Чтение рассказа. Чтение до первой остановки (1 предложение) -Как вы думаете, что обозначает фраза: решилась наконец-то перевести своих утят? (Решилась – это значит долго думала, размышляла, продумывала свой поход, слово наконец-то, подтверждает и усиливает слово решилась). - Что значит для утят свобода? (Это значит что они больше не будут сидеть в гнезде, а будут находится совместно с другими птицами в природе). - Сколько надо было идти до озера? (версты три) - Сколько это километров? (чуть больше 3 км) - Это много или мало для человека? (это не совсем много, человек может пройти это расстояние) - А как вы думаете: А для маленькой уточки? (это очень много, особенно для маленьких утят). Чтение до второй остановки ... - Как вы думаете, почему уточка повела своих утят в обход деревни? (Подальше от глаз людей, чтобы их не поймали). - Какие враги были у уток? (люди, лисица, ястреб). - Как вы думаете, почему мать шла позади? (Чтобы видеть, что происходит с ее утятами, если будет идти впереди, она не сможет заметить, если что-то произойдет. Она показывает заботу о них). - Какая главная мысль этой части? – Как озаглавим эту часть?(Утка повела утят к озеру.) Чтение 2 части. - Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (зашвыряли шапками, ловили утят). - Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (Все время , пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении). - Как вы думаете, почему автор говорит об утке, что она бегала в величайшем волнении? (слово величайшее употреблено не случайно, если мы посмотрим в толковый словарь, то слово величайший обозначает - превышающий среднюю меру, обычный уровень в каком-либо отношении; выдающийся; автор написал именно так, чтобы показать что утка не просто волновалась за утят, а в высокой степени переживала за своих утят). – А какое чувство пережили утята? – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы она кричала? (спасите, помогите) – А какое слово вы кричите, когда боитесь? ( Мама) - На кого же похожи в данном случае утята (На детей) Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. - Какая главная мысль этой части? (Ребята ловили утят.Зашвыряли шапками.) – Как озаглавим эту часть? (Беда.) - Предположите как продолжится эта история про ребят и утят? Чтение 3 части до слов Мать отлетела немного... – Кто помешал мальчишкам? (герой- рассказа) – Утята пойманы, что собираются делать ребята?(отпустить) – Смогли ли ребята объяснить свой поступок? ( нет не смогли) - Какая главная мысль этой части? – Как озаглавим эту часть? (Приказ взрослого. ) Как вы думаете, чем закончится рассказ? – Что сделали бы вы, оказавшись рядом с ребятами? – Что можно сказать о ребятах? – Как их назвал рассказчик? (глупыши- ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.) – Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили? (бросилась спасать своих сыновей и дочерей) – Как шла уточка-мать в начале рассказа? (позади) – А почему сейчас она побежала впереди? (Хотела быстрее увести детей от врагов) – Как Пришвин попрощался с утятами? Докажите строчками из произведения. – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения) – Перед кем этот знак уважения? Почему? – Как мальчишки на это прореагировали? Почему? – Что пожелали люди утятам? - Какая главная мысль этой части? (Семья продолжает свое путешествие.) – Как озаглавим эту часть? (Свобода) |