Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие с детьми 4 класс с ТНР "Парные звонкие и глухие согласные"»
Конспект
открытого логопедического занятия
с учащимися 4 класса с ТНР
(смешанная дисграфия)
Тема:
«Парные звонкие и глухие согласные»
Цель: закрепление темы: «Парные звонкие и глухие согласные».
Задачи:
Образовательные: 1.Формировать умение анализировать звуки по плану; 2.Формировать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными ответами; 3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.
Коррекционные: 1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти. 2. Развитие фонематического слуха. 3. Развитие голоса. 4. Развитие общей моторики.
Воспитательные: 1. Формирование самоконтроля за речью детей. 2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
Оборудование:
Презентация,карточки с заданиями.
Ход занятия.
Организационный момент. Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие. Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас. Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило: Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре, Верно, четко говорим, никогда мы не спешим. (Все вместе повторяем правило вслух)
Кулак-ребро-ладонь(сначало поочерёдно,затем двумя руками одновременно)
Повторение
Логопед: – Давайте вспомним какие звуки называются согласными?
Дети: - Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду: губы, зубы.
Логопед: - Какие бывают согласные звуки?
Дети: - Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.
- Какой согласный звук называется звонким?
Дети: - Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.
Логопед: - Какой согласный звук называется глухим?
Дети: - Согласный звук произноситься без голоса называется глухим.
Логопед: - Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?
Дети: - Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.
Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.
Логопед: - .Прочитайте предложения и исправьте в них ошибки( слайд)
Жила-была коса с кослятами.
В каком слове ошибка?
Дети: - Ошибка в слове коса и кослятами.
Вместо звука [с] надо произносить звук [з]. Жила-была коза с козлятами.
На теревьях появились почки!
Дети: - Ошибка в слове теревьях и бочки. Надо поменять [т] на звук [д] и [б] на [п].
Логопед: - Молодцы.
Логопед: Посмотрите внимательно на таблицу, и догадайтесь, над какой темой мы будем работать?...
Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные».
Давайте начнем выполнять задания.
Дифференциация звуков по звонкости - глухости.
1. Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.
Логопед: - Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и, закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков)З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р
Логопед: - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные звуки. Это вам поможет справиться со следующим заданием.
2. Различение звонких и глухих согласных в слогах.
Игра «Наоборот»
(Дети встают , педагог показываеит карточку и называет слоги со звонкими согласными, а ученик называет слог с глухим согласным звуком и наоборот).
БА, ДА, ГА.ЗО,ВУ, УЖ, ИЗ,- ученик называет наоборот
ОТ, УП, АС, КА, ИФ, УК.-ученик называет наоборт
Логопед: - Молодцы, справились и с этим заданием.
Следующее задание : внимательно слушаеи и записываеи слова .
Логопед диктует слова Утюг, город, огород, сетка, ягода, мороз, арбуз, шутка, морковь, лягушка, кнопка, шапка,указка.
Физкультминутка
Речевая зарядка (чистоговорки): произнести (отраженно) за логопедом с движениями.
За-са-за – рогатая коза (изобразить козу)
Ба-па-ба – два гриба(руки на головой-шляпка гриба)
Па-ба-па – два снопа (руки перед собой сомкнуть в полукруг)
Ка-га-ка –болит рука (потираем руки)
Та-да-та –вот вода (изобразить руками волны)
Ва-фа-ва –там сова(крутим головой- сова)
Га-ка-га –болит нога (потираем ноги)
Та-да-та – суета( изобразить руками «моторчик»)
Са-за-са –вот коса (косим)
3.Вставить правильно пропущенную парную согласную в конце слова.
Логопед : А сейчас мы будем различать звонкие и глухие согласные на конце слова.
- Как слышатся парные согласные в конце слов?
Вспомним правило.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй!
- Какими способами можно сделать проверку? (один-много; подставить слово «нет»)…..
У вас на столе карточки. Возьмите их и выполните задание.
Работа с предложением.
Логопед: Прочитайте предложения и запишите их в тетрадь.(карточка 2)
В зоопарке есть жира.. .
Около дома растет берё..ка.
В саду растёт сла..кая малина.
(проверяем задание)
Логопед: Молодцы! Со всеми заданиями справились.
Ребята, задания усложняются. Возьмите карточку под номером 3 и выполните задание.
Карточка №3
Определи границы предложений. Вставь пропущенные буквы. Озаглавь. Запиши правильно текст.
__________________________________
Наступила ранняя зима выпал пушистый сне... занесло им тро…ки и доро…ки в лесу медве…ь готовился к зиме он натаскал в свое жильё мя …кой и душистой хвои медведю не страшна зима.
(проверка задания)
IV. Итог.
Логопед: Ребята, вы хорошо поработали на занятии.
Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Дети: - Различали парные звонкие и глухие согласные, речевую зарядку, искали ошибки в предложениях в тексте. Логопед: - Согласные звонкие и глухие звуки путать нельзя. Сегодня мы вспомнили, какие бывают согласные, как нужно различать звонкие и глухие согласные звуки и знаем теперь, что ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ звонкого от глухого звука – ЭТО РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.