Просмотр содержимого документа
«"Люби живое" по сказке В.Бианки "Мышонок Пик"»
Биктимерова А.Ф., учитель начальных классов
МКОУ «Лицей с кадетскими классами имени Г.С. Шпагина»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.
Тема: «Люби живое» по сказке В. Бианки «Мышонок Пик»
(Глава 1 – «Как мышонок Пик попал в мореплаватели»)
Дидактическая цель: способствовать формированию основ литературного образования, расширению читательского кругозора.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Планируемые результаты:
1. Предметные – знать биографию В. Бианки;
уметь работать с раздаточным материалом, анализировать полученную информацию.
2. Метапредметные :
Познавательные – создать представления о новом разделе; формировать учебную самостоятельность; уметь работать с текстом учебника на с. 73-74; продолжить тренировку навыка чтения;
Коммуникативные – умение обмениваться устной и письменной информацией, умение ставить вопросы, работать индивидуально и в парах, умение организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Регулятивные – умение быстро включиться в работу, определять цель и задачи урока, оценивать свои действия и правильность выполнения поставленной учебной задачи.
3. Личностные – уметь ответственно выполнять поставленные задачи на уроке, ставить вопросы и аргументировать свою точку зрения, контролировать результат своей деятельности.
Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» 3класс, компьютер, телевизор, презентация по теме урока, выставка книг В. Бианки.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята!
- Садитесь.
2. Целеполагание. Мотивация.
-Наш урок мне бы хотелось начать со слов А.С. Пушкина. Давайте вместе их прочитаем. “Чтение — вот лучшее учение!”
-Ребята, а что даёт нам чтение? Для чего люди читают? (Читая книги, мы получаем новые знания, становимся умнее и добрее)
- Да, книга в жизни человека играет большую роль. Сегодня мы отправляемся в сказочную страну чтения, где живут наши меньшие друзья.
3. Актуализация знаний
-Ребята, а как называется наш интересный раздел? (Люби живое)
- А в чём смысл этих слов?
-Ребята, перед нами портреты писателей, с творчеством которых мы познакомились в этом разделе. Назовите их. (Пришвин, Соколов-Микитов)
- А чей это портрет?
- Это писатель В. Бианки.
- Как вы думаете, какова же цель нашего урока?
-Молодцы! Мы сегодня с вами будем изучать творчество В. Бианки и его сказку «Мышонок Пик».
- Значит, какая тема нашего урока? (Сказка В.Бианки «Мышонок Пик»)
- Правильно. Записываем тему урока в тетради.
4. Первичное усвоение материала
- Ребята, а что вы знаете об этом писателе?
- Молодцы, но вы знаете не всё. Давайте прочитаем его биографию на листочках и ответим письменно на вопросы.
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в Петербурге. Его отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук, отсюда и любовь Виталия Бианки к растениям и животным. Именно папа приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
В пятилетнем возрасте В. Бианки жил в деревне Лебяжье, и с тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Он много путешествовал, особенно запомнились походы по Алтаю.
В 1923 году начал издаваться первый детский журнал «Воробей», в котором появилась первая его сказка «Путешествие красноголового воробья». Далее последовал целый цикл детских книг, которые принесли славу писателю: «Лесные домишки», «Кто чем поет», «Чей нос лучше?», «Лис и мышонок», «Теремок», «Синичкин календарь».
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Самой знаменитой книгой стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
Вопросы:
Когда и где родился В. Бианки?
Кто привил писателю интерес к природе?
Назовите самые известные произведения В. Бианки.
- Давайте проверим себя с партнером по варианту.
Творчество В. Бианки интересно и разнообразно, и ваши ответы убедят нас в этом. Давайте ответим на первый вопрос….
(показать книги на выставке!)
- А теперь я посмотрю, насколько вы были внимательны:
- В каком журнале появилась первая сказка В. Бианки? («Воробей»)
- А как она называлась? («Путешествие красноголового воробья»)
- Вы уже обратили внимание на выставку книг этого писателя. Одно из его знаменитых произведений – это сказка «Синичкин календарь». В произведении рассказывается о молодой синичке Зиньке, которая каждый месяц узнаёт что-то новое о явлениях природы и удивляется им. На перемене вы сможете полистать эти книги, взять их в библиотеке.
- Ребята, у кого из вас есть желание прочитать эти книги?
- Я рада.
5. Осознание и осмысление учебной информации
- А теперь я предлагаю вам загадку:
Живёт в норке,
Грызёт корки.
Короткие ножки.
Боится кошки. (Мышь)
- Как вы думаете, почему я загадала вам такую загадку о мышонке?
-Ребята, а как вы считаете, мыши любят сыр? Сейчас Катя нам расскажет один интересный научный факт.
- Интересный факт:Все люди знают, что мыши любят сыр. Но, оказывается, были проведены эксперименты, которые показали, что эти грызуны больше всего любят сладкое, например, сахар и фрукты. Так что сыр – далеко не самое любимое их лакомство. Более того, оказывается, мыши терпеть не могут сильный запах сыра!
- Итак, что больше всего любят мыши?
- А может ли мышь путешествовать?
-Да. А как они это путешествуют, мы узнаем из сказки В. Бианки.
- Дома вы читали первую главу сказки. Чем она вас затронула? Над чем заставила задуматься? (сказка заставила задуматься над поведением ребят, вызвала чувства жалости)
- Давайте вспомним, а что такое сказка?
- А какая это сказка: народная или литературная? (Это литературная сказка, так как у неё есть автор)
- При чтении этого произведения встречаются непонятные слова. Давайте узнаем их смысл. Ребята поискали значение этих слов в словарях.
порскнуть – бросились врассыпную, в разные стороны
извести – уничтожить, убить
долблёное судёнышко – выдолбленное из целого куска дерева.
- Спасибо, ребята! Вот какие интересные слова встретились в этой сказке!
6. Первичное закрепление учебного материала.
- Давайте сделаем краткий пересказ. О чем идет речь в этой сказке?
- Как выглядел мышонок? Где он жил? Найдите в тексте.
- Как дети его назвали? Почему?
- Как вы относитесь к мальчику? Почему?
- В чем вина мальчика? Какие отрицательные черты вы видите в нем?
- Как вы думаете, правильно ли поступили ребята?
- Нужно быть добрее не только по отношению к людям, но и к животным, ведь они наши меньшие братья. Нельзя издеваться над животными, как поступили эти ребята.
- А теперь я предлагаю вам представить себя героями этого произведения и прочитать небольшой отрывок по ролям. От слов: «Да какой же он малюсенький!» до «..зачем они у нас хлеб воруют».
С. 74
- Найдите в этом отрывке слова, в которых автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы. (малюсенький, мышонок, ротик, ушко)
- Для чего он их использует? (чтобы показать, что он маленький и беззащитный. Автор с любовью относится к мышонку).
- А какой вопрос вы бы хотели задать автору? Что хотели бы спросить у него? (Исправился ли мальчик? Стал ли он добрее? Что стало с мышонком дальше? Кто его спас?)
- Молодцы. А теперь давайте прочитаем концовку сказки (по цепочке, по предложению) от слов: Стой! и до конца.
- А как вы думаете, история мышонка закончилась?
- Подумайте, что может дальше произойти с мышонком?
6. Домашнее задание
- А чтобы узнать, что же произойдет с мышонком дальше, я предлагаю вам дома прочитать 2 главу «Кораблекрушение». С. 75-76 читать+ на выбор: пересказ, рисунок к сказке или мини-сочинение «Отважный мышонок Пик».
7. Рефлексия. Подведение итогов урока.
- Итак, ребята, наше занятие подходит к концу. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Эта сказка нас, людей, учит многому. А чему именно она нас учит?
- Верно. Эта сказка учит нас быть добрыми, отзывчивыми, чтобы мы не совершали плохих поступков. Ребята, любите живое!
- Скажите, а вы бы хотели помочь мышонку?
- Тогда я предлагаю вам выполнить одно небольшое, но интересное задание. Давайте отправим мышонку письмо-пожелание. На столах у вас лежат листочки. Напишите на них письмо-пожелание мышонку, поддержите его.
- Поделитесь, как вы поддержали мышонка?
- Ребята, вы большие молодцы! Вы очень хорошо поработали. Оценки всем я поставлю после того, как прочитаю ваши послания. Вы у меня очень добрые и отзывчивые! Я желаю вам всего доброго. А теперь давайте отправим письма мышонку. Положите их в почтовый ящик.
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в Петербурге. Его отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук, отсюда и любовь Виталия Бианки к растениям и животным. Именно папа приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
В пятилетнем возрасте В. Бианки жил в деревне Лебяжье, и с тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Он много путешествовал, особенно запомнились походы по Алтаю.
В 1923 году начал издаваться первый детский журнал «Воробей», в котором появилась первая его сказка «Путешествие красноголового воробья». Далее последовал целый цикл детских книг, которые принесли славу писателю: «Лесные домишки», «Кто чем поет», «Чей нос лучше?», «Лис и мышонок», «Теремок», «Синичкин календарь».
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Самой знаменитой книгой стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
Вопросы:
1. Когда и где родился В. Бианки?
2. Кто привил писателю интерес к природе?
3. Назовите самые известные произведения В. Бианки.
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) родился в Петербурге. Его отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук, отсюда и любовь Виталия Бианки к растениям и животным. Именно папа приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они преобразились в увлекательные рассказы и сказки.
В пятилетнем возрасте В. Бианки жил в деревне Лебяжье, и с тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Он много путешествовал, особенно запомнились походы по Алтаю.
В 1923 году начал издаваться первый детский журнал «Воробей», в котором появилась первая его сказка «Путешествие красноголового воробья». Далее последовал целый цикл детских книг, которые принесли славу писателю: «Лесные домишки», «Кто чем поет», «Чей нос лучше?», «Лис и мышонок», «Теремок», «Синичкин календарь».
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Самой знаменитой книгой стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
Вопросы:
1. Когда и где родился В. Бианки?
2. Кто привил писателю интерес к природе?
3. Назовите самые известные произведения В. Бианки.