отвечают на простые вопросы по содержанию. Повторное чтение рассказа учащимися Работа по вопросам М. Пришвина «Ребята и утята»? Почему ребята решили закидать утят шапками? Для чего им нужны были утята? Кто и как помешал развлечению ребят? Как вы понимаете фразу автора «Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро?», почему автор так сказал? К какому виду письменного жанра относится данный рассказ (описание, рассуждение, повествование)? Почему несмотря ни на что утиная семья продолжала своё путешествие к озеру? Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? Сколько надо было идти до озера? Сколько это километров? Это много или мало для человека? А для маленькой уточки? Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. Почему уточка-мать шла позади утят? Какие враги были у уток? Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Могла ли утка кричать? Докажите строчками из произведения. Для чего Пришвин написал свой рассказ? Что его волновало? Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно? А кто нет? Почему? (Г) Определить, изменились ли поступки ребят в процессе развития сюжета? (П) Рассмотреть схему. Используя опорные слова, описать чувства героев. (И) Восстановить последовательность событий по картинкам. | Учебник |
27-29 мин | (Д, К) Динамическая пауза. Игра-зарядка «Утята» Утка рано по утру Всех утят ведет к пруду (ходьба по кругу). Эй, утятки, не ленитесь, На носочки становитесь (ходьба на носочках). А теперь на пятки, Милые утятки (ходьба на пятках). Мы пришли, мои ребятки, Дружно моем свои лапки (наклоны вперед). Ой, холодная вода! Закричала детвора. Научу я вас нырять, Желтеньких моих утят. (наклоны головой) А теперь полетов время, Машем крыльями умело. (махи руками вверх - вниз) Отдохнем, ребятки, Поиграем в прятки. (присели, закрыли лицо руками – выпрямились и открыли лицо) Становитесь все за мной, Нам пора идти домой. (ходьба по кругу) А утята все вздыхают, С грустной мордочкой шагают. (вдох через нос – выдох через рот) Не печальтесь, утятки! Завтра рано по утру Снова вас веду к пруду. (прыжки с хлопками над головой-утята радуются) | |
29-36 мин | Работа в тетради. (Г) Расшифровать слово, используя алфавит. (Ответ: загадка) (И) Записать отгадку. (П) Прочитать загадки, записать отгадки. (И) Сочинить загадку про утку по образцу. | Учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации |
| Работа с пословицами -Прочитайте пословицы, объясните их смысл, найдите те из них, которые подходят к рассказу М. Пришвина. Всякий человек в деле познается. Кто скоро помог, тот дважды помог. За правое дело стой смело! Умел ошибиться – умей и поправиться. Сей добро, посылай добро, оделяй добром | |
Конец урока 36-40 мин | Творческая работа. (Г) Создай постер «Каким будет наш край в будущем?» Презентация проекта. (К) Взаимооценка по критериям: творчески, креативно, интересное выступление-защита проекта. (И) Оценить свою работу на уроке, используя дорожку успеха (Ф.О.) | Лист бумаги, фломастеры Рабочая тетрадь презентация |
| Итог урока. Рефлексия. Сегодня на уроке я узнал, что литературная загадка – это … . | |
Дифференциация | Оценивание | Здоровье и соблюдение техники безопасности |
В процессе работы на уроке учитель индивидуально помогает учащимся отвечать на простые вопросы, исправляет произношение при чтении вслух стихотворения, совместно разрабатывают план рассказа. Учитель стимулирует способных учащихся отвечать на вопросы и определять настроение автора стихотворения и подбирать ассоциации к словам, писать творческую работу, используя литературные приемы. | Формативное оценивание. Само оценивание по дорожке успеха в тетради «Что я знаю и умею». Взаимооценивание при работе в паре, группе, классом. Результаты наблюдения учителем качества ответов учащихся на уроке. Определение уровня усвоения навыка по теме (тетрадь «Что я знаю и умею»). | Игра –Учитель называет животных, а учащиеся хором называете детёныша. У кошки – котёнок У собаки – щенок У зайчихи – зайчонок У утки – утёнок У овечки – ягнёнок У курочки – цыплёнок У индюшки –индюшонок У гусыни –гусёнок У кошки – котёнок У собаки – щенок У ежихи – ежонок У коровы – телёнок У лисы – лисёнок У лосихи – лосёнок У волчицы – волчонок |