Ход урока:
- Здравствуйте ребята, меня зовут Галина Егоровна. И сегодня урок чтения проведу у вас я.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
1. Вступительное слово учителя о писателе Л.Петрушевской.
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о замечательной писательницу. На доске вы видите её фото. Кто – нибудь знает, кто это?
- Это Людмила Стефановна Петрушевская - наша современница, прозаик, драматург.
- Родилась в 1938 году в Москве. Окончила факультет журналистики Московского университета. В 1968-м попыталась напечатать свои рассказы в журнале «Новый мир», однако А. Твардовский отказал в публикации, написав молодому автору: «Талантливо, но уж больно мрачно. Нельзя ли посветлей…» Первая публикация (рассказ «Через поля») состоялась лишь в 1972 году в журнале «Аврора». Работала корреспондентом московских газет, с 1972 г. — на Центральном радио. Широкую известность Петрушевской принесли ее пьесы (первая пьеса поставлена в 1973 г. Романом Виктюком в Студенческом театре МГУ). Первая официальная постановка — спектакль режиссера Юрия Любимова по одноактной пьесе «Любовь» в 1981 году в Театре на Таганке. Сегодня спектакли по пьесам «Квартира Коломбины», «Московский хор» и др. идут во многих российских театрах. Автор сценария лучшего мультфильма всех времен и народов — «Сказка сказок» Юрия Норштейна. Автор романов «Время ночь» и «Номер Один, или В садах других возможностей», сборников сказок («Пуськи бятые», «Дикие животные сказки» и др.), рассказов, повестей и стихотворений. Западные исследователи исключительно из-за незнания советского и постсоветского быта полагают, что пьесы Петрушевской близки к театру абсурда. Петрушевская — настоящий реалист с сильной сентиментальной нотой.
Первое опубликованное произведение - рассказ «Через поля» (журнал «Аврора», 1972 г.). Первая пьеса «Уроки музыки» была поставлена Р.Виктюком в 1979 г. В театре-студии ДК «Москворечье» и почти сразу запрещена, напечатана в 1983 г.
- Мне бы очень хотелось познакомить вас с одним из её замечательных рассказов «Лечение Василия» Послушайте, пожалуйста внимательно.
(Читаю детям рассказ)
- Понравился ли вам, ребята, этот рассказ?
- О чем он?
2. Анализ текста
- Ребята, а как вы думаете, почему Василий никогда не лечился у доктора? (Потому что боялся)
- А как вы думаете, почему на первом рентгеновском снимке ведро было далеко, а на втором оно находилось в доме? (Его перенесли)
- Почему санитары не могли оттереть гору? (Потому что она была сильно грязная)
- А доктор почему не смог сразу понять, чем болеет Василий?
- Почему Василий заплакал, когда обнаружились пещерные жители? (От стыда)
- Найдите этот момент в тексте. (Василий заплакал от стыда и сознался, что вспомнил, что действительно сто лет назад катался по траве и задел локтем какую-то деревню, и этот дом с трубой мог прилипнуть к локтю, и жителям этого дома пришлось тоже прилипнуть)
- Почему доктор удивился болезни Василия? (Потому что он не мыл руки)
- Какое лечение назначили Василию? Найдите этот фрагмент в тексте (…И Василию назначили не такое лечение, которое бывает, с бинтами и лекарствами, а такое, которое бывает с мылом и мочалкой)
- Как вы думаете, что из себя представляет Василий? (Говорят своё мнение)
- Как вам кажется, Василий теперь всегда будет так лечится? (ДА)
- А вы моете руки? (Да)
- Каждый день? (Да)
- А когда вообще надо мыть руки? (Утром, перед едой)
- Какой эпизод является кульминацией рассказа? (Когда доктор привёз Василию мыло)
- У меня есть замечательный мультфильм, который был снят по этой великолепной сказке. Давайте посмотрим его?
- Ребята, а в чем мультфильм отличается от сказки? (Рассказывают)
- Несмотря на то, что мультфильм немного отличается от рассказа, смысл несут они один и тот же. Как вы думаете, какой? (Говорят о смысле)
На самом деле, автор хотела показать, что в любом случае, всегда, нужно соблюдать личную гигиену, и что может быть с детьми, которые не будут этого делать.
Домашнее задание.
Домашнее задание у вас будет на выбор:
-
Написать эссе «Как, по-вашему,
сложилась жизнь Василия
дальше?»
-
Написать сочинение-рассуждение
«Считаете ли вы удачным название
рассказа?»
3. Нарисовать иллюстрации к рассказу.
4. Подготовить рассказ о творческой
биографии Л. Петрушевской.
Итог урока.
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
- Что нового о ней узнали?
- Какой из её рассказов сегодня прочли и посмотрели?
Рефлексия.
А теперь я вам предлагаю оценить свою работу. (Ручки домиком.)